Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Служить не по лжи. «Вечерний Мурманск»

Чиновники «забывают» о своих доходах и скрывают вторую работу

Областная прокуратура обнародовала данные отчета о работе по противодействию коррупции. Результаты проведенных проверок неутешительны. Закон нарушают чиновники практически всех государственных и муниципальных органов.

И вашим и нашим

В прошлом году прокуроры вели работу по двум основным направлениям: выявляли злоупотребления чиновников и проводили экспертизу законодательства в поисках коррупционных составляющих.
Большое внимание было уделено соблюдению запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы. Похоже, что некоторым чиновникам явно не хватает на жизнь своей не маленькой зарплаты. А как иначе объяснить тот факт, что, нарушая закон, они ищут и находят себе подработку. Так, один из сотрудников регионального управления Росприроднадзора помимо своей непосредственной работы занимался еще и представительством в суде, не уведомляя соответствующим образом руководство управления.
— Прокуратура посчитала, что у чиновника мог возникнуть конфликт личных и служебных интересов. В адрес руководителя ведомства было направлено представление. Служащего привлекли к дисциплинарной ответственности, — отмечает прокурор отдела областной прокуратуры Татьяна Мальцева.
Похожий случай произошел и в Оленегорске, где первый заместитель главы администрации одновременно являлся членом правления коммерческой структуры. Прокуратура потребовала у мэра принять меры, а когда он этого не сделал, обратилась в суд. Пришлось главе города временно отстранить своего заместителя от дел, пока он не решит, какая из работ ему важнее.

Моя семья

Один из крупных областных чиновников пытался доказать сотрудникам прокуратуры, что не занимается бизнесом. Но дотошные служители закона нашли подписанный им договор на земельный участок, где располагался принадлежащий чиновнику цех розлива алкоголя.
А бывший главный жилищный инспектор развел в своем ведомстве излишнюю семейственность. Он и один из его сыновей являлись руководителями некоммерческой организации "Мурманское региональное отраслевое объединение работодателей «Союз жилищно-коммунальных предприятий Мурманской области», в которую входят подконтрольные Государственной жилищной инспекции предприятия. Чиновник не имел права входить в состав правления этой организации, поскольку по своим должностным обязанностям он должен был контролировать предприятия, которые входили в Союз.
— Второй сын чиновника работал в той же государственной структуре, — замечает Татьяна Мальцева. — Это — нарушение закона. Прокуратурой было внесено представление, приведшее к увольнению инспектора.

Что-то с памятью

Прокуроры выявили немало фактов, когда при поступлении на работу госслужащие скрывали сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а сотрудники отдела кадров и не пытались выяснить это. Такие нарушения нашли в управлении Россельхознадзора, где двадцать восемь сотрудников «забыли» сообщить о подработках, дивидендах по акциям и процентах от вкладов в банках, не говоря уже о квартирах и машинах. В Ростехнадзоре подрабатывал каждый третий госслужащий, причем в подконтрольных управлению организациях.
Руководители многих органов исполнительной власти, судя по всему, не слишком хорошо ориентируются в бюджетном законодательстве. К примеру, порядок использования внебюджетного счета правительства области был установлен не министерством финансов, как этого требует закон, а заместителем руководителя аппарата по осуществлению деятельности губернатора. И только после протеста прокуратуры чиновники разработали новый порядок.

Конкурс, конкурс!

— В сфере бюджетных правоотношений немало нарушений. Прежде всего, они происходят при размещении государственных и муниципальных заказов, — говорит Татьяна Мальцева. — Часто к участникам конкурсов предъявляют неправомерные требования или кого-то из них вовсе не допускают к участию в торгах. Нарушаются сроки заключения муниципальных и государственных контрактов.
Во многих случаях договоры заключаются без проведения соответствующей процедуры размещения заказа. В частности, прокурорами трех мурманских округов выявлены факты заключения директорами школ контрактов на организацию питания учащихся с единственным поставщиком, без проведения конкурсных процедур. Стоимость контрактов была значительной — от двухсот до шестисот тысяч рублей каждый. Прокуроры возбудили тридцать дел об административных правонарушениях, директоров оштрафовали. А мэр привлек к дисциплинарной ответственности семь чиновников от образования.
Фонд медицинского страхования разместил на своем сайте информацию о конкурсе на предоставление услуг охраны одному из областных филиалов. Руководство фонда предъявило к своим будущим защитникам такие требования, что удовлетворить их мог лишь один кандидат — милицейская вневедомственная охрана.
— Выявленные нарушения создают предпосылки для установления наиболее благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам, необоснованного завышения цен на приобретаемые товары и услуги и, как следствие, нерациональное расходование бюджетных средств, — замечает Татьяна Мальцева.
Коррупционным рискам в значительной степени подвержена стадия исполнения муниципальных контрактов. При проверке в областном перинатальном центре выяснилось, что не все инкубаторы для новорожденных введены в эксплуатацию, а ведь с поставщиками за эту работу уже рассчитались. Прокуроры внесли представление руководителю областного министерства здравоохранения. Главврач центра был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Закон что дышло

Не менее важным направлением борьбы со злоупотреблениями чиновников для прокуратуры является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
В число проверенных документов попало и постановление правительства «Об органе государственной власти Мурманской области, уполномоченном на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Мурманской области».
— Его разработчики указали в одном из пунктов необходимость привлечения независимых экспертов для осуществления некоторых функций управления госзаказом, — говорит Татьяна Мальцева. — На наш взгляд, это могло повлечь неоправданное расходование бюджетных средств. По требованию прокуратуры экспертов исключили из постановления. Зато внесли другие изменения, противоречащие закону. Удлинили процедуру согласования заказов. Наибольшее количество выявленных коррупциогенных факторов связано с принятием нормативных правовых актов вне пределов компетенции органа, издавшего его. Чаще всего такие нарушения допускались в муниципалитетах при осуществлении целевых программ.
— Но мы практически всегда находим взаимопонимание с представителями как муниципальной, так и областной власти, — подчеркивает Татьяна Мальцева. — И по данным мониторинга, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, Мурманская область лидирует среди субъектов Российской Федерации по формированию базовых условий по борьбе с коррупцией.

Ирина ТВЕРИТИНОВА
Коллаж Ирины ЛИНОВОЙ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости