Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Запретительное регулирование. Интернет-журнал "Новая Политика"

Новый техрегламент по-прежнему сулит серьезные проблемы автомобилистам

На прошлой неделе на сайте Минпромторга был опубликован проект поправок в технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств". Этот документ, принятый постановлением правительства от 10 сентября вызвал не меньше нареканий и протестов, чем закон о повышении транспортного налога. Скажем сразу: поправки вызвали у экспертов весьма противоречивые мнения.

С одной стороны, они устраняют такое важное для водителей грузовых машин препятствие, как европейский стандарт максимальной длины грузовиков и грузовиков с прицепами. Теперь автопоезд может достигать 20-ти метров, на чем настаивал профсоюз водителей-дальнобойщиков.

Однако к требованиям других автомобилистов в Минпромторге не прислушались. К тому же, пробиваясь сквозь дебри бюрократических речевых оборотов, комментаторы не могут сойтись, например, в простом, казалось бы, вопросе: что означает некая формулировка. Так, непонятно, отменен или же нет пункт техрегламента, фактически запрещающий эксплуатацию японских автомобилей, выпущенных для продажи в самой Японии. Дело в том, что, согласно принятому регламенту, заводской идентификационный номер машины (VIN) должен содержать 17 знаков. Однако VIN автомобилей, выпущенных для японского рынка, содержит только 11 знаков. Предложенная поправка гласит, что "Требования... не распространяются на ранее находившиеся в эксплуатации транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в индивидуальном порядке". Одни эксперты полагают: поскольку регламент не имеет обратной силы, и купленные ранее подержанные японские машины и без поправки могут продолжать ездить по российским дорогам, то речь идет о праве частных лиц продолжать ввоз иномарок с VIN в 11 знаков. Их оппоненты утверждают: поправка вообще не имеет смысла, а ввоз подержанных японских машин будет техрегламентом ограничен и по этому пункту.

Закамуфлированный запрет правого руля оставлен в техрегламенте без изменений

Что касается закамуфлированного запрета правого руля, вызвавшего столько шума, то он оставлен без изменений.

Наиболее критически настроенные комментаторы уже назвали поправки в техрегламент "попыткой пустить пыль в глаза и успокоить тех автомобилистов, которые продолжают ездить на своих японских автомобилях в России".

А вот заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин вообще считает, что с окончательной оценкой регламента стоит повременить: "Появление регламента – только полдела. Вторая половина – обеспечение выполнения требований и оценка соответствия. С одной стороны, это – отдельная тема. С другой, – техрегламент должен установить формы оценки соответствия, и эти процедуры тоже прописать. На стадии эксплуатации – это техосмотр, по которому принято принципиальное решение забрать его у ГИБДД и передать на рынок саморегулируемым организациям. Так что неплохо было бы сработать на перспективу, но регламент пока консервирует существующую систему, дни которой уже сочтены. Так что впереди нас могут ждать самые разные известия о претворении данного регламента в жизнь".

Однако и сейчас аналитики прогнозируют целый ряд негативных моментов, которые, несомненно, возникнут в результате введения регламента в действие. Так, Минпромторг оставил без изменений ту часть регламента, которая вынудит граждан покупать импортные автомобили и оригинальные запчасти к ним только у официального дилера. А ведь это будет способствовать монополизации рынка и росту цен. Такое вмешательство технического регламента в вопросы торговли – безусловный нонсенс.

"Не надо увязывать напрямую решение политических проблем с принятием технических регламентов, это дополнительно осложняет и без того непростой процесс их разработки, – считает тот же Сергей Мигин. – Для решения таких проблем издаются специальные нормативные акты, а регламент – документ совершенно иного назначения. Он должен, в первую очередь, устанавливать требования по безопасности".

Действительно, есть много других более гибких (и не вызывающих такого сильного отторжения, как прямой запрет или директивное ограничение) экономических инструментов, таких как, например, таможенная политика. И мы уже пошли по этому пути, повысив пошлины на подержанные иномарки (что, правда, тоже было встречено в штыки на Дальнем Востоке).

Есть и другие средства: Владимир Путин в очередной раз заявил во время телевизионного общения с гражданами о мерах по поддержке отечественного автопрома. Здесь не только прямые вливания в "АвтоВАЗ", но и частичная оплата кредитных ставок для покупателей автомобилей, выпущенных с конвейеров в России.

И наделенные правом десятикратного повышения транспортного налога регионы уже объявляют, что повышен он будет, прежде всего, для владельцев автомобилей с мощностью двигателя больше 100 лошадиных сил. К "Жигулям" это пока не относится, а значит, они получают определенные преимущества.

Так нужны ли нам запретительные меры на ввоз японских и американских автомашин еще и в рамках технического регламента?

В связи с кризисом российский автомобильный рынок находится в плачевном состоянии (впрочем, последние соцопросы утверждают, что наши сограждане стали экономить на всех предметах долговременного пользования, а не только на автомашинах) и вряд ли в ближайшее время из него выйдет. И только срочная модернизация производства, а не запретительные меры, может спасти российский автопром. Модернизация, о которой говорят все, начиная с президента и премьера. Сумеем мы ее провести – переживем кризис, и будем двигаться дальше. Не сумеем – никакие нормативные акты нам не помогут. Самый хитроумный регламент не сможет отменить законы конкуренции.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости