Гигантская разница в стоимости безлимитных корпоративных и домашних ШПД-тарифов давно тревожит мой рассудок. Чтобы как-то успокоить себя я придумываю много веских аргументов в защиту операторов, но все они в лучшем случае объясняют, а отнюдь не оправдывают заоблачные цены на доступ в Интернет для юридических лиц.
Меня как журналиста, пишущего про телеком, знакомые частенько про этот самый телеком спрашивают. Например, про то, почему практически у всех операторов безлимитные тарифы на ШПД для юрлиц в разы дороже, чем для частных пользователей при той же скорости доступа. Что это за ерунда такая: дифференциация по цвету штанов, тарификация по размеру кошелька? Сам я не оператор, и, конечно же, ничего в этом парадоксе не понимаю, но все же пытаюсь придумать ответы, которые хоть как-то объясняют причины вопиющего неравенства.
Аргумент первый: по статистике операторов компании в среднем потребляют значительно больше трафика, чем частные абоненты. Примеры из личного опыта свидетельствуют об обратном. Один знакомый менеджер подсчитал, что в месяц его компания в среднем выкачивает 40 Гбайт трафика – ровно столько же, сколько совместными усилиями его домочадцы: жена и двое детей. И это притом, что компания подключена на той же скорости, но платит за нее в 10 раз больше. Допустим, такая ситуация – исключение из правил, характерное лишь для маленьких организаций со штатом менее 10 человек. Однако их счет в стране, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, идет на десятки и сотни тысяч. И то, что все они - жертвы некой тайной "операторской статистики", которую никто кроме операторов не видел, вряд ли можно считать удовлетворительным объяснением тарифного неравенства.
Аргумент второй: частные абоненты в среднем используют предоставленный им канал доступа лишь на 10%, тогда как корпоративные клиенты порой "грузят" его на все 100%. В результате операторы хоть и указывают стоимость якобы за полосу, но на самом деле оценивают утилизацию этой полосы. Это объяснение также не убеждает. Непонятно, почему же тогда, во избежание недовольства со стороны клиентов, поставщики услуг ШПД до сих пор не придумали прозрачные планы c тарификацией по средней загрузке канала? Непонимание усугубляется тем, что на практике указанная оператором скорость подключения – не более чем недостижимый идеал. Другой мой знакомый платит за корпоративный Интернет на 4 Мбит/с больше $200 в месяц. Но, по его словам, насладиться этой скоростью имеют возможность лишь охранники офиса, по будням глубокой ночью или ранним утром в выходные дни. Во все остальное время она обычно не превышает одну пятую от заявленного значения. Понятно, что безлимитный доступ - это всегда некий компромисс между обязательствами поставщика услуг и их потребителем. Но частные абоненты благодаря этому компромиссу получают низкие тарифы и, в некоторых случаях, даже кредитную систему оплаты. А что же за свои кровные имеют юридические лица?
И здесь я перехожу к третьему аргументу: корпоративные тарифы это иной уровень сервиса. Тут вам и статический IP, включенный в стоимость абонентской платы, и более дорогое оборудование с расширенным функционалом для удаленного управления. Да и служба поддержки, по идее, должна гораздо быстрее реагировать на обращения корпоративных клиентов. Наверное, этот аргумент перевесил бы все остальные, если бы не одно но. Он срабатывает лишь в случае с некоторыми, наиболее щепетильными операторами. Когда у третьего моего знакомого дома перестал работать доступ в Интернет, он обратился в службу поддержки. Дозвонился, как водится, далеко не сразу, но зато после этого получил исчерпывающие инструкции по поводу того, как устранить проблему. А когда оказалось, что ему с этим не справиться, оператор выслал на помощь саппорта, который в тот же день вечером приехал и все поправил. Спустя некоторое время у этого же знакомого произошел похожий случай на работе. В техподдержку он дозвонился сразу, но причину проблемы сумел выяснить лишь спустя несколько часов. Оказалось, что ремонтники, работающие рядом с бизнес-центром, повредили коммуникации, поэтому надо немного потерпеть. В его случае это "немного" составило больше суток, при десятикратной разнице в стоимости домашнего и офисного Интернета. А все потому, что операторы хоть и заявляют об "ином" уровне обслуживания корпоративных ШПД-тарифов, но на практике обычно никак не разделяют c клиентами риски, связанные с качеством предоставления услуг связи.
Можно придумать еще пяток веских причин, по которым корпоративные тарифы дороже частных. Например, вспомнить о том, что взаимодействие с юридическими лицами – это всегда дополнительная нагрузка на бухгалтерию операторов, поскольку все взаиморасчеты с ними производятся по безналу, а бухгалтеры, как известно, тоже кушать хотят. Или попенять на злостных хозяев бизнес-центров, которые пускают к себе операторов только в обмен на ежемесячные акульи проценты от их доходов. Но у тех, кто вынужден платить за корпоративный Интернет в десятки раз больше, чем за домашний, все эти обстоятельства в лучшем случае вызывают контраргументы, а в худшем – оглушительную брань. Слушая ее, я всегда задаюсь вопросом: интересно, а чем объясняют своим клиентам тарифное неравенство сами операторы?
Данила Шеповальников,обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews