Слепое копирование зарубежных техрегламентов неизбежно породит новые проблемы
Минпромторг подготовил новый проект программы разработки технических регламентов из 47 позиций, а также перечень обязательных требований более десятка казахстанских регламентов, которые Россия готова позаимствовать до принятия своих собственных.
Состав "импортируемых" требований не может не вызвать недоумения. Во-первых, предъявляются требования к процессам, часть из которых не влияет на безопасность продукции, что противоречит Федеральному закону "О техническом регулировании". Причем сам по себе этот подход также реализован непоследовательно - например, когда предъявляются требования к хранению, перевозке и реализации продукции, но опускаются - к производству (технический регламент "Требования к безопасности парфюмерно-косметической продукции"). В результате на разных стадиях жизненного цикла продукции применяются различные режимы технического регулирования. Чтобы предотвратить возникновение новых административных барьеров, уж лучше вовсе исключить требования к процессам из перечня вводимых норм.
С другой стороны, из состава требований чисто механически исключены пункты, содержащие упоминание Республики Казахстан. Логика разработчиков понятна, но в таком исполнении приводит к "выпадению" существенных условий. По тем же парфюмерно-косметическим товарам в перечне наносимой на упаковку информации для потребителей отсутствует наименование и местонахождение организации, уполномоченной на принятие претензий. Поскольку в соответствующем пункте техрегламента упоминается Казахстан. В итоге действительно важная информация никогда не попадет на глаза потребителю.
Во-вторых, казахстанские регламенты устанавливают требования к продукции, которая в соответствии с российским законодательством не подлежит обязательному подтверждению соответствия, что как минимум вызывает необходимость их обоснования на основе оценки рисков.
В-третьих, через требования о предоставлении санитарно-эпидемиологических заключений, паспортов безопасности на отдельных стадиях жизненного цикла продукции, не предусмотренных российским законодательством, фактически вводятся новые формы оценки соответствия.
Откуда столько недочетов? Как можно понять, подготовка проекта не сопровождалась широкими консультациями с представителями отраслей и общественными объединениями предпринимателей. Вместе с тем было бы крайне полезно получить от отраслевиков независимые оценки обоснованности задания конкретных параметров и их влияния на национального производителя.
Все это, конечно, не значит, что связываться с зарубежными нормами не стоит. Наоборот, мировым опытом можно и нужно пользоваться, но при этом нельзя упускать из виду российский бизнес. Тем более что уже принятые отечественные регламенты внушают не менее существенные опасения. В частности, касающиеся обязательной сертификации, о которой "РБГ" подробно писала в одном из предыдущих номеров. При этом под вопрос ставится даже не дальнейшее сокращение ее сферы, а сама возможность выполнения вступившего в силу в феврале правительственного постановления о единых перечнях сертификации и декларирования.
Сергей Мигин, Заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства