Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Бегство из третьего мира. Газета «Абакан»

Недавно Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) РФ представил вниманию общественности свой труд, посвященный проблемам развития экономики страны в современных условиях. Речь, вопреки традиции, идет не о выходе из кризиса, а о стратегическом развитии страны. Исследователи попытались заглянуть в будущее на несколько лет вперед и определить, в каких отраслях лучше работать государству и бизнесу, чтобы страна наша могла быть успешным игроком на мировой арене.

Экономический портрет России

Исследователи не очень-то польстили нашей стране, говоря об уровне развития отечественной промышленности. По-прежнему основной статьей дохода является добывающее производство, а 64% экспортных товаров составляет минеральное сырье. А доходы от продажи нефти и газа составляют 20% ВВП или 43% федерального бюджета. Причем, пока что, вопреки усилиям изменить эту тенденцию, напротив, ресурсы свои мы распродаем все активнее. Для сравнения: по данным НИСИПП доля сырья в экспорте в 2000 году составляла 53%. Но, по большому счету, разница невелика, и наше место в мировом рейтинге уже определено: по структуре экономики Россия занимает почетное место рядом с такими странами как Иран, Туркменистан и Венесуэла.

Со статусом державы мирового уровня - к которому мы, как известно, стремимся, подобная ситуация согласуется, прямо скажем, мало. Но ладно бы дело было только в том, чем мы торгуем. Кроме нефти и газа на экспорт идет и другая продукция. Но, опять же, по данным исследователей, производительность труда в России в пять раз ниже, чем в США. Это уровень Мексики и Бразилии. Страны, кстати говоря, знамениты, в основном товарами с низкой добавленной стоимостью вроде кофе в зернах. То есть, по сути, тоже занимающие нишу «сырьевых» на мировой арене. Посмотрим, кстати, почему производительность труда считается важным показателем.

Допустим, что средний токарь в России, работая за станком, вытачивает десять болтов в минуту. Его американский коллега, управляя автоматической линией, за это время делает, соответственно, 50 аналогичных деталей. И так - на всех этапах производтсва. В конечном итоге получается, что, собирая те же автомобили, наши производители состряпают впятеро меньше, чем американские. Но заработную плату нужно платить и тем и другим. Значит, что наша продукция, даже при таком же качестве окажется значительно дороже - ведь оплата труда работников закладывается в ее стоимость. Конечно, штучная работа до сих пор ценится, но только в тех случаях, когда речь идет об эксклюзивной работе или предметах искусства. В случае, когда речь идет о развитии экономики и промышленности, выпускать продукции нужно как можно больше и с минимальными затратами.

Но и созданному товару не всегда просто добраться до заказчиков. Известная «вторая беда» России - транспортная сеть, тоже подвергается критике. Даже в столице, где вроде бы, хватает средств, дорожная сеть, по данным НИИ транспорта и дорожного хозяйства, в четыре раза ниже, чем в Нью-Йорке и в три раза ниже, чем в Лондоне и Париже. Уступаем мы, пусть незначительно, даже известным своими уличными пробками Сингапуру и Гонконгу.

Плата за ум и способности

Определив России по ряду экономических показателей место в ряду стран третьего мира, исследователи приходят к закономерному выводу, что так дальше жить нельзя. Здесь, надо сказать, позиция независимых экспертов во многом перекликается с государственной точкой зрения: развиваться страна может только за счет развития высокотехнологичного производства. Вопрос, как перейти с накатанной сырьевой колеи? Исследователи называют в качестве инструментов «формирование национальной инновационной среды, институты рынка интеллектуальной собственности». Иными словами, все снова упирается в науку. Но не простую, а ту, что занимается прикладными исследованиями. Причем, развивать ее следует совместными усилиями частного капитала и государственных денежных вливаний.

Стимул в виде инвестиций известен давно - без денег как-то тяжко живется. Судя по всему, использовать России предстоит не только не только внутренние резервы. Поскольку среди средств развития промышленности упоминается «улучшение условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций». В чем суть предложения? Ключевое слово «долгосрочный». Для России это явление, в общем-то, новое и не слишком привычное. Инвестиции - всегда риск. Даже на бытовом уровне. То есть, допустим, вручил один знакомый другому пять тысяч на покупку нового перфоратора с условием, что тот, работая «хозяином на час» вернет денежки через год. А тут неприятность такая - сверло попало в кабель-канал, соответственно, случилось короткое замыкание и в дыму сгинул новый инструмент. Предприимчивый мастеровой работать не может, следовательно, возврат долга откладывается на неопределенный срок по причине форс-мажорных обстоятельств.

В случае же, когда речь идет о предприятии, количество рисков соответственно, увеличивается. Особенно если речь идет о том, чтобы деньги вкладывались в развитие, с условием, что эта отрасль станет востребованной через несколько лет. Инвестор может потерять деньги из-за изменения экономической ситуации в стране, стихийных бедствий, падения спроса на выпускаемую продукцию, аварий... и при этом нет никакой гарантии, что вложения  хоть немного окупятся. Вдруг вообще футурологи и аналитики ошиблись и спроса вообще не будет?

Еще один момент - своеобразная «мода» на инвестиции. Вложить куда-то средства даже при условии, что прибыль будет гарантированно получена но не завтра а лет через пять, может решиться только весьма состоятельный или идейный инвестор. В торговлю вкладывать проще и надежнее: месячный оборот товаров приносит пусть и не очень большую, но стабильную прибыль. За примерами этого далеко ходить не нужно: в нашем городе, при хорошем развитии именно торговой сети несколько лет довольно вяло развивались услуги связи - до тех пор, пока не появились серьезные инвесторы со стороны, местными силами сделать значительный прорыв было сложно. Не слишком выгодное это дело для небольшого предприятия: вкладывать средства , к примеру, в ретрансляторы сотовой связи, чтобы потом долго набирать абонентов.

Места есть, важно их занять

Соответственно, кто будет вкладывать средства в долгосрочные проекты? Тот, кто заинтересован в развитии экономики всей страны в целом. Иными словами, развитие государства находится в руках самого государства. Денег, правда, выделяется относительно немного: в целом в нашей стране на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2010 году собираются потратить примерно 159 млрд. рублей. В масштабах государства это выглядит скромно, так что без дополнительных денег вряд ли следует ожидать и бурного развития. Возможно, частично эту ношу примут на себя регионы со своими небольшими технологическими проектами и бизнес корпорации, большая часть которых создана не без участия государства.

Но самое интересное, что без предпринимателей, которые заинтересовались бы высокотехнологичными проектами, по мнению исследователей, дело не пойдет. То есть, нужны не только государственные НПО, производящее, как встарь, некие очень сложные агрегаты непонятно для чего, но очень дорогие и куда-то поставляемые. Потребителем инновационных (ох уж это модное и не совсем понятное слово) технологий являемся и мы с вами. Примеров тому каждый может найти во множестве, причем не выходя из квартиры.

Кстати, инновационный бизнес, теоретически, может получить поддержку: на эти цели предусмотрено около 87 млрд в 2010 году. Сумма, как и в случае с исследованиями, скорее символическая. Желающих получить деньги, однако, немало: во всяком случае, в отчете упоминается о том, что ряд проектов в прошлом году был отложен по прозаической причине - кончились выделенные деньги.

Теоретически, высокотехнологичное производство в России может заинтересовать и зарубежных инвесторов. При условии высокого качества этой продукции. Место  на рынке всегда можно заслужить или завоевать. Взять хотя бы сферу связи. Еще несколько лет назад, если речь шла о максимальной надежности радиообмена в экстремальных условиях, как правило, предпочтение отдавалось радиостанциям фирмы Kenwood. Котировались они едва ли не как Мерседесы в мире УКВ-радиосвязи. Но в поисках удешевления производства или по другим причинам большая часть мощностей была перенесена в Китай... эффект не заставил себя долго ждать: подавляющее большинство пользователей перешли на другое оборудование. Качество перестало их устраивать. И, что самое интересное, некоторые стали обращать внимание на технику российских предприятий. Им нужно было лишь вовремя сориентироваться и занять опустевшее место.

Андрей ВИКТОРОВ

Социальные комментарии Cackle

Облако тэгов

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости