Заместитель гендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин о новом списке товаров, подлежащих сертификации
Сертификация [была] однозначно избыточная. Это касается пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, технологического оборудования, столовых принадлежностей, материалов для упаковки и транспортировки. Еще косметическая продукция, средства гигиены, вот все эти виды продукции. В отношении них вообще предусмотрено получение санитарно-эпидимиологическое заключения.
А кроме того, любая новая продукция полежит государственной регистрации. То есть просто здесь не нужна сертификация, так как есть другие виды государственного регулирования. Санитарно-эпидеомелогическое заключение – это компетенция ведомства [Геннадия] Онищенко, а еще и государственная регистрация, которая относится к Ростехрегулированию. Все это абсолютно избыточно.
Процедуры везде на самом деле одни и те же. Отбор образцов, проведение испытаний, экспертиза – практически одни и те же. Это же касается бытовой химии, потому что в отношении бытовой химии опять же предусмотрено санитарно-эпидемиологическое заключение и регистрация видов продукции, которые представляют потенциальную опасность для человека.
Грубо говоря, рыба не должна соответствовать какому-то ГОСТу, достаточно того, что Роспотребнадзор выдал свое заключение. Роспотребнадзор с этим согласен, и это позиция Минэкономразвития. Вообще там, где есть санитарно-эпидемеологическая экспертиза, обязательной сертификации быть не должно.
Отдельно по кормам и кормовым добавкам тоже не должно быть сертификации, потому что в отношении них производится регистрация, санитарная экспертиза, выдача санитарного сертификата и обязательная сертификация. Просто четыре полностью дублирующих инструмента. Очевидно, что и здесь сертификация не нужна.
Отдельный вопрос о технических устройствах, применяемых на опасном производстве. У нас есть такой закон о промышленной безопасности и опасном производстве. В соответствии с ним производится экспертиза промышленной безопасности на производстве, экспертиза на выдачу разрешения на применения соответствующего технического устройства, ну и потом еще предприятие готовит декларацию о промышленной безопасности. То есть в этой части обязательная сертификация промышленных устройств имеет очевидную избыточную форму.
Кроме того, племенная продукция не должна сертифицироваться. Вообще в целом я могу назвать те виды продукции, которые должны сертифицировать, сейчас немножко неправильный подход по отношению к перечню сертификации. Обосновывается то, что продукция не должна сертифицироваться, а все остальное по умолчанию сертифицируется. А должно быть наоборот, все должно по умолчанию не подлежать сертификации, а вот то, что должно подлежать, должно обосновываться. Именно поэтому у нас до сих пор из-за такого извращенного подхода сертификация имеет гипертрофированные формы.
Где нужна сертификация? Опасные виды продукции, где есть существенные риски причинения вреда, транспортные средства, [средства] индивидуальной защиты, оружие и патроны к нему, железнодорожный и подвижной состав (это предусмотрено законом), воздушные суда (двигатели и прочее оборудование гражданской авиации), оборудование и изделия для ядерных установок и радиационных источников, товары для детей, энергетические ресурсы, производственное оборудование, к которому установлено требование по безопасности труда, племенное животноводство пока (вот эти фермы быков и петухов, это прямо предусмотрено федеральным законом).
Еще летом когда этот вопрос рассматривался, это повергло председателя правительства в такой шок, потому что они как раз идут в конце перечня, перечень огромный и, естественно, все смотрят в начало и в конец, там в конце как раз.
Вся эта ситуация летом дискутировалась в правительстве. Естественно, ведомства отстаивали, особенно Ростехрегулирование, сохрание избыточной сертификации за собой. По не нашим оценкам, чтобы была понятна цена вопроса, бизнес тратит на обязательную сертификацию в системе ГОСТ, самой крупной, 50 – 85 млрд рублей в год. Это по оценкам исследования, которое проводилось в 2004 году.
Это все издержки, то есть это не только прямые траты на получение сертификата, но и на испытания различные, потраченное время. А тогда исходили из стоимости сертификата 20 000 рублей. В прошлом году президент озвучил цифру уже в 120 000 рублей за сертификат. Понятно, что с учетом инфляции и прочего в прошлом году, издержки измеряются сотнями миллиардов рублей. Есть очень веское сопротивление со стороны ведомств, прежде всего, Ростехрегулирования и не только его одного. Вокруг этого сложилась огромная инфраструктура органов сертификации – это такая очень хорошая кормушка.
Если у нас изначально было примерно три четверти обязательной сертификации, а остальное – декларирование соответствия, то сейчас вот вышли на показатель, чтобы 54% – декларации, а 46% – сертификации. Теперь нужно ждать эакрепляющий перечень в постановлении правительства. Есть повод для сдержанного оптимизма, удалось сделать этот важный шаг. Но расслабляться, наверное, рано.
Наталья Беспалова