Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства опубликовал свой ежеквартальный информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2009 года». Сопоставление данных доклада, основанных на ежеквартальных данных Росстата, с более свежими данными региональной власти показывает, насколько отрасль чувствительна к государственной поддержке, и какой быстрый рост показывают «малыши», если у них есть доступ к деньгам. Главное, чтобы среда их не погубила.
Исчезающая натура
С 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности (до 100 человек для МП и до 15 - для микропредприятий), и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов (до 400 млн руб. для МП и до 60 млн руб. для микропредприятий). Изменился и порядок статистических наблюдений за деятельностью МП: статистика в сфере малого предпринимательства формируется без учёта микропредприятий, по которым учёт ведётся раз в год. Поэтому в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, микропредприятия и средние предприятия. Для учёта инфляции показатели объёмов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен. На 1 июля 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. МП - на 20,4% меньше, чем на 1 июля 2008 г. Количество МП в расчёте на 100 тыс. жителей за этот год снизилось на 41 единицу - до 160,5. По сравнению с 1 июля 2008 г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 41 регионе. Максимальное увеличение показателя отмечено в Московской области - на 58%. Значительно выросли показатели Хабаровского края (на 90,3 ед.), Республики Коми (на 86,9 ед.). Значительное сокращение показателя отмечено в Волгоградской (на 363,8 ед.), Новосибирской (на 358,2 ед.) и Томской (на 356,2 ед.) областях. Среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 7,2% и составила 5,7 млн человек. Удельный вес работников МП в общей численности занятых составил 12,1%, сократившись на 0,5 процентных пункта по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.
Рост числа занятых на малых предприятиях отмечен лишь в Дальневосточном и Уральском округах на 16,5% и 28,1% соответственно. Наиболее заметно численность занятых на малых предприятиях снизилась в Южном и Северо-Западном округах - на 15,2% и 17,1% соответственно. Прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 30 регионах, и наиболее значительно - в Хабаровском крае: в 2,3 раза, то есть до 15,7% занятых в экономике региона. Оборот МП за этот год сократился на 24,7%. И только в Уральском округе оборот вырос на 6,5%. Наиболее значительное сокращение объёма оборота МП произошло в Сибирском и Южном федеральных округах - на 39,0% и 27,4% соответственно. Лидерами по росту показателя стали Кабардино-Балкарская Республика (+87,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (+ 40,8%), Карачаево-Черкесская Республика (+ 38,6%), Нижегородская (+ 35,4%) и Ивановская (+ 32,1%) области. Объём инвестиций в основной капитал на МП сократился на 21,2%. Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном и Дальневосточном округах - на 43,6% и на 38,0% соответственно. Наименьшее сокращение показателя произошло в Центральном округе - менее 0,1%. В отдельных регионах инвестиций не было вообще, либо были настолько малы, что Росстат не смог включить их в статистические сводки, где показатели агрегированы по миллионам рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Ингушетия.
Лишь в 23 регионах отмечена положительная динамика инвестиций. Наибольший рост показателя (свыше 100%) наблюдался в Республиках Северная Осетия-Алания (в 6,5 раза) и Калмыкия (в 4,5 раза), а также в Новгородской (в 3,2 раза), Белгородской (в 3,1 раза) и Пензенской (в 2,2 раза) областях. Итогом первого полугодия стало сокращение малого предпринимательства по всей стране: и их самих стало меньше, и в уцелевших стало меньше работников. Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых сократилось до уровня 12,1%, а оборот МП на 24,7%.
Реальная работа
В минувшем году «Деловое Поволжье» регулярно знакомило читателей с исследованиями НИСИПП. Так, в статье «Бурлаки на Волге» (N18, май 2009 г.) мы отмечали, что малый бизнес в регионе берёт не умением, а числом: на начало 2009 г. Волгоградская область возглавляла список регионов по числу МП на 100 тыс. населения и по доле занятых в МП относительно общего числа работающих. И потому в рейтинге НИСИПП область заняла второе место в России по развитию малого предпринимательства («ДП» 22-23, «Почти лучше всех»). Но успех был непрочным. По обороту и инвестициям регион уже не в лидерах, и говорить о высокой эффективности малого бизнеса в регионе было сложно, что и показали итоги первого полугодия: под натиском кризиса малый бизнес просто рухнул. Од нако Волгоградская область на собственном опыте продемонстрировала, как усилия властей могут резко изменить ситуацию с малым бизнесом: с началом реализации полноценной программы поддержки малого бизнеса эта форма предпринимательства начала быстро расти. На 1 октября прошлого года в области было 5,1 тыс. МП (без микропредприятий), средняя численность работников на них составила 134 тыс. человек. Во 2-м ква ртале наблюдался рост занятых в МП на 4 тыс. человек, в 3-м квартале - ещё на 1 тыс. человек. Оборот МП за 9 месяцев - 77,8 млрд руб. Индивидуальных предпринимателей на ту же дату в регионе было 75,2 тыс. В 1-м квартале их стало меньше, во втором появилось новых ИП почти вдвое больше, чем закрылось в 1-м квартале, в 3-м - ещё почти полторы тысячи. Годовое сальдо - плюс почти 1,8 тыс. предпринимателей.
Начальник управления развития предпринимательства Волгоградской области Владимир Демидов сообщил «ДП», что в отраслевой структуре малого бизнеса за минувший год произошли изменения. В первом квартале от кризиса сильнее всего пострадали мелкорозничная торговля, МП в сфере торговли недв ижимостью, строительно-монтажных работ и стройиндустрии, а также здравоохранения и образования. А по итогам года малых предприятий бытового обслуживания стало больше вдвое, МП в сфере ремонтно-строительных работ - на 70%. Есть надежда, что новое предпринимательство окажется более устойчивым. Во-первых, уцелевшие набрали новых работников, да и зарплата у них подросла. Во-вторых, надежду даёт его отраслевая принадлежность - бурный рост сферы услуг показывает, что малый бизнес обратился к «настоящей работе». Поскольку мировой экономический кризис начался с краха финансовых пузырей, экономисты заговорили о том, что миру необходимо найти новый способ произв одства, будущее принадлежит тем, кто производит реальные вещи, а не деньги и брэнды. С этой точки зрения малый бизнес, ориентированный не столько на пр ибыль, сколько на занятость, - это прообраз экономики будущего.
Что-то получилось, что-то нет
Эксперты НИСИПП отмечают, что в 2009 г. поддержка предпринимательства пошла по патерналистскому принципу - раздача денег из рук государства. А вот большинство институциональных проблем предпринимателей остались нерешёнными. Хотя и сдвиги есть. Например, между проверяющими и малым бизнесом появился барьер - прокуратура. И как только новое правило заработало, выяснилось, что до половины проверок малых предприятий в прошлые годы проводились незаконно: именно такой процент заявок на проверки прокуроры отказались удовлетворять. В Волгоградской области заблокировали треть запросов на про верки. Эксперт НИСИПП Д.Павлов цитирует директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России А.Шарова, который заявил, что в первые два месяца действия новых правил количество проверок предпринимателей сократилось в 20 раз. «В два летних месяца провод илось 100 тыс. проверок, а в этом году их было всего 5 тыс.», - сказал глава департамента. Генеральная прокуратура России отказала контрольным органам во включении в ежегодный план проверок бизнеса 570 тысяч контрольных мероприятий. Сравним с числом малых предприятий в России (227 тыс.) - и станет ясно, какой прессинг удалось снять.
Отменено использование кассовых аппаратов для тех, кто платит налог на вменённый доход. Об этом говорили несколько лет, и вот, наконец, кризис подтолкнул власти к этому решению. Около 60 тыс. предпринимателей в 2009-м сняли ККМ с учёта. А вот объявленное победой бизнеса право арендаторов выкупать помещения обернулось провалом: в России воспользоваться этой возможностью в 2009-м смогли всего около 3 тыс. малых и средних предприятий. Переход к саморегулированию в строительстве тоже стал палкой о двух концах. С одной стороны, отменено лицензирование, с другой - для крупных и мал ых предприятий установлены одинаковые взносы в СРО и равная ответственность. Частично решена одна из ключевых проблем предпринимательства - доступ к энергетической инфраструктуре. В мае 2009 года вступило в действие поста новление правительства N334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка тех нологического присоединения потребителей к электрическим сетям». Здесь есть норма о невозможности отказа со стороны электросетевой компании в заключении договора на подключение к электросетям в случае «отсутствия технической возможности». Раньше эту техническую возможность должен был создавать предприниматель, теперь - сетевая компания. Кроме того, установлены нормативные сроки подключения, введена возможность оплаты присоедине ния в рассрочку (до 3-х лет). С начала 2010 года в три раза повышен порог доходов предприятий, имеющих возможность применять упрощённую систему налогообложения, - с 20 до 60 мл н руб. В прошлом году регионам дано право снижать ставки налога по упрощёнке с 15 до 5%. Однако воспользовалась этим правом только треть субъекто в РФ. (В их числе и Волгоградская область.)
Несмотря на разговоры об инновациях и модернизации, эксперты НИСИПП по итогам года не сумели привести ни одного примера успешного стимулирова ния малого бизнеса в этом направлении. Программа Минкомсвязи России по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в сфере инф ормационных и коммуникационных технологий в 2009 году так и не вышла в свет. У МСБ в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) проблем только прибавилось. 80% субъектов рынка платёжных терминалов являются представителями малого и среднего предпринимательства. С 1 января 2010 года все владельцы небанковских терминалов обязаны оснастить их контрольно-кассовой техникой, которая пишет информацию обо всех операциях на ЭКЛЗ. Это грозит уходом с рынка малых и средних игроков. Благодаря федеральным законам от 24.07.09 N 212-ФЗ и 213-ФЗ отменяется ЕСН. При этом прекратили действие льготы по ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области ИКТ (за исключением резидентов особых экономических зон), которые так долго вводили для поддержки ИТ-компаний. При этом нагрузка по страховым взносам в 2010 г. возрастает с 26% до 34% в 2011-м. Продолжилось принятие технических регламентов, основным «заказчиком» которых является малый и средний бизнес. Но большая часть регламентов только усложняет положение предпринимателей и ужесточает административный прессинг. При проведении конкурсов и аукционов на закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд для МСБ введена 20%-ная квота, однако пока ничего не известно о том, что за её соблюдением кто-то следит, а за несоблюдение - наказывает, отмечают эксперты НИСИПП. «ДП» от себя добавляет, что происходящее в сфере действия ФЗ-94 в стране заслуживает отдельного разбора и жёстких выводов. Напомним лишь ставшую широко известной в прошлом году практику публикации в интернете сведений об аукционах и конкурсах с включением английских букв и намеренных орфографических ошибок, что не даёт поисковым системам обнаружить такое сообщение.
Исключив из закона коррупциогенные нормы вроде требования к подрядчику иметь опыт работы на рынке, законодатели породили новую отрасль крими нального бизнеса - шантаж участников аукционов через участие в них аффилированных с властью фирм-однодневок. Кроме того, организаторы аукционов часто пользуются возможностью не допускать к участию в тендерах участников по своему выбору или, точнее, произволу. В Волгограде ещё не улеглись волны возмущения, вызванного несколькими такими скандальными историями. Правда, касались они среднего и крупного бизнеса, но стоит учесть, что у ма лого бизнеса возможность устроить полноценный скандал по такому поводу практически отсутствует. Эксперты НИСИПП в своих обзорах не коснулись и нескольких других тем, например, цены аренды для предпринимателей, принудительных взносов на «благотворительность» и «благоустройство», связанных с требованием покупать, например, тротуарную плитку только у определённого производителя. Поэтому для создания благоприятной среды для МСБ государству и обществу ещё пахать и пахать.