В Налоговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон «О милиции» внесены изменения. Соответствующий Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» подписал во вторник, 29 декабря, российский президент Дмитрий Медведев. Ранее, 23 декабря, этот закон был принят Государственной думой и 25 декабря одобрен Советом федерации. Закон вступает в силу с 1 января 2010 года. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.
Изменения уточняют порядок привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах.
Так, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьёй 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом.
Заключения под стражу теперь избегут подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, предусмотренных статьями 198 — 1992 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов).
Кроме того, внесенные изменения предусматривают, что Следственный комитет при прокуратуре РФ возьмет на себя следствие по уголовным делам по преступлениям, предусмотренным указанными статьями Уголовного кодекса.
Закон предполагает, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не заплатил недоимку, а также пени и штрафы, налоговые органы обязаны направить в течение 10 дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако неплательщик должен быть предупрежден о последствиях заранее: если размер недоимки позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налоговиков направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.
Сейчас в России уголовная ответственность за невыплату налогов наступает, если задолженность гражданина по налогам в течение трех лет превысила 100 тысяч рублей. Если речь идет о компании, то лимит составляет 500 тысяч рублей.
Данные нормы также были изменены. Cогласно новому закону, крупным уклонением от уплаты налогов и сборов для физлиц считается задолженность в 600 тысяч рублей за три финансовых года подряд. При этом доля неуплаченных налогов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов. Особо крупным размером признана сумма в 3 млн рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате.
Для организаций задолженность по налогам, которую можно считать крупной, увеличена до 2 млн рублей за три финансовых года. Доля неуплаченных налогов также должна превышать 10% от суммы налогов, подлежащей уплате. Особо крупной признана сумма в 10 млн рублей (в действующей редакции — 2,5 млн рублей). При этом доля неуплаченных налогов должна быть более 20%.
По словам вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева, с 30% оборота предприятий малого бизнеса налоги не платятся. «17—18% фактического оборота приходится на схемы ухода через обналичивание средств и примерно 13% от фактического оборота ведется в тени, не заключается договоры и прочее», — сказал эксперт. По данным Буева, в 2008 году малые предприятия продали в теневом секторе рынка продукции на 1,7 трлн рублей. С учетом того, что официальный оборот малых предприятий в 2008 году превысил 10 трлн рублей, реальный показатель, включающий теневое производство, перевалил за 11,7 трлн рублей.
Ранее, с середине декабря, Дмитрий Медведев поручил Генеральной прокуратуре и СКП проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления и разобраться, насколько целесообразно применять меру заключения под стражу к тем, кто впервые совершил подобное правонарушение.
Учитывая объемы совершаемых в России экономических преступлений, заместитель председателя комитета Государственной думы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин оценивает принятый закон положительно. «Данный закон дает возможность человеку решить проблемы в досудебном порядке. Зачем жестко наказывать человека и сажать его в тюрьму, если можно наложить взыскание на его имущество, или же дать ему возможность заплатить налоги и штрафы? Это разгрузит работу УФСИН, сократит количество работы в судах. Мы и так уже достаточно посадили должностных лиц», — заявил депутат. При этом, Виктор Илюхин не исключает, что либерализацию законодательства россияне могут воспринять как возможность не платить налоги. «Если это произойдет, то мы скорректируем действующее законодательство», — обещает он.
С ним согласен и Владимир Буев. «Экономические преступления должны наказываться именно штрафами и конфискацией имущества. При этом стоит учитывать, что налоговое законодательство в России настолько непрозрачно, что вероятность совершить ошибку при расчете налогов очень велика», — говорит он.
Между тем, правоохранительные органы раскритиковали законопроект. Недовольство МВД вызвало положение об ограничении возможностей сотрудников органов внутренних дел заводить уголовные дела на неплательщиков налогов.
Факты KM.RU
Согласно статистике, уклонения от уплаты налогов, обналичивание средств, рейдерство и ряд других преступлений, относящихся к экономическим, – это 40% всех уголовных дел в России.