В реализации "реформы техрега" не заинтересованы не только чиновники, но и представители крупного бизнеса
Противники реформы обязательных требований к продукции и процессам ее производства, ведущие активную борьбу за отмену закона «О техническом регулировании» с момента его принятия, взорвались бурей оваций. В Ульяновске на заседании Госсовета президент Дмитрий Медведев заявил, что готов отменить этот закон, внеся в Госдуму «соответствующий законопроект». Именно эта фраза, выдернутая из контекста речи президента, стала активно позиционироваться в СМИ и интернете теми, кому закон не по душе уже шесть с лишним лет.
РИА Новости, например, сообщило, что «возможная отмена закона о техническом регулировании может благотворно сказаться на состоянии технических нормативных актов в строительной отрасли России, поскольку заставит и власть, и строительное сообщество задуматься над модернизацией конкретного массива технорм, на основе которых осуществляется строительство». Сказано так, как будто закон о техрегулировании каким-то боком все эти годы мешал «задумываться» над модернизацией этого массива. Тем более что люди, принявшиеся сейчас комментировать слова российского президента, вполне могли не только «шевелить мозгами», но и реально заниматься такой модернизацией, будучи несколько лет назад (и до и после введения закона в действие) на самых высоких должностях в Госстрое. Просто длительное время те же «строительные чиновники» мало что делали на практике, чтобы закон заработал, а то и прямо саботировали его внедрение.
Тем не менее, даже внутри строительной отрасли оценка закона совсем неоднозначна. Так, первый проректор Государственной академии строительства и ЖКХ России, главный советник президента Ассоциации строителей России Александр Герасимов считает, что «если никто ничего не делает, то это не значит, что идея плохая. К тому же в рамках техрегулирования можно гармонизировать технические нормы РФ с общемировыми стандартами, что облегчит работу и зарубежных инвесторов у нас в стране, и наших строителей за границей».
В «тусовке» уже вовсю обсуждается, что Комитет РСПП по техническому регулированию как давний противник закона уже готовит аргументацию и предложения по его отмене. Ни для кого не секрет, что в реализации «реформы техрега» (воспользуемся специфическим сленгом), помимо чиновничества, не заинтересована и часть бизнеса, прежде всего – крупного, олигархического. Причина проста: существующие барьеры входа на тот или иной рынок в виде определенных технических требований и обязательной сертификации превращают его в рынок продавца, делают менее конкурентным, отсекая от него часть потенциальных производителей.
Выход в сложившейся ситуации противники реформы видят в возврате к прежней системе обязательной стандартизации (и, разумеется, обязательной сертификации всего и вся). Как будто уже и забыто о том, что старая система характеризовалась огромным количеством документов, которые дублировались, противоречили друг другу, содержали избыточные требования (законы, постановления правительства, ведомственные акты, ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д.). Эта система тяжким грузом давила на экономику страны и пнуть ее в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда она еще действовала во всей своей красе, не стремился только ленивый. У нас короткая память или просто поменялась политическая (экономическая) конъюнктура?
Давайте попробуем непредвзято взглянуть на то, что же на самом деле сказал наш президент и что конкретно не устраивает в законе «О техническом регулировании» лидера страны?
Прежде всего, Дмитрий Медведев поразмышлял над темой, не распустить ли «наши органы по техническому регулированию»? «Нашим [в соответствии с терминологией закона – национальным – В.Б.] органом по техническому регулированию» в настоящий момент является Минпромторг (как и все предыдущие годы, включая то время, когда министерство было еще не «-торгом», а «-энерго»). С учетом того, что в последние полтора года Минпромторг фактически ничего не делал в этой сфере своей компетенции, вопрос, поставленный президентом, звучит вполне резонно и закономерно. Стоит напомнить, что около двух лет назад в Минпромторге фактически была разогнала команда профессионалов, реально занимавшаяся продвижением реформы технического регулирования, а нынешний замминистра, назначенный ответственным за сферу, весь прошедший период не курировал больше никаких иных направлений, кроме технического регулирования (единственная сфера в министерстве, за которую он и сейчас отвечает). Реформа техрега, имея формально по закону единственный «наш национальный орган», в качестве «центра компетенции» этот орган потеряла и оказалась раздербаненной по ведомствам. А неформальным «национальным органом», который все годы тормозил процесс внедрения в жизнь закона «О техническом регулировании», вдруг стало Ростехрегулирование. Формально же, с точки зрения действующего законодательства, Ростехрегулирование ответственно только за отдельный «кусок» технического регулирования, а именно – за стандартизацию, за добровольные национальные стандарты (которым всеми силами ведомство старалось и старается снова придать статус обязательных).
Далее в своей речи президент назвал «бедой» ситуацию в техническом регулировании и указал, что когда он работал в правительстве, то вместе со своими коллегами они эту тему «закрутили» (простим лидеру страны некоторую шероховатость публичной речи, устно фраза звучит даже «смачно»). В итоге, по словам Дмитрия Медведева, «было принято определенное количество регламентов». Заметим, что до 2007 года постановлением правительства был принят всего один технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», остальные регламенты (около десятка) были приняты преимущественно федеральными законами в 2008 – 2009 годах, когда Дмитрий Медведев уже прошел через горнило президентских выборов.
По словам президента, количество регламентов, которые сейчас принимаются – «все равно слезы», «надо новые правила создавать». Но, сетует лидер страны, «все между пальцами ушло». Отсюда и печальный вывод: закон «не работает», «может быть от него отказаться?».
Однако, на мой взгляд, основной посыл, который пытался донести до общества (и до чиновничества) президент, состоял не в том, что закон плох и что его надо отменять, а в том, что он не реализуется, что катастрофически медленно идет процесс даже не столько разработки, сколько принятия (утверждения, введения в действие) технических регламентов: «Нужно процедуру поменять, иначе мы не сможем это сделать никогда, это будет продолжаться десятилетиями. Поэтому задача двуединая: и сами регламенты подготовить, и процедуру поменять, причём, на мой взгляд, второе ещё важнее…», «Они должны выходить на порядок быстрее…»
С одной стороны, процедура подготовки и принятия технических регламентом была когда-то гордостью разработчиков закона. В стране это, пожалуй, до сих пор чуть ли не единственный закон, в котором прописана прозрачная и понятная процедура публичного обсуждения проектов регламентов, расставаться с ней печально. Но, с другой стороны, эта процедура не способствовала преодолению барьера между фактом «рождения» техрегламента и актом его «гражданской регистрации» в Госдуме или правительстве. Так, в официальном документе 2006-го года самого Минпромэнерго (тогда министерство носило это название и в нем еще активно работала команда профессионалов), можно было прочитать, что 20 проектов технических регламентов, направленных в Правительство РФ, были возвращены на дополнительную проработку, хотя уже прошли всевозможные обсуждения и согласования и, на взгляд экспертов, были хорошо проработаны. 7 проектов возвращались и представлялись в Правительство РФ более 1 раза (например, проект федерального закона общего технического регламента «О пожарной безопасности» возвращен 3 раза, проект федерального закона специального технического регламента «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства» возвращен 4 раза).
Сроки рассмотрения законопроектов в Аппарате Правительства РФ в отдельных случаях затягивались до 6 месяцев. Схожая ситуация складывалась и с инициативными разработками, по которым правительство годами не давало в Госдуму никакого заключения (действующие нормы требуют наличия правительственного «отзыва» на законопроект, положительного или отрицательного). Основным оппонентом техрегламентов, и явным, и бюрократически-аппаратным, было Ростехрегулирование, поскольку их принятие убивало бизнес на «административной ренте», фактически оставляла ведомство без властных функций, делало его пятым-шестым-седьмым колесом в управленческой телеге (в качестве «контролера» Агентство дублирует функции других органов власти, а функции органа по национальной стандартизации вполне может взять на себя и общественная/негосударственная структура). В этих условиях задушить в дружеских объятиях закон «О техническом регулировании», а потом на каждом углу кричать, что он «не работает», стало главной задачей ведомства.
Что еще сказал президент? То, что надо определить одно ведомство и что «пусть оно все это сделает и у нас будут на столе эти регламенты, возьмут за основу правила Евросоюза, надлежащим образом их обработают, скомпилируют и выпустят, наконец» (опять оставим без комментариев шероховатость живой речи). Опыт Евросоюза, однако, говорит несколько о другом в плане процедуры принятия директив (в данном случае – аналогов наших технических регламентов). Директивы Нового Подхода базируются на Статье 95 Соглашения по ЕС, и действуют согласно процедуре принятия совместного решения, предусматриваемой Статьей 251 Соглашения по ЕС. Директивы после прохождения определенной процедуры принимаются Европарламентом (а не каким-то органом исполнительной власти) и действуют на всей территории ЕС как «основополагающие», не требуя потом переутверждения национальными парламентами.
После выступления лидера страны почти две недели шла новая атака на закон о техрегулировании. Сейчас первая «волна» схлынула. Поэтому хочется надеяться, что закон не отменят, он выстрадан Россией, выстрадан уже почти 7 «переходных» лет. Реформа технического регулирования, хоть до сих пор и не получила характера необратимой, идет, пусть с огромными издержками, скрипом, с «потом и кровью». Чего стоит, например, такой долгожданный шаг как перевод около 100 видов продукции из статуса обязательно сертифицируемых в разряд декларируемых – движение в этом направлении тоже было постулировано законом «О техническом регулировании».
Пусть не самым приятным, но хоть каким-то компромиссом могла бы послужить разработка новой упрощенной процедуры принятия/утверждения технических регламентов (с прямым использованием правил и норм Европейского Союза) и наделение отдельного федерального органа исполнительной власти единоличными полномочиями по их введению в действие (раз уж демократические процедуры в сфере технического регулирования пока, по мнению нашего лидера, не приживаются). Только дай Бог, чтобы этим органом не оказалось ведомство с зашкаливающим за все разумные рамки конфликтом интересов. Дай Бог, чтобы это не были ни Минпромторг, ни Ростехрегулирование, пока в них рулят «стратеги», саботирующие реформу обязательных технических требований. В любом случае команда, заведшая техрег в пустыню и не сумевшая найти путь выхода из нее, должна уйти в сторону, уступив место другим, чтобы другие этот путь нашли (а то и вправду будем не 7, а 40 лет странствовать). Но уйдет ли?