Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Чтобы не стать козленочком... "Кореновские вести" - Краснодарский край

Потребительская сфера

Федеральный закон об отмене сертификации на многие основные продукты питания и воду, введенный в действие с 15 февраля текущего года, вызвал большое обсуждение в обществе. И это хорошо. Значит, люди начинают понимать значимость принимаемых законов, не остаются равнодушными, а пытаются включаться в процесс управления экономикой государства. Согласно закону, упразднена обязательная сертификация  таких продуктов, как хлеб, вода, мука, сахар, мясо, рыба, замороженные и консервированные овощи, и других. Кроме того, теперь без сертификатов будут поступать в торговую сеть косметические средства и посуда. Конечно, можно возмутиться: на прилавках магазинов и рынков и без того большая часть продуктов низкого качества, а тут еще и этот контроль отменили. Но, если честно, то мало кто из нас, потребителей, прежде чем купить товар, интересуется, есть ли на него сертификат. Мы просто уверены, что производитель и продавец не посмеют выпустить и продавать некачественную продукцию. Эта уверенность укоренилась в нас с прошлых времен, когда на предприятиях был строгий государственный контроль за соблюдением ГОСТов и ТУ, то есть за качеством производимой продукции. Теперь ситуация другая: ответственность за качество продукции, в том числе и продуктов питания, практически полностью возложена на производителей и торговую сеть. Но тут-то и зарыт корень зла. Специалисты контролирующих органов высказывают обоснованное на фактах мнение, что современные производители и реализаторы психологически еще не готовы работать добросовестно,  строго соблюдать все требования законов, держать честь марки своего предприятия или магазина, ставить на первое место не прибыль, а качество. Те производители, которые имеют солидную историю, где выдерживается старая система организации производства, есть квалифицированные кадры — стараются удерживать положительный имидж предприятия, выпускать доброкачественную продукцию. Но что касается многих новых мелких цехов и частного производства, то нужен очень серьезный контроль за качеством производимой продукции. Ведь производством продуктов питания стали заниматься в большинстве непрофессионалы. Многие из них просто не знают азов своего дела. А если еще учесть, что и внутренняя культура людей упала, затерлись такие понятия, как совесть, честь, то, понятно, что далеко не все бизнесмены новой волны будут бороться за качество в ущерб доходам. В такой сложившейся системе производства, сертификаты мало спасали потребителя от некачественных продуктов питания. Можно было исследовать в лаборатории образцы хорошей, качественной продукции, получить на них соответствующие документы, спокойно податься за сертификатом, а потом так же спокойно отправлять на прилавки некачественную продукцию, сопроводив ее полученными сертификатами. А можно было, и это не секрет, получить сертификаты «обходным» путем. Так что, на мой взгляд, с отменой сертификатов качество продуктов заметно не ухудшится. Те, кто покупал липовые сертификаты, как выпускали несъедобный продукт, так и будут его выпускать.  Производители по-прежнему обязаны заполнять специальные декларации на товар. Правда, тут им предоставлена полная самостоятельность. Да и вообще, законодательство нацелено на свободу предпринимательства. А что делать потребителю? Как обезопасить себя?

Ответ простой: не покупать ничего, не изучив состава продукта, даты производства и годности, условий хранения. Специалисты рекомендуют интересоваться, кто произвел эту продукцию, по возможности через средства массовой информации и другие источники узнавать о репутации производителя, но при этом не поддаваться на рекламу. В общем, надо надеяться только на себя.
Лично я снова вернулась к домашнему консервированию и солению.

Валентина СЕРГЕЕВА

В тему

До 1 апреля депутаты Госдумы РФ внесут поправки в законы об увеличении штрафов до 10 раз за производство и реализацию недоброкачественной продукции. Штрафы могут доходить до 500 тысяч рублей.


А что говорит народ?

Ирина Вячеславовна Тугова, предприниматель:

- Вообще, все это настораживает. Уже сейчас добрая половина продуктов — некачественная. А что дальше будет? Так хоть какой-то контроль был.

Марина Чужеумова,

- Мы покупаем продукты, косметику и другие товары, надеясь, что они качественные. Но зачастую получается, что деньги отдаем, а качества нет. Сертификация продукции хоть как-то обнадеживала, что контроль за производством ведется.

Ирина Максимюк:

- Сейчас в бизнесе много непрофессионалов, как говорится, вчера был водителем, а сегодня стал кондитером.  Рано уповать на совесть производителей, давать полную самостоятельность. Нужен контроль.

Юлия Васильевна Курманова:

- Качество продуктов, воды должно стоять на первом плане, ведь от этого зависит здоровье людей, детей, я бы даже сказала, — нации. Не зря сказано: «Человек есть то, что он ест». Мы, русские, не столь педантичны и аккуратны, как, допустим, немцы. Так уж повелось, что русского человека надо «держать в узде», то есть направлять его и контролировать. Должна быть государственная система контроля, защищающая потребителя от недобросовестного производителя. Современный потребитель еще не готов самостоятельно защищать свои права. Да и попробуй сделай это...


Авторитетные мнения

Мигин С. В., заместитель генерального директора НИСИПП (Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства):

- Пусть каждый читающий эти строки вспомнит, когда он, покупая продукты или парфюмерию, последний раз просил показать ему сертификат?
Можно, конечно, продолжать надеяться на бдительность, неподкупность, принципиальность и граничащую со всеведением информированность чиновника. Но только в безопасности, и тем более качестве продукции кровно заинтересован прежде всего потребитель. Поэтому я бы рекомендовал перечитать Закон «О защите прав потребителей», кстати, весьма неплохой, и вооружиться арсеналом доступных инструментов, вплоть до обращения в суд.
И еще один момент, которому не уделяется должного внимания, – реальные компенсации вреда, в том числе морального (!), потребителям, пострадавшим от некачественной продукции. Если покупатель обнаруживает в упаковке сухарей «бычок» или плавающий в молоке слизняк (случаи невыдуманные), размер компенсации должен исчисляться шестизначными суммами. При всей экстремальности примеров они иллюстрируют довольно прозрачную мысль: действенные экономические стимулы обеспечения должного уровня качества появятся только тогда, когда убытки недобросовестных производителей перестанут быть символическими. Административные штрафы, пусть даже десятикратно увеличенные, потребителя не защищают – нарушителям на них наплевать. А вот поле для коррупции расширяется. В любом случае, эти средства оказываются где угодно, но только не в кармане пострадавшей стороны.


Литвак А. Г., руководитель отдела  НИСИПП:

- Иногда высказывается предположение, что благодаря упразднению обязательной сертификации продукции произойдет снижение цен. У меня вызывает сильное сомнение возможность такого снижения (пусть и незначительного), поскольку даже в случае экономии на административных издержках предприниматель вряд ли направит высвобожденные ресурсы  на изменение ценовой политики.
Я также не думаю, что повысится риск для потребителей, поскольку действовавшая до этого система обязательной сертификации и так не обеспечивала ее безопасность: в настоящий момент даже по официальным данным Роспотребнадзора, около 50 процентов товаров не соответствуют нормам безопасности и качества.


Буев В. В., вице-президент НИСИПП:

- Существующая до сих пор система обязательной сертификации никогда не решала проблем качества и безопасности ни продуктов питания, ни парфюмерии. Даже не поддерживающие реформу технического регулирования эксперты вынуждены признавать, что уровень фальсификации различных групп пищевых продуктов составляет от 30 до 60% и выше, а в биологически активных добавках до 90 %.
Вывод о неэффективности обязательной сертификации в России относится не только к продуктам и парфюмерии, а практически ко всем группам товаров. Попросту говоря, для продавца, если он недобросовестный, никогда не составляло труда такой сертификат купить или подделать. Система контроля за оборотом якобы сертифицированной продукции тоже всегда была закоррумпирована и не выполняла своих функций. Между тем совокупные издержки только в одной системе обязательной сертификации ГОСТ Р для бизнеса составляют от 50 до 85 млрд рублей в год.  Этот груз непроизводительных расходов, разумеется, всегда включался в цену товара, от чего в конечном итоге терял потребитель. Как говорится, тяжким бременем ложится…
Отмена обязательной сертификации на эти группы товаров не отменяет обязательное подтверждение соответствия. Только теперь эта обязательность будет не в форме сертификата, а в форме декларации. Разница лишь в том, что декларирование соответствия может осуществляться без участия органа по сертификации на основании собственных доказательств (а может и с участием органа по сертификации). Обязательная же сертификация такого выбора не дает: производитель обязан заключать договор с органом по сертификации. Поэтому понятно, от чего так всполошились «сертификаторы». Был административный (монопольный) «рынок» без выбора, а теперь вдруг на нем стали слабо мерцать признаки конкуренции. Как тут не запаниковать?

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости