Владимир Путин озвучил ряд новых мер по поддержке малого и среднего бизнеса и объявил о выделении в этом году дополнительных 13 млрд рублей на развитие предпринимательства к запланированным ранее 10 млрд. Премьер подчеркнул, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не временная антикризисная мера, а суть политики государства. В свою очередь, многие предприниматели по-прежнему главной проблемой называют повсеместную коррупцию, а с этого года количество организаций, перед которыми надо отчитываться, по их словам, только возросло.
Слова о поддержке и необходимости развития малого и среднего бизнеса в России звучат с завидной регулярностью, но улучшилось ли положение бизнеса за последние годы? Насколько эффективными будут новые меры, объявленные премьером? Смогут ли малые предприятия, теоретически более мобильные и гибкие в сравнении с крупным бизнесом, стать в России тем драйвером, который запустит модернизацию экономики и повысит ее конкурентоспособность? И если да, то какие условия необходимы для такого развития?
Участники конференции:- Владимир Груздев, первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
- Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
- Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
- Андрей Шубин, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
- Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти
- Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Да нет реально никакой поддержки! Кто ее видел? Она застряла где-то в верхах! А что есть на самом деле? Резкое увеличение тарифов на федеральном уровне и резкое увеличение земельного налога на местном уровне.Прошлый 2009 год наше предприятие было прибыльным, а с начала 2010 - с введением новых тарифов и налогов - уже нет!Да кто вообще додумался увеличивать тарифы в разгар кризиса??? Сколько малых предприятий из-за этого разорилось? Почему федеральное правительство не ограничивает аппетиты естественных монополий???
Потому что федеральное правительство - слабое. Оно легко управляемо бизнес-интересами. Интересы естественных монополий определяют выбор правительства. Не интересы экономики - населения-развития, а банальные узкоотраслевые интересы приближенных к правительству групп. Газпрома в том числе.
Мне представляется (безотносительно ко всему разговору) что все хотят что-то сделать для малого бизнеса но, не понимая что-же ему действительно необходимо, не понимая его природу - принимают либо глупые решения, либо " глупые решения". От этого малому бизнесу ничего не прибудет. Видимо дело не в умных и заумных проектах и решениях, а в изначальном желании сделать хорошее дело, а мы (или они) это уже не умеем, уже не хотим, уже не верим ...
Необходимо вопрос развития малого предпринимательства решать в разрезе пользы его для среднего и крупного бизнеса. Только тогда, когда (реально) сильные мира сего поймут (найдут) свою выгоду в развитии малого предпринимательства, мы начнём ощущать на себе поддержку. Возможно, стоит предложить им (реально сильным) варианты, при которых малое предпринимательство будет им выгодно?
А если какая-нибудь возможность контролировать малому бизнесу проверки? Если делать, как это делала ИКЕЯ. При приходе проверяющего составляются акт, о том, что такой-то чиновник, такого-то числа, на основании таких-то документов провел провел проверку. После каждой проверки такой акт отправлять в ФСБ или СКП на проверку законности проверки :)
Уважаемый Эльрик, в настоящее время деятельность контрольных органов регламентируется Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав предпринимателей при проведении проверок", где закреплен чёткий механизм проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Внеплановые мероприятия осуществляются после согласования с органами прокуратуры.
Возможность контролировать проверки у малого бизнеса не только есть, но это теперь и его обязанность. В соответствии с 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпримателей при проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" субъекты МСП обязаны вести журнал учета проверок (п. 8 ст.16), а проверяющие должны вносить в него сведения о всех проводимых ими проверках, в случае отсутствия журнала - делается соответствующая запись в акте проверки. Типовая форма журнала учета проверок утверждена МЭРом
Кроме того, в настоящее время все проверки малого и среднего бизнеса, как плановые, так и внеплановые, проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, отслеживающими законность проведения проверок. Поэтому проверить законность проводимой проверки можно обратившись в органы прокуратуры по месту нахождения субъекта МСП.
Решением проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам могло бы стать развитие инфраструктуры финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне - создание и капитализация гарантийных фондов и микрофинансовых организаций, субсидирование затрат предпринимателей.
Решения по применению отдельных налоговых инструментов не всегда являются обоснованными с точки зрения последствий их воздействия на конкретные отрасли и сектора экономики. Взять ту же реформу ЕСН и введение страховых взносов.
Какие меры в первую очередь рассматриваются при обсуждении вопросов поддержки какой-либо отрасли? Как правило, выделяются меры налоговой поддержки, по принципу "а давайте снизим налоги или введем специальный налоговый режим". Все это говорит об отсутствии стратегических приоритетов налоговой политики на долгосрочную перспективу.
Следствием проблемы является общая нестабильность и неопределенность в налоговой сфере, , что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные правовые акты . Так, количество изменений в Налоговом кодексе в среднем за год составляет от 10 до 30.
Другой, во многом смежной, проблемой также является отсутствие какой-либо системной работы по оценке эффективности существующих налоговых льгот. Те же специальные налоговые режимы для малого предпринимательства? Да, это приводит к дроблению отдельных компаний, но ведь многие предприятия благодаря этим режимам "выживают" на рынке.
Во-первых, данные режимы вводились для стимулирования предпринимательской деятельности, в частности малых форм хозяйствования.
Во-вторых, отсутствие таких режимов на практике может обернуться увеличением цен на работы, товары, услуги, ведь вся налоговая нагрузка так или иначе вкладывается в стоимость.
В-третьих, такие "льготные" режимы позволяют малому бизнесу выжить и развиваться.
В стране необходимо создать комфортную среду для развития предпринимательства, в том числе налоговую среду, при которой обновление основных средств компаний будет поощраться и стимулироваться, налоговая нагрузка не будет запредельны и будут выбраны приоритеты налогового стимулирования в отдельных отраслях.
В отношении пожелания относительно налогообложения зарплат - я не думаю, что это хорошая мера. Она плоха тем, что искажает стимулы - в том числе и к росту зарплат. Выигрыш от такой меры бизнес получит небольшой - аналогичный выигрыш можно обеспечить другими мерами поддержки - те же инкубаторы - но с меньшими искажениями стимулов к развитию.
Когда правительство станет сильным. Пока оно слабое и им легко манипулируют различные группы интересов. Те же самые чиновники на разных уровнях.
Когда выбирать Госдуму будет по принципу профессионализма, а не по спортивным достижениям.
Малый бизнес и платежные терминалы
В мае 2009 года Госдума приняла закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который после ряда поправок обязует с 1 апреля 2010 года владельцев платежных терминалов оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ), позволяющей отслеживать прохождение денег. За установку ККТ, одобренной Минпромторгом, участникам рынка пришлось бы платить по 37 000 рублей. Проблема в том, что более 80% терминалов приема платежей принадлежит индивидуальным предпринимателям, оперирующим сетями, в которые входит не более 20 таких устройств. Учитывая, что в среднем по России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, доход на один автомат колеблется, по данным Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей, в пределах 4000-6000 рублей в месяц, владельцам платежных терминалов грозили серьезные финансовые трудности и разорение.
Малый бизнес и туризм
08 сентября 2008 года в Государственную Думу внесен законопроект № 97304-5 "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров с 10 миллионов рублей до 150 миллионов рублей.
Инициатива выгодна крупным туристически компаниям, которые в состоянии будут оплатить предложенную сумму, небольшие компании таким образом будут выдавлены с рынка. Кроме того, в принятии закона заинтересованы страховщики, которые в настоящее время получают от 2 до 5% от страхового взноса.
Субъект права законодательной инициативы депутаты Государственной Думы В.М.Резник, Л.В.Пепеляева.
Малый бизнес и производство алкоголя
6 июля 2005 года Государственная Дума рассматривала во втором чтении законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенный Правительством РФ.
Группа депутатов Драганов В.Г., Кулик Г.В., Медведев Ю.Г., Резник В.М. внесли поправку к законопроекту, которая устанавливает, что производить этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн руб. уставного капитала (УК), а водку – не менее 50 млн руб.
Принятая поправка в первую очередь выгодна крупным производителям, ведущим бизнес в масштабах всей страны. Так новым требованиям к размеру уставного капитала не соответствует более половины ликероводочных заводов (ЛВЗ) страны. Стоит отметить, что изначально указанная поправка выглядела еще более жестко (она была удовлетворена частично). Согласно первоначальному варианту, было еще одно обязательное условие - производство водки вправе осуществлять организации, обеспечивающие ее производство в объеме не менее чем 100 тысяч декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь.
Малый бизнес и рынок оценки
20 июня 2007 года в Государственную Думу внесен законопроект № 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части установления кадастровой оценки).
Законопроект предусматривает дополнить статью 24 ФЗ следующим текстом "работы по определению кадастровой стоимости осуществляются оценщиками <...> имеющими заключенный договор страхования ответственности за ущерб, который может быть причинен в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости, на страховую сумму в размере не менее тридцати миллионов рублей по каждому договору на проведение кадастровой оценки".
Если указанная норма будет принята большинство оценщиков вынуждены будут уйти с рынка. Немногие потянут годовые выплаты страховым компаниям в 1,5 миллиона рублей в год.
Субъект права законодательной инициативы депутат В.С.Плескачевский.
В действительности, к огромному сожалению не только чиновники стимулируют выдачу лицензий "по-быстрому и без согласований", но часто и предприниматели стимулируют такую деятельность.
Во многих странах лицензию получить бывает просто и недорого, однако если найдут потом нарушение, то процесс получения лицензии вновь уже доставит огромные сложности.
Среди положительных инициатив можно также назвать:
- установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям;
- освобождение предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход, от необходимости использования контрольно-кассовой техники;
- облегчение доступа малых предприятий к государственному и муниципальному заказу - распространение обязательной квоты на муниципальных заказчиков, увеличение начальной цены лотов по заказам, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства, установление ответственности за нарушение квоты;
- изменение порога доходов предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, в 3 раза – с 20 до 60 млн. рублей.
Однако зачастую правильно заявленные инициативы реализуются неэффективно в силу недостаточной квалификации исполнителей, в силу непродуманности механизмов реализации, в силу коррупционных факторов либо в силу других мотивов. Контроль, прежде всего общественный контроль (со стороны самих предпринимателей), за реализацией принятых решений пока оставляет желать лучшего.
Очень показательна также статистика Генеральной прокуратуры, по отклёнённым внеплановым проверкам за прошлый год - по всей стране более 50%! Это колоссальный пресс, который раньше ложился на плечи предпринимателей.
Снятие обязанности уплаты НДС с приватизационных сделок, существенно снизит их стоимость, увеличение видов деятельности на патенте, позволит применять данную упрощённую систему налогообложения, введение льгот по уплте налогов (в части реформирования ЕСН) также важно для предпринимателей, к сожалению, данную меру пока предполагается распространить на отдельные сферы (медицинская деятельность и IT).
Таким образом, необходимо следить за их исполнением.
Общее впечатление от высказанных инициатив сложилось очень положительное. Предложенные меры можно назвать нужными и правильными.
Некоторые из мер активно и широко обсуждаются в экспертном сообществе, их принятие давно назрело. Так, то, что реформа ЕСН негативно повлияет на инновационную сферу, было известно еще при разработке этой реформы. Сохранение ставки страховых взносов для высокотехнологичных предприятий является попыткой смягчить это негативное влияние.
Ряд других мер явились следствием недоработок прошлого. Например, что мешало законодателю снять все ограничения по использованию упрощенной системы налогообложения для предприятий, создаваемых вузами и научными учреждениями, сразу при обсуждении и принятии закона, позволяющего им создавать малые предприятия (217-ФЗ)?
Выступление премьер-министра является своего рода политическим сигналом для Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей, попыткой продемонстрировать активность в сфере поддержки предпринимателей. В то же время, представляется, решающую роль в реализации любой из заявленных мер будет играть механизм, то есть последовательность действий, которые будут предприниматься, порядок таких действий. Здесь же все не так однозначно. Конкретных механизмов достижения результатов в выступлении не было предложено.
Для эффективной реализации мер еще предстоит решить задачи по:
• определению границ деятельности высокотехнологичных и инновационных предприятий;
• определению понятия «высокотехнологичная продукция»;
• определению критериев отнесения хозяйствующих субъектов к «предприятиям, внедряющим «энергоэффективное оборудование»;
• определению порядка и основных направлений выделения средств на развитие предпринимательства на Северном Кавказе, на программы содействия малому бизнесу в моногородах, на поддержку малых и средних инновационных компаний, на поддержку предприятий, осуществляющих экспорт высокотехнологичной продукции;
• и т.д. и т.п.
Решение этих задач может быть затянуто, в ходе согласования документов смысл и цель мер могут быть искажены. Как работает бюрократический аппарат в России – всем известно.
После начала кампании по поддержке малого бизнеса количество проверок малых предприятий со стороны прокуратуры и силовых ведомств (например, ОБЭП) увеличилось примерно в 5 раз. Не могли бы компетентные органы (например, ОПОРА РОССИИ) выступить с инициативой по поводу ограничения и нормирования количества проверок силовыми ведомствами "малышей". Очень много сил и средств уходит на адвокатов и судебные процессы, причем судьи откровенно боятся и, чаще всего, принимают сторону обвинения. Необходимо внести изменения в законодательство, вводящие запрет на зачисление штрафов в бюджеты всех уровней. Аппетиты чиновников (видимо в связи с кризисом) также увеличились. Они все чаще делают предложения, от которых невозможно отказаться. Например, в момент получения справки вежливо предлагают заключить договор на оказание дорогостоящих услуг. Нельзя ли ввести какие то санкции и запрет для чиновников за подобного рода инициативу? Увеличилось давление со стороны конкурентов, по совместительству подрабатывающих депутатами или имеющих поддержку в виде мэров, губернаторов и иных властных лиц. Силовые ведомства-власть-суд действуют единым фронтом и шансов на победу у малого бизнеса нет. Быть малым бизнесом опасно. Количество плановых проверок со стороны "несиловых" структур действительно уменьшилось и это чисто формально, так как прокуратура постоянно инициирует эти проверки, которые просто становятся внеплановыми.
В рамках своей деятельности ОПОРА РОССИИ неоднократно обращала внимание на действия такого плана. К сожалениюпока проблема остаётся. Вообще любое навязывание услуг незаконно и требует рассмотрения. При этом, необходима публичная компания по борьбе с такими чиновниками и проверяющими, поскольку в уголовном кодексе есть статья - Незаконное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности, однако применяется она нечасто.
Если у Вас есть факты, Вы можете обратиться к нам в организацию для консультаций и содействия.
Постараюсь ответить на этот вопрос частями:
1. Относительно чрезмерной опасности ведения малого бизнеса в России – это факт и тенденции, на мой взгляд, здесь неутешительные. По моему, Прохоров в одном из интервью сказал, что он видит рисков гораздо больше в открытии небольшого магазина, чем во владении крупным предприятием. Помимо традиционных для малых форм рисков связанных с криминалом, отсутствия нормального кредитования, давления со стороны контролирующих и проверяющих органов власти за последние 10 лет, по моим ощущением, возникла еще одна, гораздо большая угроза – эта неприятие «предпринимательства» как класса в высшей политической элитой страны. Это неприятие сопровождалось массовым перераспределением собственности: ЮКОС, ОМЗ (Бендукидзе), СИБУР (Голдовского), Русснефть (Гуцериев), Евросеть (Чичваркина), список можно продолжать долго. В результате этого заданный тренд (неприятие, неуважение к предпринимателям), подтвержденный вышеобозначенными примерами, распространился до рядовых клерков от федерального до регионального уровня. Предприниматель стал восприниматься не как новатор, который внедряет новое, создает рабочие места и пр., а как «коммерс», с которого может кормиться российская бюрократия. К сожалению, изменения в сознании в российском обществе по отношению к предпринимателям, так и не произошли, а без этого, на мой взгляд, Россия не сможет быть конкурентоспособной.
2. Относительно увеличившихся проверок со стороны проверяющих органов и как их избежать. Стоит сказать, хотя для многих это покажется странным, что с проверками и с неправомерным поведением контролирующих органов сталкиваются не только субъекты малого бизнеса, но и наши клиенты - крупнейшие компании, в том числе с государственным участием, которых консультирует Центр. Постараюсь дать ряд рекомендаций, тезисно, учитывая ограниченность во времени. К Вам не начнут относиться с уважением пока Вы будете представлять из себя хоть какую-то силу. Логика давления заключается в данном случае в том, что с Вас возьмут настолько максимально много, сколько Вы будете в состоянии дать. Следовательно, единственный выход давать отпор.
Б) Как давать отпор? 1) Жалуйтесь в ведомство, где Вы столкнулись с неправовым поведением. Обращайтесь к руководству, в службу собственной безопасности. Первое может реально не знать об этом или не быть в доле, со вторыми у вас совпадают интересы. 2) Если не удалось решить на нижнем уровне идите с жалобами вверх по иерархии ведомства. Например, если проблемы с территориальными налоговыми органами, жалуйтесь в городские налоговые службы, нет реакции – идите выше, обратитесь в ФНС или Минфин. 3) Обращайтесь в контролирующие государственные структуры. Например, если давят со стороны БЭПа и обращение с их собственную безопасность не помогла – самое время обратиться в прокуратуру или ФСБ, которые с удовольствием помогут Вам, заработав для себя очередную «палкe», как борцы с коррупцией в конкурирующих силовых структурах. 4) Обратитесь за помощью к федеральному депутату. Его может интересовать дополнительный пи-ар борца с коррупцией и он бесплатно включится в процесс: отправит депутатский запрос в вышеуказанные органы, на который по закону обратят внимание и в месячный срок проведут проверку и дадут ответ по существу, сделает звонки, устроит пресс-конференцию, даст комментарии в СМИ и пр. 5) Обратитесь в СМИ. Тема борьбы с коррупцией сейчас крайне медийна, а «теневые дела» любят тишину. Активные ваши публикации о теневых делах, помогут защитить Ваши бизнес от проверок на многие годы. 6) Обратитесь в суд.
И последнее, относитесь со скепсисом к возможностям нашим общероссийским бизнес-объединениям. Ведь большинство из них – удачная площадка для реализации политических амбиций их руководства. Мотивация помочь там лично Вам – крайне не значительная. И пока Вы лично не займетесь вашим вопросом – ничего не изменится.
Навязывание услуг очень сложно доказать , подпись то ведь на договоре приходится ставить "добровольно". А если не поставишь , то справку вместо месяца можно получить через полгода , а потом еще и судиться год , никакой бизнес этого не выдержит , и даже если суд примет сторону предпринимателя , ему это уже мало поможет. Нужна персональная штрафная "заинтересованность" чиновника за затягивание процесса выдачи справок.
В принципе, согласен с Вами, что нужна персональная материальная ответственность чиновников за каждую их подпись. НУ и необходимо бороться за свои права и обращаться в прокуратуру, если такие случаи имею место быть.
В каких сферах слабо участвует МСБ, однако потенциал роста их присутствия является высоким, на ваш взгляд? За счет чего малый и средний бизнес там пока почти не присутствует и как его необходимо застимулировать?
Если посмотреть на отраслевую структуру МСП, то наиболее серьёзное представительство в торговом секторе, строительстве, обрабатывающем производстве. Мало предприятий в медицине, образовании. Увеличение количества субъектов МСП можно достичь путём создания приемлемых условий для развития как налоговых, так и с точки зрения контроля и надзора.
Есть много видов услуг, где малый бизнес присутствует недостаточно. Причина - и высокие административные барьеры, и доминирующее положение крупного бизнеса, и государственных предприятий. Тот же сектор ЖКХ - во многих странах здесь работают малые фирмы, а в нашей стране - окологосударственные. В первую очередь малые бизнес не стимулировать надо, а создавать условия для его становление и развития - законодательные и инфраструктурные.
Как вы оцениваете долю малого и среднего бизнеса в ВВП РФ? Как выглядит ее динамика за последние годы, и за счет каких факторов она обеспечивается?
Ольга, напомню Вам, что политические задачи по увеличению доли малого бизнеса в ВВП до 65% никто не отменял. Сегодня же в целом по России доля колеблется в районе 20%.
Прокоментируйте пожалуйста слова Владимира Владимировича Путина о патенте: "В этой связи Правительство считает необходимым пересмотреть отношение к патентам. А именно определить на федеральном уровне перечень видов деятельности, где их введение является обязательным. При этом на местах можно будет дополнять этот перечень. И конечно, те, кто работают по патенту, освобождаются от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты." Значит ли это что кассы на патенте будут отменены ? Насколько быстро будут исполненно указание премьера?
Совершенно верно. Идея популяризации Упрощённой системы налогообложения на основе патента подразумевает в том числе и это шаг. По нашей информации такой законопроект уже готов и должен быть согласован в Правительстве, после чего будет внесён в Государственную Думу РФ. О конкретных сроках пока говорить сложно.
Будем надеяться, Николай, что мы с Вами правильно поняли слова Владимира Путина. Посмотрим, насколько быстро чиновники внесут необходимые проекты законов в ГД.
«Точечное» финансирование МСБ за счет государства в принципе планируется проводить параллельно со снижение административных, налоговых рисков. Проблема здесь в том, что государство остается сейчас структурой, обеспечивающей восстановление экономики, а возможности бюджета ограничены. У российских предприятий сейчас недостаточно собственных ресурсов для инвестиций, борьба с коррупцией ведется сейчас без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего, посреднических услуг на сегмент реальных вложений. Надежды на то, что потребительский и инвестиционный спрос в экономике обеспечат иностранные инвесторы достаточно туманны. Высокая инфляция и уровень налогообложения – не способствует их притоку на российский рынок, тем более, что для западных рынков сейчас характерны те же проблемы, что и для российского – «закредитованность», повышение рисков недружественного поглощения.
Уважаемая Светлана, нужно проводить и одно и второе.
Практически во всех развитых странах мира используются те или иные меры поддержки малого бизнеса. Это и субсидирование процентных ставок, резервирование доли малого бизнеса в выполнении государственных контрактов. Особенно важную роль отводят помощи в входе на рынок новых предпринимателей. То есть такие меры важны также как и снижение административного давления.
Из необходимых вопросов которые нуждаются в реформировании можно выделить:
1. Налоговое администрирование - это традиционно острая сфера, здесь необходимо установить личную отвтетственность чиновника за свои действия
2. В налоговой сфере также следует снизить бремя для МСП от реформы ЕСН (сохранить ставки, действовашие ранее - 14%); отслеживать практику ускоренного возврата НДС, установить налоговые каникулы для открывающихся предприятий, ввести инвестиционную премию, установить добровольность применения ЕНВД и др.
3. Необходим контроль за исполнением законов на местах
4. Продлить действие 159-ФЗ (О льготной приватизации) или сделать его бессрочным, включить в сферу его деятельности имущество ГУПов и МУПов, освободить приватизационные сделки от НДС
и многое другое ...
Добавлю к тому, что перечислил Андрей Шубин, одну очень важную вещь. Нужно перестать воспринимать предпринимателя и особенно малого как дойную корову, которую не нужно ни кормить, ни поить. Модернизацию чиновники должны начать с модернизации своих мозгов. И когда профессия предприниматель на государственном уровне будет признана почетной, и мы с Вами увидим первых лиц страны, вручающих государственные награды таким российским предпринимателям, как Аркадий Новиков, Вадим Дымов, Максим Воробьев, Андрей Коркунов и многим другим, то поймем, что отношение к человеку дела изменилось.
С моей точки зрения задача реформы законодательства в отношении малого бизнеса должна состоять в том, чтобы максимально снять с бизнеса административную нагрузку. Бизнес не должен зависить от решения чиновника. Это не означает бесконтрольное функционирование бизнеса. Мировой опыт предлагает большое количество рыночных и квази-рыночных инструментов замены государственного регулирования. Обязательное страхование соответствующих рисков отлично может заменить инспекции ряда агентств и т.д. Очень важно, чтобы эти условия были равными для всех предпринимателей и развитие бизнеса не зависило от конкретного чиновника.
Сколько финансирования было выделено на поддержку малого бизнеса в РФ на 2009 год? Насколько превосоходит эта цифра показатели 2008 и предыдущих лет? На какие конкретно цели выделяются средства и является ли, на ваш взгляд, такое финансирование эффективным?
В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» средства федерального бюджета предоставляются субъектам РФ на реализацию следующих мероприятий:
- Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;
- Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства ;
- Содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;
- Создание промышленных парков;
- Создание технопарков;
- Поддержку начинающих (гранты на создание собственного бизнеса);
- Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
- Содействие развитию микрофинансирования;
- Создание гарантийных фондов (фондов поручительств);
- Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и/или фондов смешанных инвестиций в малые компании;
- Содействие развитию молодежного предпринимательства;
- Поддержку деятельности бизнес-инкубаторов;
- Реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации.
Если говорить о том, является ли такое финансирование, я бы отметил, что в системе поддержки малого и среденго бизнеса заложен принципиальный недостаток - фактически не учитывается характер деятельности предприятий, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Понятно, что у начинающих предпринимателей, микропредприятий, малых предприятий и средних компаний разные цели и разные потребности, у нас же, как правило, принято рассматривать "малое и среднее предпринимательство" в целом.
Добрый день, вопрос к Владимиру Груздеву. Сегодня малое предприятие может создать свой продукт, но для его продажи требуется большое число документов, лицензий и сертификатов. Что делает государство для поддержки этой области? Нет ли в планах создание органа, который бы мог бесплатно или с большой субсидией сертифицировать созданный "малым бизнесом" продукт (в области ИТ или энергосбережения или медицине и т.д.) и помочь тем самым его продвижению на рынке? Малому бизнесу наиболее важна поддержка не деньгами, а законодательно и административно - мы многое умеем создавать, но не всегда имеем возможность выйти на рынок - цена этого входа слишком велика.
Евгений, я Вас полностью поддерживаю, потому что основной задачей, при любой очень хорошей идеи, это возможность ее реализации. Основной проблемой при наших разработках остается внедрение и коммерческая эксплуатация разработки. Ваше предложение о создании системы поддержки продвижения инновационных решений я обязательно передам высшему политическому руководству партии "Единая Россия". Думаю, что именно такая система поддержки и должна существовать.
Что касается ситуации в отдельных отраслях, то с учетом характера мер макроэкономического стимулирования проведенного в период кризиса, наиболее активно развиваются сегменты экономики, связанные с добычей и переработкой сырья – на фоне роста производственных запасов в РФ и мире в целом - а также, отрасли получившие господдержку. Это добыча и переработках, прежде всего, энергоресурсов, сельское хозяйство, отдельные отрасли обработки, например – автопром, есть признаки активизации в строительной отрасли, секторе высоких технологий. Сравнительно стабильно в период кризиса выглядела и электроэнергетика. Соответственно, предприятия МСБ, связанные с данными секторами экономики могут более спокойно в среднесрочном периоде переживать кризис.
Был ли достигнут какой-то значимый антикризисный эффект? Скорее нет, чем да. Реально деньги начали доходить до конкретных малых предприятий лишь во второй половине 2009 года. Связано это с довольно трудоемкой двухууровневой процедурой выделения средств. Сначала Министерство экономического развития отбирает на условиях конкурса субъекты РФ для выделения им субсидий на поддержку малых предприятий. Только после этого субъекты РФ получают право объявлять соответствующие конкурсы среди субъектов малого предпринимательства на выделение этих средств. Как показывает практика, сроки проведения конкурсного отбора субъектов РФ, утверждения всех соответствующих документов и принятия решений затягиваются.
Что касается увеличение стоимости тарифов, то эта проблема не решается к сожалению на протяжении нескольких лет.
К сожалению, у многих в нашей стране (не только чиновников, но и граждан) предпринимательство имеет негативный "окрас". Ещё не стёрлось в памяти понятие "спекуляция", хотя предпринимательская деятельность играет огромную роль в экономике всех стран. а малый и средний бизнес - во многих - ее основой.
Популяризация предпринимательства необходима. ОПОРА РОССИИ реализует специальные программы - курсы предпринимательства в школах, однако этого явно недостаточно.
Предпроиниматели также отмечают недостаточную образованность выпускников ВУЗов, которые приходят к ним на работу. НА наш взгляд предпринимательскую грамотность в ВУЗах необходимо дополнять специальными дисциплинами.
Впрочем, учитывая, что еще недавно ставка кредитования МСБ составляла 20% - 30%, этот проект может вызвать заметный интерес на рынке. К примеру на сегменте лизинга, где многие предприятия просто вынуждены мириться с текущим уровнем ставок, поскольку обновление их фондов осуществляется раз в 3-4 года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации.
Добавлю, что в 2009 году наблюдался значительный разрыв между фактической рентабельностью и рентабельностью «белой» (официальной) части оборота в 2,5-3,5%.
Рентабельность бизнеса падает начиная с 2006 года ускоряющимися темпами. С развитием кризиса, в 2009 году она темпа падения еще больше увеличились. Более подробно узнать об изменениях в уровне рентабельности малых предприятий можно в одном из исследований АНО "НИСИПП", оно доступно по ссылке http://www.vdcr.ru/content/view/1927/193/
Поддержка есть. Выделяют условно 10 млн.денег, естественно "своей фирме" эта "своя фирма" строит на 2 миллиона денег цех по производству, допустим "гвоздей".По документам проводят, что строительство обошлось 10 млн. денег. Затем уже построенное предприятие бросают па произвол рынка и успешно отчитываются.А как дальше будет этот цех жить никому дела нет, поддержка ведь оказана.