Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Рецепт под грифом «Секретно». Областная общественно-политическая газета «Курская правда»

В России отменена обязательная сертификация пищевой и парфюмерной продукции
Отныне производители пищевых и парфюмерных товаров должны иметь лишь декларацию соответствия, которую бизнесмены заполняют на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции.
Это событие эксперты и аналитики рынка отметили по-разному, выразив, как полагается, абсолютно противоположные точки зрения.

Одни считают его серьезным прорывом в деле скорейшего вступления страны в ВТО, мощным стимулом развития конкуренции, ударом по коррупции. Другие отмечают неготовность самих производителей отвечать за качество только собственной репутацией и называют решение поспешным.

Обязательная сертификация была введена еще в 90-е годы прошлого столетия. На том этапе это был оправданный шаг. Открывалось множество точек общественного питания, торговли, из-за рубежа поступало много некачественных товаров, закупленных свежеиспеченными бизнесменами по бросовым ценам. Поток фальсификата следовало хоть как-то остановить, пусть даже непопулярными административными методами. Вроде бы остановили…

Сегодня считается, что ситуация в корне изменилась, отработаны правила производства и торговли, начали действовать рыночные механизмы, конкуренция, которая быстро выявляла, чей продукт лучше, а значит более востребованный. К тому же многие предприниматели сумели оценить преимущества добровольной сертификации и получаемую от нее выгоду, зато обязательная воспринималась ими как дополнительная волокита с кучей бюрократических рогаток. Отмена ее, с их точки зрения, приравнивалась к очередному «глотку свободы». Плюс значительное снижение издержек на оплату услуг сертификационных центров и прочих административных расходов. В этой связи прозвучали даже намеки на некоторое снижение цен, что выглядело по крайней мере фантастично. Но, разумеется, такого отрадного явления до сих пор не случилось.

А у потребителей возникло вполне обоснованное сомнение, не станет ли отмена обязательной сертификации стимулом для роста некачественной и низкосортной продукции.

Заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Сергей Мигин отмечает:

- Если говорить собственно о пищевой и парфюмерной продукции, то с принятием этого давно вызревавшего решения на свет вылезли традиционные «страшилки» в духе: теперь-то точно все поголовно перетравятся. Какие расчеты стоят за этой популистской риторикой (и стоят ли вообще) – неясно. Осуществленный нами анализ информации о количестве нарушений по отдельным группам продукции, уже переведенным из обязательной сертификации в декларирование, зафиксировал отсутствие негативного влияния на уровень риска нанесения ущерба.

Эксперт абсолютно прав. Вряд ли потребители ощутили резкие перемены на своем здоровье. По мнению аналитиков обществ защиты прав потребителей, не ощутили, потому что рынок давно завален продуктами третьесортными, суррогатом и имитацией под «натуру», самым бессовестным образом выдаваемыми за изделия «по рецептуре древних мастеров».

В январе, когда отмена обязательной сертификации еще не обрела документальную форму, покупатели принесли в редакцию две упаковки сливочного масла и предложили: «Отгадайте детскую головоломку. Найдите отличия».

Поискали. Сверили буковки, цифры, графику. Масло сливочное, крестьянское, ГОСТ, жирность, изготовлено из пастеризованных сливок. Наконец нашли. Один брикет был «высшего сорта», другой – обыкновенный. Намазали на хлеб, употребили. Вроде по вкусу масло.

- А в чем, собственно, секрет?- интересуюсь.

- В цене. Брикет высшего сорта стоит 17 рублей с копейками. Другой, не высшего, – под 30. Дешевый – явная фальшивка.

Что же мы съели под маркой «высшего сорта»? Полтора десятка лет назад подобный вопрос даже не пришел бы в голову. В советское время действовала целая система ГОСТов (десятки тысяч), за отступление от которых производителю «намылили бы холку по первое число». С 2003 года ГОСТы стали носить рекомендательный характер. С тех пор товар производится в соответствии с ТУ (техническими условиями). А с ними каждое предприятие определяется самостоятельно и, видимо, как бог на душу положит, исходя из количества-качества закупленного сырья и фантазии технологов, если таковые имеются в штатном расписании.

Планировалось в течение семи лет заменить все ГОСТы техрегламентами. Приняли только семь.

Не больно, выходит, торопились. Неужели все эти годы законодатели и нормотворцы уповали на такую тонкую материю, как растущее самосознание российского бизнеса? Так и хочется вспомнить небезызвестного политэконома Карла Маркса, который утверждал, что ради 300 процентов прибыли капитал готов пойти на любые противоправные меры. Однако ж считается, что времена нынче другие, цивилизованнее, гуманнее. И предприниматель должен быть соответствующим. Тогда почему высшее руководство страны не устает напоминать представителям деловых кругов об их социальной ответственности? Видно, что за истекшие годы он, бизнес, все-таки не пропитался этой идеей от макушки до пяток, и его приходится стимулировать нравоучениями. Потому что иных механизмов воспитания нет.

Не оправдывает светлых надежд и конкуренция. Продукция, сделанная из натурального сырья, изначально не способна конкурировать с суррогатным изделием из-за своей высокой цены. Для людей с низкими доходами – врачей, учителей, библиотекарей и других бюджетников - натуральное просто не по карману. Вот им и предназначен призрак еды, суррогат и третий сорт: сосиски со вкусом мяса, лапша с запахом курицы, пельмени с начинкой растительного происхождения. Этот рынок сбыта достаточно широк, чтобы «бизнесмены» не толкались локтями и не оттаптывали друг другу любимые мозоли. И полностью удовлетворяли спрос. Другой вопрос, чем удовлетворяли?

По статистике Роспотребнадзора, около 50 процентов товаров на российских прилавках, даже в условиях обязательной сертификации, не соответствовали нормам безопасности и качества.

Работники управления Роспотребнадзора по Курской области в первой половине прошлого года провели 416 проверок по контролю качества и безопасности различных групп товаров. И 349 раз продукция снималась с продажи. В ходе контрольных мероприятий выбраковано и снято с реализации 1482 партии продовольственных товаров и сырья. В их числе молочные и рыбные продукты, хлебобулочные и кондитерские изделия, детское питание, минеральная вода, птица. Общий вес превышал 11 тонн. Выявлено 26 фактов продажи продуктов с признаками фальсификации, имеющих, по словам специалистов, «скрытое качество», информация о котором являлась заведомо неполной. Признаки фальсификации чаще всего встречаются у самой востребованной группы продуктов: кондитерских изделий, колбасы, консервов молочных и рыбных, сыров, в сливочном масле, вине. География поставщиков обширнейшая. Но главным образом представлена соседними регионами, предприятиями Воронежской, Белгородской, Московской, Тульской областей. В их число попали и два курских производителя.

Следует отметить, что мероприятия, проводимые Роспотребнадзором, не сплошная облава по всем торговым и производственным предприятиям. Проверки обычно носят точечный характер, ведутся по плану, о котором, подозреваю, неплохо осведомлены проверяемые и которые вполне могли попрятать явный фальсификат по дальним углам. Остается догадываться, сколько тонн, килограммов, банок, упаковок минуют пристального внимания специалистов-контролеров. Да и, поймав «на горячем», не сильно напугают. Штрафы за продажу некачественных товаров составляют от 1 до 2 тысяч рублей для физических лиц и до 10 тысяч – для юридических. Копейки в сравнении с реальными прибылями от продаж.

Правда, к первому апреля посулили внести поправки в Административный кодекс, и суммы штрафных санкций вырастут в десятки раз. Мера вроде бы своевременная, и грех ее не приветствовать. Наконец-то степень юридической ответственности поднимется на европейскую высоту! Но, похоже, законодательная телега опять побежала впереди лошади. Штраф в полмиллиона рублей – это серьезная санкция. Попавшие под нее будут защищаться изо всех сил и возможностей. Сутяжничать начнут до морковкиных заговин. Прецеденты есть. Курское управление ФАС иной раз годами судится с нарушителями антимонопольного законодательства, чтобы доказать свою правоту. Суды в таких спорах исследуют чуть ли не каждую запятую в документах и нормативных актах.

А в пищевом производстве документов, собственно, нет, что, скорей всего, превратит дубину административных наказаний в абсолютно бесполезный предмет. Сроки их появления на свет писаны на воде вилами. Если за семь лет разработано только семь техрегламентов, половина из которых не выдерживает критики, то прикиньте, сколько лет потребуется на оставшиеся тысячи наименований и чем этот временной отрезок аукнется покупателям? Причем к техрегламенту в большинстве случаев требуется научно обоснованная методика, чтобы с ее помощью экспертная лаборатория отличала поддельное от натурального. В ином случае любой лабораторный тест легко опровергается в суде.

Но вряд ли по нашей российской действительности, где коррупция зашкаливает за все мыслимые пределы, дело дойдет до судов. Нет никакой гарантии ни моральной, ни юридической, что у проверяемых не возникнет мысль «договориться» с проверяющим. Когда речь пойдет о полумиллионных суммах, проблему легко уладить хорошо известным способом - «конвертом».

Поэтому, ради сведения на нет коррупционных соблазнов, число проверок уже сегодня идет на значительную убыль. Чтобы не «кошмарить» предпринимательское сообщество и создать ему комфортную среду обитания. Мыслится, что он, бизнес (малый, большой и средний), в ответ откликнется на заботу о нем новыми трудовыми свершениями. О том, что немалое количество членов этого сообщества способно «окошмарить» сообщество потребительское, почему-то никем во главу угла не ставится. Складывается впечатление, что именно потребительское сообщество сделали ответственным за экономический рост...

Что ж, нас, покупателей, по большому счету мало беспокоит наличие у продавца (производителя) какого-нибудь важного документа, тем более написанного им самим. Споры экспертов о преимуществах декларирования и недостатках обязательной сертификации тоже не стоят выеденного яйца, если не подтверждаются конкретными положительными результатами. В конечном итоге нам решать, что покупать - высший, первый, третий сорт или суррогат пищи. Но в отличие от чиновников из контрольно-надзорных органов «кошмарить» бизнес - наше законное право.

Только каким образом это право осуществить?

Проще простого. Сколько раз озвучивалось требование публиковать на упаковке полную и внятную информацию о продукте, причем с процентным содержанием всех ингредиентов, особенно тех, которые не очень полезны для здоровья. И тогда решай, какой продукт брать – натуральный или имитацию.

В Европе подобная информационная открытость в порядке вещей и попробуй ее проигнорировать. А что же у нас? Производители продуктов питания дружно бросились догонять европейских коллег? У нас степень секретности в пищевой отрасли, похоже, превосходит военную.

Недавно на очередной выставке товаров спросил у девушек-промоутеров, из чего сделана рекламируемая ими колбаса известного «брэндового» производителя. Девушки, премило фыркнув, простодушно сообщили:

- Да кто ж ее тогда покупать станет…

Кажется, они выложили страшный секрет. Выскочившее, как черт из табакерки, руководство акцией хмуро сообщило:

- Это закрытая информация. Служебная.

А нам бы очень хотелось в этом вопросе открытости и доступности, которые в сочетании с жесткими юридическими нормами высоко поднимают уровень моральной ответственности бизнеса за произведенный товар.

Борис Киряев

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости