Россия занимает 38−е место в рейтинге конкурентоспособности национальных инновационных систем, констатируют эксперты общественной организации «ОПОРА России» и Бауманского университета. Кроме США и европейских стран в развитии инноваций Россию обогнали Таиланд, Турция, Бразилия и Китай.
Россия заняла 38−е место в рейтинге конкурентоспособности национальных инновационных систем, составленном «Бауман инновейшн» (аффилирована с МГТУ им. Баумана) совместно с общероссийской общественной организацией «ОПОРА России». В рейтинге 50 позиций. При его составлении учитывалось несколько факторов: наличие инновационных идей, условия их коммерциализации, условия спроса на инновационную продукцию, технологическая инфраструктура инновационной сферы, инновационный потенциал компаний, а также эффективность государственного управления.
«Верхние строчки рейтинга занимают США, Швеция и Швейцария; в десятке лидеров – Финляндия и Израиль. Россия занимает в этом рейтинге лишь 38−е место из 50 стран, уступая не только «соседям» по БРИК – Китаю, Индии и Бразилии, но даже Турции и Таиланду», — отмечают специалисты «Бауман инновейшн». Ниже России в списке стран — Мексика, Колумбия, Аргентина, Бангладеш, Боливия.
Согласно данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), сейчас в России действует около 4 тыс. научно-исследовательских институтов и более 40 тыс. инновационных компаний. В 2009 году на развитие инновационных программ и проектов было выделено 1,3 трлн рублей, 1,15 трлн из этих денег были государственными. По информации ассоциации, в 2009 году Россию покинули около 6100 научных специалистов, что позволяет говорить об активации процесса «утечки мозгов».
Эксперты, следящие за развитием инновационной отрасли, отмечают: институты развития, созданные государством для стимулирования инновационной сферы, нуждаются в реструктуризации. Инвестпроекты «Роснано» выходят за пределы компетенции госкорпорации. Несмотря на то что при создании «Роснано» утверждалось, что поддержка будет оказываться небольшим компаниям, средний объем проекта, утвержденного наблюдательным советом, составляет 2,5 млрд рублей, отмечается в докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства, имеющем рабочее обращение в Минэкономразвития.
Другой институт развития – Российская венчурная компания — демонстрирует недостаточную результативность. В 2009 году фонды РВК профинансировали только один проект.
Инновационная деятельность в России демонстрирует низкую результативность, соглашается председатель правления НАИРИТ Николай Никольский. «Низкие места России в мировых рейтингах объясняются в первую очередь отсутствием реального результата в сфере инноваций. В нашей стране на инновации в последние годы тратятся суммы порядка 1 трлн рублей в год, и это знает весь мир. О необходимости перехода к экономике инноваций было объявлено пять лет назад. А видимого эффекта нет. По данным НАИРИТ за 2009 год, соотношение эффективности вложения в инновации между Россией и США составляет 1/112», — говорит Николай Никольский.
В азиатских странах, где роль государства в развитии инноваций так же существенна, как и в России, эффект был ощутим уже на третий-четвертый год после начала инновационных программ, отмечает эксперт. «Пока у нас в стране не будет налажен эффективный механизм контроля за расходами в сфере инноваций, включающий общественный контроль, решить поставленные руководством страны задачи будет сложно», — убежден Николай Никольский.
Бизнес России не заинтересован в инновационной продукции, констатирует генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) Сергей Поляков. «У нас масса причин, по которым мы на этом месте находимся. Есть проблема доступности малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. Основная проблема – это то, что у крупной промышленности и бизнеса нет спроса на инновации, то есть нет рынка. В целом сектор малого инновационного бизнеса явно недоразвит по сравнению с развитыми экономиками», — говорит Сергей Поляков.
Эдуард Геращенко, предприниматель, работающий в инновационной сфере, уверен, что низкая конкурентоспособность национальной инновационной системы России вызвана прежде всего недостатком финансирования. «Это похоже на правду, — комментирует он результаты рейтинга. – В принципе практически все проекты, профинансированные из государственных фондов, обрываются на уровне стартапов. Этих сумм хватает только на то, чтобы профинансировать на уровне НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – Infox.ru) небольшие локальные проекты. Какие-то более комплексные проекты выходят за пределы финансирования. Нет никакой инфраструктуры и процедуры давать проектам какие-то действительно серьезные деньги», — сетует предприниматель.
Создатель сервиса Wi2Geo Сергей Курлович убежден, что, несмотря на низкие показатели по конкурентоспособности, динамика развития инновационной сферы существенно улучшилась в последние два года. «Если говорить о динамике, то в последние два года заметен очень сильный рост по сравнению с тем, что было раньше. Если в представлении среднего обывателя стартапы и венчурные капиталисты — это было что-то из Кремниевой долины, то сейчас люди из технической сферы уже четко понимают, что это то, что их окружает. Если у них есть какие-то интересные проекты, которые могут стать бизнесами, для этого нет необходимости лететь далеко в Штаты, в Англию или Тайвань, при должном упорстве можно реализовать технологии, находясь у себя дома», — уверен Сергей Курлович.
текст: Алексей Гусаков / Infox.ru