Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Большой заказ для маленьких. "Эпиграф"

Госзаказ для малого бизнеса быстро растет, но не становится более эффективным, считают эксперты. Виной тому и пассивность самих предпринимателей.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных закупках, многократно увеличилось. В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10% до 20% общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз – с 3 млн до 15 млн руб.

Как сообщала в своем выступлении на открытии Форума-выставки «Госзаказ-2009» заместитель министра экономического развития Анна Попова, «объем госзаказа в 2009 году составит 4 триллиона рублей с учетом оборонзаказа, при этом объем государственных закупок у предприятий малого бизнеса составит 800 млрд руб.».

Несмотря на рост объемов заказа для малого бизнеса, проблемы участия малого бизнеса в госзаказе остаются, говорится в исследовании института. Это отсутствие эффективного контроля за выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства, вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе, сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства, недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства.

Объем госзаказа в общем объеме реализации растет – если в 2007 году он составлял 25–30%, то сейчас – 70–75%, говорит директор института хроматографии «ЭкоНова» (производит хроматографы) Михаил Перельройзен. Государство не скупится на необходимое ему уникальное оборудование, особенно российского производства. «В следующем году объем госзаказа на нашу продукцию должен увеличиться в несколько раз, мы подписали соответствующие соглашения с государством. Даже в условиях кризиса ни одна страна не может существовать без устройств, которые помогают следить за качеством воды, воздуха, пищи, бороться с наркотрафиком», говорит М. Перельройзен.

«Судя по отзывам бизнесменов, госзаказ в новосибирской области достаточно привлекателен для предпринимателей – многие лоты можно выиграть по довольно привлекательной для кризиса цене. Однако предприниматели недостаточно активны, многие даже не знают адреса сайта госзаказа. Может быть, это происходит потому, что доверие предпринимателей к государству еще не достаточно велико. Но скорее всего, власти просто недостаточно мощно продвигают госзаказ, не рекламируют его. А ведь это способ экономить бюджет», – оценил госзаказ управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

«Система госзаказа, которая действует сейчас, – это иногда какая-то благотворительность», – говорит директор компании «Город солнца» (производитель детских площадок) Татьяна Бойко. Раньше государство могло потребовать у участника лицензию, сертификаты на продукцию, а теперь может участвовать кто угодно, сетует Т. Бойко. «Они часто называют минимальную цену, выигрывают за счет этого, а потом не могут выполнить контракт. Так реальные игроки рынка лишаются поддержки госзаказа, а государство зачастую – своих денег, по крайней мере, на какой-то срок», – говорит Т. Бойко.

«Система запроса котировок не очень походит в тех областях, где продукт не стандартизирован – как, например, в разработке сайтов. При запросе побеждает тот, кто дал максимально малую цену.

Недобросовестные участники могут пользоваться этим, предоставляя продукт низкого качества. Услуги и продукты, не имеющие четкого стандарта, должны оцениваться в рамках тендерной схемы госзаказа, когда экспертное сообщество выбирает победителя, учитывая его прошлый опыт, качество его работ», – видит еще одну проблему госзаказа директор компании «АйтиКонстракт» Роман Петров.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости