Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Коммерсант vs чиновник. Интернет-журнал "Новая политика"

Поддержка малого бизнеса требует совместных усилий предпринимателей и руководства страны

Нынешний экономический кризис показал, насколько важен для государства малый и средний бизнес. Между тем, основной помехой для его развития является непомерно раздутый и коррумпированный бюрократический аппарат. Проблема эта настолько сложна, что попытка решить ее с помощью административной реформы по сути потерпела полный крах.

Депутат Госдумы от партии "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева очень точно и жестко охарактеризовала губительную роль бюрократии для экономики страны: "Чиновничество – это класс паразитирующий, потребитель и пожиратель бюджета. Он не обеспечивает инновационного сдвига, развития принципиально новых отраслей, стимулирования предпринимательской активности, занятия новых ниш. Во всем мире представители малого бизнеса составляют тот самый средний класс, на котором и держится государство. У нас обнародована статистика, согласно которой основной группой среднего класса становятся чиновники".

Впрочем, нельзя сказать, что руководство страны игнорирует эту проблему. Президент Дмитрий Медведев уже не раз выступал в поддержку отечественных предпринимателей, и уже принимались законодательные акты, направленные на защиту их прав. Так, с 1 мая прошлого года вступил в силу закон, согласно которому все внеплановые проверки малого и среднего бизнеса могут проводиться лишь с согласия прокуратуры. Кроме того, срок проведения проверок в отношении компаний не должен превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов – для микропредприятий. Общий срок проверки любого предприятия не может превышать 20 рабочих дней. А с нынешнего года плановые проверки малого и среднего бизнеса должны быть в обязательном порядке включены в единый сводный план проведения плановых проверок хозяйствующих субъектов. Сведения о нем размещены на официальном сайте Генеральной прокуратуры России.

В конце апреля Медведев специально собрал в Барвихе представителей малого и среднего бизнеса. Речь на этой встрече шла о тех же наболевших проблемах: как избавить предпринимателей от чрезмерной и далеко не всегда бескорыстной опеки чиновников. И предприниматели получили возможность напрямую высказать свои претензии по поводу отношений бизнеса и правоохранительных органов, и весьма сомнительных моментов, присутствующих как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.

Тем более, что по поводу последних принятых мер существуют разные мнения. Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, президент группы исследовательских компаний "Тезаурус", возглавлявший в свое время одну из экспертных групп в комиссии по проведению административной реформы, считает, что вступивший в силу закон об ограничении проверок бизнеса – это всего лишь новая версия уже существовавшего с 2001 года закона, принятого в свое время в так называемом "пакете Грефа" вместе с законом о регистрации и лицензировании отдельных видов деятельности. Понятно, что в старый закон внесен целый ряд новаций, хотя нельзя сказать, что их так уж много. Самое основное новшество, разумеется, – это ограничение по совокупности часов или дней проверок, которые можно производить за год.

"При этом, – отмечает Буев, – ограничения по совокупности относятся только к плановым проверкам. А есть еще и внеплановые проверки, которые теперь можно проводить только с санкции прокурора. И вот за первые же месяцы мы увидели, как эта норма закона начинает работать. Так, в Свердловской области в органы прокуратуры за три первых месяца после принятия закона поступило из различных контролирующих органов свыше трехсот заявлений с предложением согласовать внеплановые проверки. И более чем на двести намечаемых проверок прокуратура санкции не дала".

Куда менее оптимистично настроен председатель оргкомитета всероссийского движения "За честный рынок" Илья Хандриков. После очередного обсуждения в Центральном доме предпринимателей представителями столичного малого и среднего бизнеса темы проверок он заявил: "Это ужас – то, что грозит подавляющему большинству фирм, которые пытаются существовать цивилизовано. В 2010-м году будут наноситься удары по целому ряду секторов отечественного бизнеса. Причем на сегодняшний день законы позволяют наносить мощнейшие удары: например, закрывать предприятия на неопределенный срок".

Действительно, трудно ожидать, что многочисленные чиновники средних и низовых звеньев вертикали власти, основу благосостояния которых составляет так называемая "административная рента", легко от нее откажутся.

Автор этих строк как-то в кулуарах очередной конференции, проводившейся в том же Центральном доме предпринимателей, задал вопрос о возможном чиновничьем сопротивлении директору департамента МЭР по развитию малого и среднего предпринимательства Андрею Шарову. Он честно ответил, что представителям федерального центра необходимо объединиться с представителями малого и среднего бизнеса в борьбе с "малыми и средними бюрократами".

Одним из примеров такого объединения и стала встреча в Барвихе. На ней Дмитрий Медведев, между прочим, обронил примечательную фразу: по его словам, борьба за послабления для бизнеса продолжается. Это может значить только одно: сопротивление любым возможным ограничениям власти чиновников над бизнесом идет на весьма высоком уровне.

И здесь же президент продемонстрировал знание сложившейся в отечественном бизнесе ситуации: "Надеюсь, – сказал он, – то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать "посадки" в тюрьму в рейдерских целях. Мы все знаем, таких примеров достаточно. Сажают сначала в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за "бабки" – вот что происходит".

При этом уже через несколько дней после встречи Медведев внес в Госдуму поправки в Уголовный кодекс, которые смягчают ответственность за экономические преступления. Теперь подозреваемым или обвиняемым предпринимателям достаточно будет внести залог или дать подписку о невыезде, чтобы остаться на свободе.

Стоит отметить, что основная тяжесть чиновничьего произвола ложится именно на малый и средний бизнес. Между тем, Оксана Дмитриева постоянно напоминает, что в развитых странах 50-60 % доходов бюджета составляют поступления от малого бизнеса. Причем это – нижняя граница для стран, где довольно широко представлены крупные предприятия. "Отсутствие малого бизнеса, – напоминает она, – ведет к монополизации рынка. Монополизированный рынок всегда ведет к потере качества и повышению цены".

Впрочем, изменить ситуацию невозможно одними лишь административными и экономическими мерами. Монополизация в экономике и бюрократическое давление на бизнес напрямую связаны с ограничением политической конкуренции и отсутствием гражданского контроля за действиями власти.

Кажется, все, начиная от президента России, понимают важность этой проблемы. Вопрос в том, хватит ли политической воли для ее решения. Ведь чиновничье сопротивление становится все ожесточеннее.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости