Германский автоконцерн Daimler AG потратил десятки миллионов долларов на взятки и откаты в 22 странах. Россия оказалась самой взяткоемкой: среди «клиентов» оказались сотрудники силовых ведомств и чиновники столицы и ряда других городов, заработавшие на «сотрудничестве» более 5 млн долларов. Самыми «скромные» из них — офицеры Минобороны.
К расследованию дела германского автоконцерна выразил готовность подключиться департамент экономической безопасности МВД РФ, о чем заявил заместитель начальника ДЭБ МВД Александр Назаров. «Для того, чтобы нам реагировать на такого рода информацию, нам должно быть дано поручение. Если такое поручение поступит от Генпрокуратуры РФ, то мы примем участие в этом направлении», — уточнил Назаров.
О масштабах же незаконной деятельности компании говорится в документах Министерства юстиции США, направленных в окружной суд округа Колумбия. Компания обвиняется в подкупе с целью получения госконтрактов на поставку своей продукции. В обвинении говорится о «сотнях неправомерных платежей» в период с 1998 по 2008 год, которыми «подмазывались» выгодные сделки на поставку продукции в 22 странах, включая Россию.
В документе утверждается, что в Daimler имела место длительная практика подкупа «зарубежных чиновников», в соответствии с определением этого термина [foreign officials] законе 1977 года «О коррупционных практиках за рубежом» (The Foreign Corrupt Practices Act), с применениям ряда механизмов, в том числе корпоративных бухгалтерских счетов, называемых внутри компании счета третьих лиц (third party accounts - TPA). В компании взятки часто определялась и фиксировалась как «комиссии», «специальные скидки» и/или «nutzliche Aufwengdungen» (N.A.), что можно перевести как «необходимые расходы».
По данным ведомства, Daimler давала взятки госслужащим и их посредникам в Китае, Хорватии, Египте, Греции, Венгрии, Индонезии, Ираке, Кот-д’Ивуаре, Латвии, Нигерии, Сербии и Черногории, Таиланде, Турции, Туркмении, Узбекистане, Вьетнаме и других государствах.
В некоторых случаях Daimler направлял нелегальные платежи на американские банковские счета или счета американских подставных компаний-пустышек в иностранных банках, чтобы перевести сумму взятки. По крайней мере в одном случае американская подставная компания была учреждена специально с целью заключения фиктивного консалтингового соглашения с Daimler, чтобы скрыть такие нелегальные выплаты. Во всех случаях Daimler ненадлежащим образом отражал эти платежи в корпоративных бухгалтерских документах и отчетах.
При этом компания предлагала чиновником не только деньги, но и дорогие машины или должности в своих подразделениях в обмен на контракты. Эти соглашения, «смазанные» взятками, принесли концерну как минимум 50 млн долларов дополнительной прибыли.
Самые большие суммы нелегальных проводок были сделаны в России — 5 млн долларов и 80 тысяч марок в 2000–2005 годах, что составляет 7,8% всего объема поставок продукции Daimler по госконтрактам (64,7 млн евро) в страну за этот период. Но в России, по данным Минюста, концерн обходился лишь взятками, включенными в стоимость госконтрактов (то есть так называемыми откатами). Как указано в документах для суда, организацией передачи взяток занималось ЗАО «ДаймлерКрайслер автомобили рус» (в настоящее время — ЗАО «Мерседес-Бенц рус»). В числе «клиентов фирмы оказались представители Федеральной службы охраны (ФСО), МВД, Минобороны, городских властей Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.
В ЗАО «Мерседес-Бенц рус» от комментариев отказались. «Мы никаких комментариев по этому поводу не даем. Если у вас есть вопросы, можете выслать в наш общий ящик — тогда мы уже переадресуем», — заявили радиостанции Business FM в компании. Аналогичная реакция последовала и от ведомств: в правительстве Москвы BFM.ru признали, что с информацией знакомы, но комментариев по этому поводу не дают; в ФСО просто сказали, что комментариев нет.
Из материалов Минюста США следует, что выплаты от Daimler получили офицеры МВД, отвечавшие за закупки легковых автомобилей. Немцы «откатили» им как минимум 1,8 млн евро. Еще больше — 2,87 млн евро — Daimler потратил на откаты по поставке машин для гаража особого назначения ФСО. Из этой суммы как минимум 1,4 млн евро пошло напрямую чиновникам. Размеры откатов в Минобороны оказались относительно скромными — около 25 тысяч евро.
Как сообщил Business FM редактор отдела международных новостей газеты «Ведомости» Алексей Алексеев, в России деньги переводились в основном на счет всевозможных компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, хотя в отдельном случае, но не в Москве, выдавались даже наличными. «Германская компания аккуратно все записывала. Но Конкретных имен нет, есть только названия оффшорных фирм, и вряд ли их удастся к кому-то привязать», — пояснил журналист.
По мнению ведущего аналитика банка «Петрокоммерц» Алексея Бизина, в ситуации, когда какому-то чиновнику необходимо получить деньги за оформление заказа на крупную партию автомобилей, схема гипотетически может выглядеть следующим образом: дилер продает заказчику автомобили в базовой комплектации, при том, что заказчик выставляет требование на автомобили с дополнительными опциями. При этом дилер заказывает установку допуслуг у сторонней организации, а деньги остаются в третьей организации, владельцем которой может являться кто угодно. И там же за стандартные 5–7 или 10% — в зависимости от размера бизнеса — деньги обналичиваются.
По информации одного из водителей госорганизации Виктора (фамилию просил не называть), при покупке машин могут использоваться лизинговые схемы с участием банков-партнеров. По сути, это аренда с последующим выкупом, которая дает банку клиента, дилеру — продажи, а арендатору еще и налоговые преференции. Как только машины переходят в собственность организаций, руководство их тут же списывает с баланса и покупает новые. «На предприятиях они куплены в лизинг на 3 года через банки-партнеры, так я думаю. И через 3 года, когда проходит время и выплачено все через лизинг, тогда все обновляется на предприятии», — сказал Business FM водитель.
Конечно, 5 млн долларов за 5 лет — это немного. Но помимо выручки от продажи машин, автодилер выигрывает еще и на их обслуживании в своих сервисных центрах. Исключение составляет гараж особого назначения в Кремле, который, по информации профильных СМИ, имеет в арсенале более сотни авто и оборудовал собственную мастерскую прямо в стенах крепости.
Есть надежда, что с 1-го июля этого года коррупционным схемам с госструктурами придет конец, так как вступит в силу закон о размещении подобных заказов только на электронных аукционах. Предполагается, что тогда заказчик, разместивший требование на машины определенного класса, в ходе торгов не будет знать, кто из дилеров в них участвует, так как все названия участников будут зашифрованы. Как полагает исполнительный директор Ассоциации электронных торговых площадок Илья Димитров», так исчезнет элемент сговора.
Отметим, что по данным ФАС, сейчас 30% госзакупок в России делается за откат. Но вряд ли внедрение системы электронных торгов быстро исправит ситуацию. «Мы только еще в самом начале той дороги по совершенствованию системы госзакупок, которую уже прошли развитые страны», — считает вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИИСИПП) Владимир Буев.
Произошедшее с Daimler — не единственный коррупционный скандал в котором оказалась замешана крупная германская компания. Напомним, в феврале этого года британский производитель оборонной продукции BAE Systems согласился выплатить около 400 млн долларов штрафов когда власти США и Великобритании обвиняли компанию в многомиллионных выплатах иностранным чиновникам с целью заполучить оборонные контракты, в частности в Саудовской Аравии и в Венгрии. А штраф немецкого конгломерата Siemens за нарушение антикоррупционного законодательства составил 1,6 млрд долларов. Особенно активно Siemens занималась подкупом в России.
Ранее Минюст США дал понять, что останавливаться на достигнутом не собирается и доказательством этого стал процесс против Daimler, который стартует в Вашингтоне 1 апреля. BFM.ru накануне сообщал, что Daimler заплатит около 180 млн долларов в качестве штрафа в рамках досудебного урегулирования обвинений, предъявленных Минюстом и, по просочившейся информации, компания готова признать себя виновной.
По закону компании грозит не только штраф до 2 млн долларов и возврат незаконно полученной прибыли, но и лишение лицензий на определенный вид деятельности в США, а также потеря участия в программе американских госзакупок. Уличенным в даче взяток сотрудникам Daimler грозит до 5 лет лишения свободы.
На фото (РИА Новости) слева направо
представители Daimler: Эдгар Крокель, Андреас Реншир.