Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мафия спасла экономику. "ИЗВЕСТИЯ"

В разгар кризиса теневые капиталы "отмылись" и спасли банки Великобритании, США, Швейцарии и Италии. С таким сенсационным заявлением выступил директор Управления ООН по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста. Он назвал точную сумму "грязных денег" - $352 млрд. В России подобных данных нет, но и у нас государство пытается легализовать теневую экономику.

- Во многих городах и странах, - рассказал Коста британским журналистам, - деньги, полученные от продажи наркотиков, были единственным ликвидным капиталом.

По его словам, информация о том, что деньги организованной преступности помогли ряду банков пережить самые тяжелые времена, была получена из Великобритании, США, Швейцарии и Италии. Отмытые деньги дали возможность многим компаниям справляться с кризисными трудностями.

В России ситуация иная. Прежде всего понятие "теневые деньги" у нас значительно шире. Это не только доходы от наркобизнеса (по экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд рублей). В тени доходы от взяток, откатов, незарегистрированной предпринимательской деятельности, производства неучтенной продукции.

- В России нет четкого разграничения на честно и нечестно заработанные доходы. Например, если сегодня в новостях сообщают, что с дачи госчиновника было похищено 10 млн рублей, то всем сразу понятно: речь идет о взятках и откатах, - говорит аналитик ИК "Проспект" Александр Потавин.

По данным замглавы Росстата Александра Суринова, удельный вес теневой экономики доходит сейчас до 25%. А по словам министра финансов Алексея Кудрина, в этом году ее доля может увеличиться.

- В кризис многим компаниям выгодно занижать показатели, чтобы иметь бледный вид перед налоговиками, - говорит Потавин. - Половина китайских компаний работает так, и государство закрывает на это глаза.

Однако не факт, что российское государство последует примеру Китая. Недаром же председатель Счетной палаты Сергей Степашин недавно заявил, что российский бюджет может дополнительно получить 2 трлн рублей без иностранных займов, если изменить механизмы регулирования экономики. Одна только легализация "неучтенного" производства и реализации алкоголя могла бы увеличить доходы казны на 35-40 млрд рублей.

- "Уход в тень" стал основным способом выхода из кризиса в 1998 году (тогда теневой сектор составлял почти половину ВВП. - "Известия"). Но с тех пор ситуация сильно изменилась, - говорит замгендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олег Шестоперов. - В последние годы объем теневого сектора российской экономики снижался. На крупный бизнес с его офшорами давит государство. Так что если рост теневого сектора и произойдет, то небольшой - на 1-2%.

Варвара Агламишьян

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости