Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сертификация и декларирование: хрен редьки не слаще. «Деловое Прикамье»

С 15 февраля этого года пищевая и парфюмерная продукция обязательной сертификации подлежать не будет

1 декабря 2009 года Правительство РФ утвердило перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется декларированием. Согласно постановлению № 982, обязательной сертификации не подлежит целый ряд товаров: бытовая химия, моющие и дезинфицирующие средства, химические средства для защиты садов и огородов от сельскохозяйственных вредителей, а также пищевая и парфюмерная продукция. ДП попыталось разобраться, какими могут оказаться последствия такого решения.

Для производителей (продавцов)

Отмена обязательной сертификации не отменяет обязательное подтверждение соответствия. Разница в том, что декларирование соответствия может осуществляться как с участием органа по сертификации, так и без оного, на основании лишь собственных доказательств о безопасности товара. Обязательная сертификация такого выбора не дает: производитель обязан заключать договор с органом по сертификации.

Дискуссия о замене обязательной сертификации декларированием соответствия не нова, и если говорить о пищевой и парфюмерной продукции, то с принятием этого давно назревшего решения на свет вылезли обычные «страшилки»: теперь то, дескать, точно все перетравятся. Какие расчеты за этим стоят, не ясно. Эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства, анализируя информацию о количестве выявленных нарушений по группам продукции, уже переведенным из обязательной сертификации в декларирование, отмечают отсутствие повышенного риска нанесения ущерба потребителю.

Применять сертификацию, считают специалисты, есть смысл лишь в отношении той продукции, где высоки риски нанесения ущерба жизни и здоровью людей. В остальных случаях можно вполне обойтись декларированием, которое обеспечивает реальную ответственность производителя за безопасность товара и, как правило, менее затратно.

Не нужно объяснять, как относится к обязательной сертификации бизнес. О размерах изымаемой у производителей ренты наглядно говорят цифры: в 2004 году на обязательную сертификацию пищевых продуктов потрачено 6,6 млрд рублей. Достоверные данные за последующие годы отсутствуют, однако простейший учет инфляции позволяет предположить увеличение суммы до 12 млрд в 2009 году. Таким образом, для предпринимателей снятие сертификационного барьера – это однозначное облегчение. Что касается недобросовестных производителей, то их жизнь, безусловно, будет несколько проще. Менее важным становится наличие коррупционных связей с контролирующими органами, что открывает более широкий доступ на рынок для недобросовестных игроков.

Вызывает сомнение и мнение о том, что членство производителей в саморегулируемых организациях автоматически повысит контроль качества производимой ими продукции. Еще одно важное последствие, требующее осмысления, – это не обеспеченная никакими компенсациями потеря контролирующими органами возможностей для извлечения административной ренты. Административная нагрузка, снимаемая с пищевых продуктов и парфюмерии, скорее всего распределится по другим видам деятельности.

Для потребителей

В безопасности и тем более в качестве продукции кровно заинтересован, прежде всего, потребитель. Что касается безопасности товаров, то отмена обязательной сертификации ничего не изменит. Потому что действовавшая до этого система обязательной сертификации никогда и не решала проблем качества и безопасности ни продуктов питания, ни парфюмерии. Даже по официальным данным Роспотребнадзора, около 50% товаров не соответствуют нормам безопасности и качества.

По словам директора Ростеста Алексея Медникова, одним из основных поводов для отмены обязательной сертификации продуктов питания послужило огромное количество фиктивных сертификационных контор, которые работают с несуществующими лабораториями. То есть для недобросовестного продавца никогда не составляло труда купить или подделать сертификат.

Печально, что теперь продукты питания «отправлены» в менее жесткие формы регулирования. Продавцы могут их реализовывать, лишь заполнив декларацию о подтверждении соответствия заявленным ими же качествам товара. Сегодня Минэкономразвития России и Роспотребнадзор считают санитарно-эпидемиологическую экспертизу достаточной для обеспечения безопасности пищевых продуктов, поэтому основным фильтром по-прежнему остается ведомство Геннадия Онищенко.

Иногда высказывается предположение, что от замены сертификации другой обязательной формой подтверждения соответствия произойдет снижение цен. Но возможность такого снижения вызывает большое сомнение, поскольку даже в случае экономии на административных издержках предприниматель вряд ли направит высвобожденные ресурсы на изменение ценовой политики (вспомним снижение НДС и отсутствие какой бы то ни было ценовой реакции со стороны продавца).

Гипотетическая перспектива для производителя и для потребителя может быть заманчивой: на рынке понижается барьер входа на него новых игроков, что создает условия для повышения конкуренции; высвободившиеся средства действующий бизнес направит или на развитие собственного бизнеса (инвестиции), или на личное потребление. А любое потребление – это рост старых или создание новых рынков.

Светлана Тетенова