Малый бизнес переносит удар кризиса тяжелее крупного, свидетельствуют данные статистики. Если большие предприятия начали понемногу поднимать голову, то их «меньшие братья» продолжили падение, практически не снижая его темпов. В некоторых регионах число МП уже сократилось втрое. В то же время есть места, где малый бизнес, напротив, успешно развивается. По мнению экспертов, все зависит от высоты административных барьеров.
За период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009-го количество малых предприятий в стране сократилось на 19,2% – до 227,7 тыс., сообщается в последнем докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В Сибирском федеральном округе малый бизнес уменьшился на 43,4%, на Дальнем Востоке – на 29,5%, на Юге страны – на 31,3%, в Поволжье –19,3%. Немного скрасил картину Урал, где число МП за год выросло на 42%. Если брать статистику по субъектам РФ, то лучше всего дела обстоят в Хабаровском крае – рост на 105%, за ним следует Республика Карелия (89,1%), Московская (58,1%) и Владимирская (49,8%) области. В лидерах со знаком минус – Новосибирская область, где число предприятий уменьшилось в 3,4 раза, а также Волгоградская, Томская области (в 2,8 раза) и Камчатский край (в 2,6 раза).
Еще сильнее, на 23,8% ниже прошлогоднего показателя, упали объемы оборота малого бизнеса. Даже на Урале, где численный состав предприятий вырос почти в 1,5 раза, оборот вырос лишь на символические 0,3%. Наихудшая динамика по этому показателю наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской областях – в этих регионах обороты сократились более чем вдвое.
«Общий вывод по итогам трех кварталов 2009-го – падение продолжается, – прокомментировал «НИ» ситуацию вице-президент НИСИПП Владимир Буев. – Не думаю, что темпы падения отличаются от тех, что были в начале кризиса». По словам эксперта, одной из причин столь сильного снижения может быть даже не фактическое закрытие малых предприятий, а их переход в нелегальный сектор. «Не все они умерли, кто-то продолжает работать, но невидимо для статистики. Фирму бросили, отчеты она не сдает, но производство продолжается, а расчеты идут наличными», – пояснил специалист.
Главные пострадавшие от сокращения малых предприятий – конечно, их работники. На конец третьего квартала прошлого года среднесписочная численность занятых на российских МП снизилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8,2%, составив 5,74 млн. человек. Рост занятости отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 29,2 и 15,4% соответственно. В Северо-Западном округе работу потеряли 17,6%, в Южном – 16,3%, в Сибирском – 13,7%, в Приволжском – 11,2% работников малого бизнеса. Среди отдельных регионов лучше всего себя чувствует Хабаровский край, где число работников выросло в 2,2 раза. Во Владимирской области занятость увеличилась на 40%, в Ханты-Мансийском округе – на 35,4%, в Республике Карелии – на 31,4%. Наибольшие сокращения произошли в Волгоградской области (47,8%), в Республике Северная Осетия – Алания (45,2%), в Алтайском крае (43,1%), в Вологодской (34,8%) и Ленинградской (32,2%) областях.
Цифры показывают: хотя кризис и создал всем одинаково сложные условия, самочувствие малого бизнеса в разных регионах очень сильно различается. «Мы это связываем так или иначе с тем, что в каких-то регионах государственный пресс сильнее, а в каких-то слабее, – заметил г-н Буев. – Чем меньше контрольно-надзорного вмешательства, тем больше возможностей у бизнеса и тем лучше он развивается».
В столице малый бизнес чувствует себя не лучше, но и не хуже других. Число предприятий сократилось на 13,7%, обороты – на 17,2%, численность персонала – на 11,8%. Но у Москвы есть одно очень слабое место – инвестиции, которые за год кризиса упали почти на 60%. «Московские предприниматели перестали вкладывать деньги в малый бизнес, – пояснил г-н Буев. – Здесь все основные рынки уже заняты и перераспределены. И если падает спрос со стороны населения и бизнес не видит перспектив, он предпочитает придержать деньги, например, подержать их в банке. Лучше получить небольшой процент, чем вложиться в новое оборудование в момент, когда спроса на продукцию нет».
Дальнейшие перспективы малого бизнеса пока остаются под вопросом. Один из важнейших показателей развития – инвестиции в основной капитал – продолжает стремительно падать. За год по стране они сократились на 28,7%. Сильнее всего пострадали Хабаровский край (на 88,2%), Еврейская автономная область (на 86,7%) и Мурманская (на 82,3%). В то же время в Новгородской области инвестиции выросли в 2,8 раза, в Республике Калмыкии – в 2,4, в Магаданской области – в 2,1 раза. «Может случиться, что это падение будет тормозить процесс восстановления бизнеса, – считает Владимир Буев. – Но если на каких-то рынках появится спрос, малое предпринимательство может очень быстро вырасти снова». Одна из причин падения инвестиций – слабое предложение кредитных услуг. «В конце прошлого года – начале этого спрос на кредитные продукты, в том числе микрокредиты, вырос, а банковское предложение упало еще больше. Программ кредитования заявлено много, но реальное предложение уменьшается», – констатировал аналитик.
Тем не менее, по мнению эксперта, в 2010 году малый бизнес все же имеет шанс прекратить падение. «Ключевую роль в этом могут сыграть два фактора: общий подъем экономики, с которым связано повышение спроса, и немалые государственные вливания, идущие по линии и Минэкономразвития, и регионов, и Российского банка развития. В нынешнем году должно быть принято порядка 13 программ. Эти деньги должны стимулировать развитие малого бизнеса», – надеется г-н Буев.