Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Издержки бизнеса от обязательной сертификации составляют сотни миллиардов рублей в год. "Slon.ru"

Заместитель гендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин о новом списке товаров, подлежащих сертификации

Сертификация [была] однозначно избыточная. Это касается пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, технологического оборудования, столовых принадлежностей, материалов для упаковки и транспортировки. Еще косметическая продукция, средства гигиены, вот все эти виды продукции. В отношении них вообще предусмотрено получение санитарно-эпидимиологическое заключения.

А кроме того, любая новая продукция полежит государственной регистрации. То есть просто здесь не нужна сертификация, так как есть другие виды государственного регулирования. Санитарно-эпидеомелогическое заключение – это компетенция ведомства [Геннадия] Онищенко, а еще и государственная регистрация, которая относится к Ростехрегулированию. Все это абсолютно избыточно.

Процедуры везде на самом деле одни и те же. Отбор образцов, проведение испытаний, экспертиза – практически одни и те же. Это же касается бытовой химии, потому что в отношении бытовой химии опять же предусмотрено санитарно-эпидемиологическое заключение и регистрация видов продукции, которые представляют потенциальную опасность для человека.

Грубо говоря, рыба не должна соответствовать какому-то ГОСТу, достаточно того, что Роспотребнадзор выдал свое заключение. Роспотребнадзор с этим согласен, и это позиция Минэкономразвития. Вообще там, где есть санитарно-эпидемеологическая экспертиза, обязательной сертификации быть не должно.

Отдельно по кормам и кормовым добавкам тоже не должно быть сертификации, потому что в отношении них производится регистрация, санитарная экспертиза, выдача санитарного сертификата и обязательная сертификация. Просто четыре полностью дублирующих инструмента. Очевидно, что и здесь сертификация не нужна.

Отдельный вопрос о технических устройствах, применяемых на опасном производстве. У нас есть такой закон о промышленной безопасности и опасном производстве. В соответствии с ним производится экспертиза промышленной безопасности на производстве, экспертиза на выдачу разрешения на применения соответствующего технического устройства, ну и потом еще предприятие готовит декларацию о промышленной безопасности. То есть в этой части обязательная сертификация промышленных устройств имеет очевидную избыточную форму.

Кроме того, племенная продукция не должна сертифицироваться. Вообще в целом я могу назвать те виды продукции, которые должны сертифицировать, сейчас немножко неправильный подход по отношению к перечню сертификации. Обосновывается то, что продукция не должна сертифицироваться, а все остальное по умолчанию сертифицируется. А должно быть наоборот, все должно по умолчанию не подлежать сертификации, а вот то, что должно подлежать, должно обосновываться. Именно поэтому у нас до сих пор из-за такого извращенного подхода сертификация имеет гипертрофированные формы.

Где нужна сертификация? Опасные виды продукции, где есть существенные риски причинения вреда, транспортные средства, [средства] индивидуальной защиты, оружие и патроны к нему, железнодорожный и подвижной состав (это предусмотрено законом), воздушные суда (двигатели и прочее оборудование гражданской авиации), оборудование и изделия для ядерных установок и радиационных источников, товары для детей, энергетические ресурсы, производственное оборудование, к которому установлено требование по безопасности труда, племенное животноводство пока (вот эти фермы быков и петухов, это прямо предусмотрено федеральным законом).

Еще летом когда этот вопрос рассматривался, это повергло председателя правительства в такой шок, потому что они как раз идут в конце перечня, перечень огромный и, естественно, все смотрят в начало и в конец, там в конце как раз.

Вся эта ситуация летом дискутировалась в правительстве. Естественно, ведомства отстаивали, особенно Ростехрегулирование, сохрание избыточной сертификации за собой. По не нашим оценкам, чтобы была понятна цена вопроса, бизнес тратит на обязательную сертификацию в системе ГОСТ, самой крупной, 50 – 85 млрд рублей в год. Это по оценкам исследования, которое проводилось в 2004 году.

Это все издержки, то есть это не только прямые траты на получение сертификата, но и на испытания различные, потраченное время. А тогда исходили из стоимости сертификата 20 000 рублей. В прошлом году президент озвучил цифру уже в 120 000 рублей за сертификат. Понятно, что с учетом инфляции и прочего в прошлом году, издержки измеряются сотнями миллиардов рублей. Есть очень веское сопротивление со стороны ведомств, прежде всего, Ростехрегулирования и не только его одного. Вокруг этого сложилась огромная инфраструктура органов сертификации – это такая очень хорошая кормушка.

Если у нас изначально было примерно три четверти обязательной сертификации, а остальное – декларирование соответствия, то сейчас вот вышли на показатель, чтобы 54% – декларации, а 46% – сертификации. Теперь нужно ждать эакрепляющий перечень в постановлении правительства. Есть повод для сдержанного оптимизма, удалось сделать этот важный шаг. Но расслабляться, наверное, рано.

Наталья Беспалова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости