Малый бизнес потратил в прошлом году 6% от выручки на преодоление административных барьеров. Таковы данные, которые приводит Министерство экономического развития. В Москве, согласно данным статистики Мосгорстата, сумма выплат чиновникам в 2009 году может составить около 147 млрд рублей. В 2008 году бизнес тратил на преодоление административных барьеров 8% от выручки. Минэкономразвития прогнозирует, что к 2010 году показатель снизится до 3%.
Сами предприниматели уверены, что в действительности эта цифра больше в несколько раз. Представители малого бизнеса Москвы оценивают свои затраты на преодоление административных барьеров на уровне 20−45% от выручки.
«Эта цифра очень сильно занижена. К административным барьерам я бы отнес не только взятки. Это особые ловушки, которые чиновники создают через законодательную базу, которые заставляют предпринимателей проводить какие-нибудь экспертизы, согласования. Все это делается через коммерческие структуры, которые принадлежат чиновникам или их родственникам», — уверен предприниматель Николай Хальченя, координатор движения «За честный рынок».
Малые бизнесмены вынуждены платить за замеры химико-биологического состава воды, освещенности, за обслуживание кассовых аппаратов. «Цена электронной контрольной ленты в кассовом аппарате сто рублей, а ее продают за девять тысяч», — сетует предприниматель. Также бизнесменам приходится платить за собственное обучение, чтобы соответствовать установленным нормативам. «Если все это собрать воедино, то там шестью процентами и не пахнет», — утверждает предприниматель.
Член президиума некоммерческого партнерства «ОПОРА» Дина Крылова считает, что сами предприниматели не видят некоторые административные барьеры. «Я считаю, что не все попало в эти шесть процентов, причем не попало именно по мнению самих предпринимателей. Часть вещей, которые предприниматели раньше относили к административным барьерам, они сейчас относят к своим общим издержкам и не рассматривают их как барьеры, потому что считают, что это часть необходимой работы», — говорит Дина Крылова.
В разных сферах бизнеса показатель трат на выплаты чиновникам отличается, рассказал директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский. «Наверное, это усредненная цифра. У кого-то эти затраты больше, у кого-то меньше. Если взять легально работающий магазин — это одни затраты, «налево» практически ничего не платится. Если взять палатку, которая стоит полулегально и подторговывает алкоголем, естественно, расходы возрастают», — говорит предприниматель.
Издержки на преодоление административных барьеров очень разнятся, согласна Дина Крылова. «Очень высокие издержки связаны именно с тем, чтобы запустить бизнес, выполнить все требования законодательства. Например, согласование запасного пожарного выхода очень длительное, а все это время предприниматель платит за аренду. То же самое возникает, когда предпринимателю нужно получить лицензию на свою деятельность. Это непрямые издержки на преодоление административных барьеров», — говорит Дина Крылова.
Председатель комиссии «Деловой России» по соблюдению прав предпринимателей Валентин Боцвин удивлен данными Минэкономразвития: «Почему не десять процентов или, например, не пятнадцать?» Специалисты Национального института системных исследований проблем предпринимательства подсчитали в 2009 году, что расходы бизнесменов на «крышу» в виде неформальных налогов и сборов составили 1,8% от оборота малых предприятий. При сохранении динамики развития неофициальных откатов к 2012 году их теневой оборот в Москве составит 137 млрд рублей.
С 2008 года в целях снижения административного давления в России действует закон, обязывающий органы надзора согласовывать выездные внеплановые проверки с органами прокуратуры. В 2009 году прокуратура рассмотрела 1,2 млн предложений проверок от контролирующих органов, из них 570 были отклонены.
текст: Алексей Гусаков/Infox.ru
фото: Fotobank.ru/Getty Images