Правоохранительные органы утверждают, что местные взяточники пока затаились
ВЛАДИВОСТОК, 27 февраля, PrimaMedia. Приморский край в лидерах по количеству зарегистрированных коррупционных преступлений на каждые 100 тысяч населения в возрасте от 16 лет и старше. Это при том, что общий уровень коррупции по сравнению с 2008 годом в среднем снизился вдвое. О том, почему законодательство в этой сфере слишком либерально, а судебная практика не соответствует тяжести преступления, сегодня рассказали журналистам специалисты Владивостокского центра изучения организованной преступности, филиала Всероссийского научно-исследовательского института МВД России по Приморскому краю и Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления.
Пресс-конференция "Антикоррупционная политика Приморского края: что было, что будет" началась с сообщения об итогах реализации Национального плана по противодействию коррупции на территории края за 2009 год. По соответствующему рейтингу Национального института системных исследований проблем предпринимательства Приморье не входит даже в первую двадцатку относительно благополучных субъектов РФ.
- У нас совершается порядка 8 коррупционных преступлений на сотню тысяч человек, что обеспечивает Приморью печальное первенство по уровню коррупции, - рассказал директор центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при ПИГМУ Александр Сухаренко. - Не забывайте, что речь идет только о регистрируемых преступлениях.
Настораживают и результаты социальных опросов, по которым треть россиян, так или иначе, участвуют в коррупционных сделках. А более половины наших соотечественников одобряют подобное поведение. Кроме того, по статистике, люди мирятся с коррупцией, потому что чувствуют себя бессильными что-либо изменить. Опросы бизнесменов показали: взятку они воспринимают практически как легальный налог на бизнес и вынуждены включать этакую ренту в стоимость своей продукции или услуг.
Однако, по официальным цифрам, коррупция в крае уменьшилась. Так в 2009 году зарегистрировано 479 преступлений, это более чем в половину меньше, чем в 2008. Также почти в два раза стало меньше взяток и уменьшилось количество лиц привлеченных к уголовной ответственности. За должностные преступления было осуждено всего 22 человека (в 2008 году 26). Из них 8 получили условные сроки.
Как поясняют сотрудники правоохранительных органов, такое положение дел вызвано либо качественной профилактической работой, либо тем, что коррупционеры заняли выжидательную позицию в связи с ужесточением борьбы и нововведениями в законодательстве. Им надо сориентироваться и понять как действовать в новых условиях.
- В действующем законодательстве делается упор на профилактику коррупции, но, на мой взгляд, при жадности и алчности нынешних бюрократов это не действенно, - продолжает Александр Сухаренко. - Народ требует посадок! Наши же законы слишком либеральны. Например, сейчас рассматривается вопрос введения моратория на досудебное содержание под стражей лиц, обвиняемых в налоговых и экономических преступлениях. Также появилась такая мера наказания как домашний арест, разрабатывается проект расширения практики применения денежного залога.
В этой связи несколько успокаивает то, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев подписал указ, по которому эффективность работы УБЭПа будет оцениваться по количеству раскрытых преступлений. Теперь по каждому делу должен быть найден виновный, кроме того, большее значение будут предавать сумме причиненного должностным лицом ущерба.
Но сегодня судебная практика не соответствует тяжести совершенного деяния и возникает вопрос целесообразности привлечения к ответственности коррупционеров. Так есть несколько примеров, когда в Приморье за серьезные преступления с нанесением вреда в десятки миллионов рублей нарушителям давали условные сроки и отстраняли от государственных должностей всего на год или не отстраняли вовсе.
Беспокоит специалистов и то, что количество уголовных дел, возбужденных по статье "коррупция" остается незначительным. Против лиц, имеющих особый правовой статус, в 2009 году было возбуждено всего 3 уголовных дела (в 2008 году таких дел было 8). Это были дела против работников внутренних дел, депутатов, сотрудников районных администраций. Большинство расследований велось в отношении сотрудников милиции за превышение должностных полномочий.
- В этом случае поражает, когда, несмотря на весомые аргументы, руководитель тех или иных государственных органов упорно отрицает коррумпированность своих подчиненных. Они крайне удивляются выявленными фактами, говоря, что стоит трижды подумать, прежде чем привлекать их к ответственности. Здесь важно не стремиться к чистоте мундира и не беречь репутацию госоргана, а пресекать факты коррупции! - заявил Сухаренко.