С 2003 года действует федеральный закон «О техническом регулировании», положивший начало реформе обязательных требований к продукции и процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Хоть последующие четыре редакции мало его улучшили (а местами – прямо наоборот), суть закона в целом не поменялась: он призван снизить избыточное и дублирующее регулирование предпринимательской деятельности.
Соответственно, уже шесть лет действует и такая норма закона: Правительством Российской Федерации утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Почти по Крылову: уж сколько раз твердили миру…
И обязательная сертификация, и декларирование - формы подтверждения соответствия объектов (продукции) требованиям технических регламентов. Только декларирование является для бизнеса более «мягкой» формой и может осуществляться производителем на основе собственных доказательств. А обязательная сертификация – более «жесткий» инструмент и осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. При декларировании производитель, собирая доказательства, сам варьирует своими расходами, а при обязательной сертификации, по сути, орган по сертификации определяет для заявителя стоимость таких работ. Ну, а как влияет монополия (тем более неестественная) на уровень цен, расскажет любой учебник по экономике.
Соответственно, менее опасные виды продукции государство не просто может, а должно переводить в режим декларирования (задекларировал – отвечай), но шесть лет никакого движения в этом направлении не происходит. Долгая дорога в дюнах. Перечней как не было, так и нет, как будто и нет в стране органа, отвечающего за техническое регулирование (таким органом является Минпромторг еще с тех времен, когда «торговой прибавки» не было и в помине).
В российских условиях тема развития малого предпринимательства всегда подспудно приобретала не экономический, и даже не социальный, а политический контекст. Хотя, разумеется, с видимой частью (декларациями) все всегда было как надо. Если президент фактически сделал «идею малого бизнеса» одной из основополагающих своего четырехлетнего срока, то уж исполнительной власти сам бог велел встать «во фрунт» и продемонстрировать небывалую активность. А по сути, под флагом «поддержки и развития» малого бизнеса у ведомств-лоббистов появилась возможность, по крайней мере, попытаться выбить из государственного бюджета значительные ресурсы под совсем другие цели. Ведомства не преминули этим воспользоваться. Летом-осенью текущего года свыше десятка федеральных органов исполнительной власти насочиняли собственные проекты ведомственных (отраслевых) программ о том, как они как будут поддерживать малое и среднее предпринимательство. А запрошено «на благое дело» свыше полутриллиона бюджетных рублей, которые планируется освоить за 3 с небольшим года. Такого уровня «поддержки» сектора российская история за прошедшие 20 рыночных лет просто не знала. Между тем была «забыта» или завуалирована основная задача, которую должно решать государство: создание благоприятных законодательных условий развития сектора, снятие административных барьеров.
Вот в процессе разработки этих программ и проклюнулся Минпромторг с «новаторской идеей» сократить перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (и перевести «сокращенное» в режим декларирования). Что не сделали за шесть лет по закону, сделаем за 4 года в рамках специальной программы «спасения малого предпринимательства». А планы таковы: 300 видов продукции перевести из обязательно сертифицируемых в декларируемые в 2009 году и 300 – в 2010.
Вопрос, который может показаться риторическим: если министерству уже сегодня известно, что несколько сот видов продукции в обязательной сертификации не нуждаются, зачем ждать два года, чтобы эту сертификацию отменить? Почему не сделать это сегодня? Ответ очевиден: обязательно сертифицируемая продукция – это огромный и значительной частью «паразитический» рынок, контроль за которым позволяет получать серьезную административную ренту, от которой «ответственные» и «курирующие» чиновники просто так не откажутся. Поэтому лучше отнести перевод как можно большего объема продукции из режима сертификации в декларирование на далекое будущее, а там либо падишах помрет, либо ишак сдохнет. В конце концов, через 4 года можно придумать еще одну программу поддержки малого предпринимательства. А поскольку малый бизнес – это наше все, его можно поддерживать бесконечно, утверждает Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
Источник: Официальный сервер ЦАО