Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый и средний бизнес в России: поддержка только на словах? «Финам.ru» - конференция он-лайн

Владимир Путин озвучил ряд новых мер по поддержке малого и среднего бизнеса и объявил о выделении в этом году дополнительных 13 млрд рублей на развитие предпринимательства к запланированным ранее 10 млрд. Премьер подчеркнул, что запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не временная антикризисная мера, а суть политики государства. В свою очередь, многие предприниматели по-прежнему главной проблемой называют повсеместную коррупцию, а с этого года количество организаций, перед которыми надо отчитываться, по их словам, только возросло.

Слова о поддержке и необходимости развития малого и среднего бизнеса в России звучат с завидной регулярностью, но улучшилось ли положение бизнеса за последние годы? Насколько эффективными будут новые меры, объявленные премьером? Смогут ли малые предприятия, теоретически более мобильные и гибкие в сравнении с крупным бизнесом, стать в России тем драйвером, который запустит модернизацию экономики и повысит ее конкурентоспособность? И если да, то какие условия необходимы для такого развития?

Участники конференции:
  • Владимир Груздев, первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
  • Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
  • Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
  • Андрей Шубин, руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
  • Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти
  • Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
41
 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Уважаемые коллеги, спасибо за интересные вопросы!




40

Да нет реально никакой поддержки! Кто ее видел? Она застряла где-то в верхах! А что есть на самом деле? Резкое увеличение тарифов на федеральном уровне и резкое увеличение земельного налога на местном уровне.Прошлый 2009 год наше предприятие было прибыльным, а с начала 2010 - с введением новых тарифов и налогов - уже нет!Да кто вообще додумался увеличивать тарифы в разгар кризиса??? Сколько малых предприятий из-за этого разорилось? Почему федеральное правительство не ограничивает аппетиты естественных монополий???



 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР

Потому что федеральное правительство - слабое. Оно легко управляемо бизнес-интересами. Интересы естественных монополий определяют выбор правительства. Не интересы экономики - населения-развития, а банальные узкоотраслевые интересы приближенных к правительству групп. Газпрома в том числе.


Мне представляется (безотносительно ко всему разговору) что все хотят что-то сделать для малого бизнеса но, не понимая что-же ему действительно необходимо, не понимая его природу - принимают либо глупые решения, либо " глупые решения". От этого малому бизнесу ничего не прибудет. Видимо дело не в умных и заумных проектах и решениях, а в изначальном желании сделать хорошее дело, а мы (или они) это уже не умеем, уже не хотим, уже не верим ...


руслан,  частное лицо

Поддержка есть. Выделяют условно 10 млн.денег, естественно "своей фирме" эта "своя фирма" строит на 2 миллиона денег цех по производству, допустим "гвоздей".По документам проводят, что строительство обошлось 10 млн. денег. Затем уже построенное предприятие бросают па произвол рынка и успешно отчитываются.А как дальше будет этот цех жить никому дела нет, поддержка ведь оказана.


Необходимо вопрос развития малого предпринимательства решать в разрезе пользы его для среднего и крупного бизнеса. Только тогда, когда (реально) сильные мира сего поймут (найдут) свою выгоду в развитии малого предпринимательства, мы начнём ощущать на себе поддержку. Возможно, стоит предложить им (реально сильным) варианты, при которых малое предпринимательство будет им выгодно?


39

А если какая-нибудь возможность контролировать малому бизнесу проверки? Если делать, как это делала ИКЕЯ. При приходе проверяющего составляются акт, о том, что такой-то чиновник, такого-то числа, на основании таких-то документов провел провел проверку. После каждой проверки такой акт отправлять в ФСБ или СКП на проверку законности проверки :)


 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ

Уважаемый Эльрик, в настоящее время деятельность контрольных органов регламентируется Федеральным законом № 294-ФЗ "О защите прав предпринимателей при проведении проверок", где закреплен чёткий механизм проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Внеплановые мероприятия осуществляются после согласования с органами прокуратуры.


 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП

Возможность контролировать проверки у малого бизнеса не только есть, но это теперь и его обязанность. В соответствии с 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпримателей при проведение государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" субъекты МСП обязаны вести журнал учета проверок (п. 8 ст.16), а проверяющие должны вносить в него сведения о всех проводимых ими проверках, в случае отсутствия журнала - делается соответствующая запись в акте проверки. Типовая форма журнала учета проверок утверждена МЭРом
Кроме того, в настоящее время все проверки малого и среднего бизнеса, как плановые, так и внеплановые, проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, отслеживающими законность проведения проверок. Поэтому проверить законность проводимой проверки можно обратившись в органы прокуратуры по месту нахождения субъекта МСП.


38
Алексей,  ОТП Банк
Не секрет, многие представители МСБ берут потредителькие кредиты в крупных банках (ТОП-30) по причине невозможности быстро получить необходимое финансирование по кредиту для МСБ. При этом бизнесмены, получается, готовы (и могут) оплатить стоимость потребкредита, несмотря на многочисленные заверения в необходимости установить ставку процента на уровне ипотеки. Вероятно, стоит внедрить особые потребкредиты - "для малого и среднего бизнеса" - с большей максимальной суммой кредита - например, 1 500 000 руб. - это выгодно банку-кредитору и клиенту.

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Очень сложно влиять на ставки, которые устанавливаются рынком. Реально снизить ставки можно только в "государственных" банках, да и то все прекрасно видят, с каким скрипом этот процесс идет.
Решением проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам могло бы стать развитие инфраструктуры финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне - создание и капитализация гарантийных фондов и микрофинансовых организаций, субсидирование затрат предпринимателей.

37
Алексей,  ОТП Банк
Как вы считаете, активное практикование выдачи кредитов МСБ при следующей структуре платежа: - первые полтора года сниженные проценты по кредиту (например, 12%), - остальной период кредитования стандартная процентная ставка поможет получить доступ бизнеса к финансированию, которое не будет "съедать" всю полученную прибыль?

 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
Ставки в 12% годовых для МСБ, работающих в сфере розницы были актуальны при росте реальных доходов населения в 10%, как это было в предкризисный период. Для предприятий МСБ, связанных с производством необходимо дополнительное снижение стоимости займов с учетом сокращения активности в данном секторе, его «закредитованности». Второй вопрос – скорость восстановления экономики. Пока ВВП растет в определяющей мере под влияние государственных расходов при параллельном ослаблении бюджета. Восстановление кредитования зависит от способностей банков по «расчитке балансов» что может занять несколько лет. Спрос на кредитные ресурсы, на мой взгляд, даже по «докризисным» ставкам будет в текущих условиях ограниченным и расти параллельно с ростом государственных расходов и инвестиций.

36
Олег,  предприниматель
Многообразие налоговых режимов (ЕНВД, "упрощенка", освобождение от НДС) в нашей стране - это фактически узаконенный уход от налогов. Как правило этим пользуются компании, которых нельзя назвать малым бизнесом. Путем дробления бизнеса, выделение наиболее рентабельных направлений и регистрация этого бизнеса на "придуманного предпринимателя" пытаются минимизировать налоговую нагрузку. Это громадная "помеха" на пути развития любого предприятия. Упростить и унифицировать налоговую систему в нашей стране - это путь вперед. Ваше мнение?

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
На мой взгляд, проблема не в специальных налоговых режимах или в их количестве. Проблемой является полное отсутствие в России целенаправленной программы налогового стимулирования конкретных отраслей и сфер экономики.
Решения по применению отдельных налоговых инструментов не всегда являются обоснованными с точки зрения последствий их воздействия на конкретные отрасли и сектора экономики. Взять ту же реформу ЕСН и введение страховых взносов.
Какие меры в первую очередь рассматриваются при обсуждении вопросов поддержки какой-либо отрасли? Как правило, выделяются меры налоговой поддержки, по принципу "а давайте снизим налоги или введем специальный налоговый режим". Все это говорит об отсутствии стратегических приоритетов налоговой политики на долгосрочную перспективу.
Следствием проблемы является общая нестабильность и неопределенность в налоговой сфере, , что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные правовые акты . Так, количество изменений в Налоговом кодексе в среднем за год составляет от 10 до 30.

Другой, во многом смежной, проблемой также является отсутствие какой-либо системной работы по оценке эффективности существующих налоговых льгот. Те же специальные налоговые режимы для малого предпринимательства? Да, это приводит к дроблению отдельных компаний, но ведь многие предприятия благодаря этим режимам "выживают" на рынке.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
На мой взгляд, говорить о специальных налоговых режимах, как о "фактически узаконенном уходе от налогов" - некорректно.
Во-первых, данные режимы вводились для стимулирования предпринимательской деятельности, в частности малых форм хозяйствования.
Во-вторых, отсутствие таких режимов на практике может обернуться увеличением цен на работы, товары, услуги, ведь вся налоговая нагрузка так или иначе вкладывается в стоимость.
В-третьих, такие "льготные" режимы позволяют малому бизнесу выжить и развиваться.
В стране необходимо создать комфортную среду для развития предпринимательства, в том числе налоговую среду, при которой обновление основных средств компаний будет поощраться и стимулироваться, налоговая нагрузка не будет запредельны и будут выбраны приоритеты налогового стимулирования в отдельных отраслях.

sword
Извините, не понимаю... Кто может работать на упрощенке ? Только розничная ТОРГОВЛЯ ! Как только Ваш покупатель организация - ничего не выйдет, т.к. "упрощенец" не является плательщиком НДС, и тот кто ему заплатит по б/н фактически сразу станет должен в бюджет НДС от суммы платежа. Т.е. по б/н никто с "упрощенцем" работать не будет.


35
Кед
В.Груздеву: Понятно ведь, что в России вопрос о собственности наиглавнейший и очень острый: ну не будет покоя в стране никому пока не будут расставлены точки над "I". Вопрос: может пора, все-таки, выслушать председателя счетной палаты о приватизации 90-х годов, сделать выводы, стукнуть по длинным ручонкам. Зато вопрос будет закрыт и инвесторы найдутся и у олигархов испарина на лбу высохнет от ежедневных судорог. Спасибо.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Существует несколько точек зрения по этому вопросу. На мой взгляд, должно быть принято политическое решение и проведена масштабная экономическая амнистия. То есть нужно "отрезать" то, что было раньше и начинать двигаться в новой системе координат.


34
Пожелание 1: я предлагаю заменить проверки надзором - предотвращать нарушения, которые зачастую идут от незнания, а не наказывать за них. Да и мелкие нарушения мелкого бизнеса сейчас идут только на личную пользу мелких чиновников, к сожалению... Пожелание 2: Уменьшить количество бумажек, необходимых для отчётности. Пожелание 3: Прочитал в одном из вопросов о уменьшении налогового бремени при з/п меньше 20 т.р. - считаю, что очень правильный ход, по крайней мере для поддержки начинающих предпринимателей. Пожелание 4: создание ДОСТУПНЫХ бизнес инкубаторов, но не только для инновационного бизнеса, а вообще для бизнеса. Чтобы человек мог прийти, сказать, что хочет заниматься бизнесом, и заниматься им, а не думать, как зарегистрироваться, заплатить, оплатить, дать, подмаслить... - ведь это всё идёт от незнания! Когда человек знает как и что сделать, он не будет платить "помощнику" за то, чтобы тот указал "короткий путь".

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Пожелания 1,2 и 4 очень разумны. К сожалению, для того, чтобы их реализовать нужно, чтобы чиновники рассматривали бизнес, в том числе малый, как партнера по развитию страны. К сожалению, чиновники разного уровня, хотя и относятся к малому бизнесу по-разному, но никто в нем не видит партнера.
В отношении пожелания относительно налогообложения зарплат - я не думаю, что это хорошая мера. Она плоха тем, что искажает стимулы - в том числе и к росту зарплат. Выигрыш от такой меры бизнес получит небольшой - аналогичный выигрыш можно обеспечить другими мерами поддержки - те же инкубаторы - но с меньшими искажениями стимулов к развитию.


33
Инк
В.Груздеву: 1. Слышал закон о налогах новый витает в ГД: до 5 тыс\мес - 5%, до 10 тыс - 15% и т.д и т.п. Не кажется ли Вам, что это иезуитский закон? З\плата у ср. россиянина ок. 10 тыс., стало быть грядет простое повышение налога? А может до 20 тыс\мес освободить вообще наших бедных людей от налога? 2. Вопрос не в тему, но не часто депутат ГД участвует в конференции: как Вы считаете, закон нынешний пенсионный справедливый (у депутата ГД пенсия 75% от з\платы в 130 тыс, у простого россиянина 25% от 10 тыс.)? Спасибо.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Шальных мыслей, витающих в воспаленном мозгу всякого рода экономистов, много. Политическое решение о единой ставке НДФЛ в 13% действует и никто его отменять не собирается.


32
Уважаемые эксперты! В разрезе 10 последних лет какой год Вы оцениваете был наиболее оптимальным для открытия бизнеса в сфере услуг/любого малого предприятия.

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
На мой взгляд, таким периодом можно назвать 2003-2004 гг. - время, когда вступил в силу пакет законов "о дебюрократизации и дерегулировании экономики". "Благоприятность" данного периода косвенно подтверждается данными объективной статистики. Рост числа малых предприятий в 2004 г. по отношению к 2003 г. составил почти 7%.

31
Лонид,  ИП
Когда начнем работать, а не болтать о поддержке малого бизнеса (вообще запретить проверки, если малый бизнес не нарушает законов РФ)?

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР

Когда правительство станет сильным. Пока оно слабое и им легко манипулируют различные группы интересов. Те же самые чиновники на разных уровнях.
Когда выбирать Госдуму будет по принципу профессионализма, а не по спортивным достижениям.


30
Лонид,  ИП
Почему все меры поддержки это только болтовня? Малый бизнес давят все больше и больше. Каждый, кто имеет право проверять, сам себе придумывает работу, а ты отчитывайся!

 Павел Толстых,  руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти
Идея о развитии малого бизнеса – прекрасная тема, на которой пиарятся публичные политики всех стран. Но дальше начинаются проблемы – приведу пару примеров, на которых можно лучше понять, что происходит в области более близкого мне федерального законодательства.

Малый бизнес и платежные терминалы
В мае 2009 года Госдума приняла закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который после ряда поправок обязует с 1 апреля 2010 года владельцев платежных терминалов оснастить их контрольно-кассовой техникой (ККТ), позволяющей отслеживать прохождение денег. За установку ККТ, одобренной Минпромторгом, участникам рынка пришлось бы платить по 37 000 рублей. Проблема в том, что более 80% терминалов приема платежей принадлежит индивидуальным предпринимателям, оперирующим сетями, в которые входит не более 20 таких устройств. Учитывая, что в среднем по России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, доход на один автомат колеблется, по данным Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей, в пределах 4000-6000 рублей в месяц, владельцам платежных терминалов грозили серьезные финансовые трудности и разорение.

Малый бизнес и туризм
08 сентября 2008 года в Государственную Думу внесен законопроект № 97304-5 "О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается увеличить финансовое обеспечение деятельности туроператоров с 10 миллионов рублей до 150 миллионов рублей.
Инициатива выгодна крупным туристически компаниям, которые в состоянии будут оплатить предложенную сумму, небольшие компании таким образом будут выдавлены с рынка. Кроме того, в принятии закона заинтересованы страховщики, которые в настоящее время получают от 2 до 5% от страхового взноса.
Субъект права законодательной инициативы депутаты Государственной Думы В.М.Резник, Л.В.Пепеляева.

Малый бизнес и производство алкоголя
6 июля 2005 года Государственная Дума рассматривала во втором чтении законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенный Правительством РФ.
Группа депутатов Драганов В.Г., Кулик Г.В., Медведев Ю.Г., Резник В.М. внесли поправку к законопроекту, которая устанавливает, что производить этиловый спирт смогут лишь предприятия, имеющие не менее 10 млн руб. уставного капитала (УК), а водку – не менее 50 млн руб.
Принятая поправка в первую очередь выгодна крупным производителям, ведущим бизнес в масштабах всей страны. Так новым требованиям к размеру уставного капитала не соответствует более половины ликероводочных заводов (ЛВЗ) страны. Стоит отметить, что изначально указанная поправка выглядела еще более жестко (она была удовлетворена частично). Согласно первоначальному варианту, было еще одно обязательное условие - производство водки вправе осуществлять организации, обеспечивающие ее производство в объеме не менее чем 100 тысяч декалитров в год в пересчете на абсолютный алкоголь.
Малый бизнес и рынок оценки
20 июня 2007 года в Государственную Думу внесен законопроект № 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части установления кадастровой оценки).
Законопроект предусматривает дополнить статью 24 ФЗ следующим текстом "работы по определению кадастровой стоимости осуществляются оценщиками <...> имеющими заключенный договор страхования ответственности за ущерб, который может быть причинен в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости, на страховую сумму в размере не менее тридцати миллионов рублей по каждому договору на проведение кадастровой оценки".
Если указанная норма будет принята большинство оценщиков вынуждены будут уйти с рынка. Немногие потянут годовые выплаты страховым компаниям в 1,5 миллиона рублей в год.
Субъект права законодательной инициативы депутат В.С.Плескачевский.

Ну и о какой "поддержке" малого предпринимательства идёт речь!? Вопрос риторический


29
Игорь,  предприниматель
зачем лицензирование и сертификация --если все сводиться к банальной передаче денег за очередную бумажку не имеющей с действительностью ничего общего.?
 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
На данный момент система подтверждения соответствия не в полной мере отвечает рыночным механизмам. В последнее время курс взят на сокращения перечня товаров, подлежащей обязательной сертификации и переходу к декларирования соответсвтия без участия третьей стороны. Что касается лицензирования, то перечень видов деятельности, нуждающихся в лицензировании также сокращается, однако нужно понимать, что придёт взамен?
В действительности, к огромному сожалению не только чиновники стимулируют выдачу лицензий "по-быстрому и без согласований", но часто и предприниматели стимулируют такую деятельность.
Во многих странах лицензию получить бывает просто и недорого, однако если найдут потом нарушение, то процесс получения лицензии вновь уже доставит огромные сложности.

28
Александр,  предприниматель
Пять лет регулярно пытаюсь взять участок земли в Тюмени для постройки магазина (новые рабочие места, налоги, оплата аренды земли), но регулярно отказывают. Участки до сих пор пустуют. Нужны ли государству деньги, новые рабочие места? А таких как я в государстве тысячи и мы не просим денег, а просим помощи для развития, на месте просто отписки и не к кому обратиться за этой помощью! Красиво на верху говорим, а внизу полное безразличие ко всему, кроме своего кармана! Еще раз вопросы Владимиру Груздеву: Нужны ли государству деньги? Нужны ли новые рабочие места? К кому обратиться за этой самой помощью на месте?


27
Как отмена лицензирования в строительстве и создание СРО должно помочь малому и среднему бизнесу?????

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Александр, идея введения саморегулирования в строительстве сама по себе прогрессивная и нужная. Бизнесу предоставлялась некая свобода с выработкой требований и стандартов в своей отрасли, однако всю идею на практике в корне извратили. Доступ субъектов МСП в СРО был ограничен существенными взносами, В перечень видов работ, допуск к которым осуществляется через СРО оказался неимоверно большим. Это очень показательный пример, когда хорошую идею пытаются превратить в рычаг для монополизации строительной отрасли.

sword
Да, здорово нам "помогли" с этими СРО. Раньше лицензия обходилась в 75-100 тыс и давалась на 5 лет. Теперь вступить в СРО - 350 тыс. + еще 150 тыс. ежегодно.

26
Тамара,  ИП
Для того чтобы чтобы соревноваться с крупным бизнесом необходимы равные условия. А то что происходит: строится торговый центр рядом со старым, с последующем сносом старого.С предпринимателей собирают деньги на строительство ( в пять раз больше исходя из стоимости за квадратный метр) или останешся без места. Взамен предпринимателю позволено два года арендовать эту площадь.Через два года эти площади могут отдать какой нибудь большой фирме, а тем кому повезёт и их оставят, поставят условие убрать аналогичный товар и не сбивать цены у этой фирмы. Фактически являясь инвесторами, мы не имеем ни каких прав.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Малый бизнес не может быть в равных условиях с крупным бизнесом в одном и том же секторе производства. Если только государство не создает специальных ограничений на развитие крупного бизнеса в этом секторе. Но если это и делается, то преследуется не экономическая, а какая-то иная цель. Например, в США это делается для поддержание производства в районах проживания коренного населения. В общем же случае это экономически не выгодно. Но есть сектора производства, в которых большой бизнес менее эффективен, чем малый - именно в этих секторах и развивается преимущественно малый бизнес.


25
У меня кредитная линия пролонгирована была под 18%, сейчас - 17%. Разница со ставкой рефинансирования - более, чем в два раза !!! Как выживать ?? И я ещё не в самом худшем положении...

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Александр, это просто хамство со стороны банка. Жадность порождает бедность. Думаю, Вам нужно обратиться в другие банки, которые занимаются кредитованием МСБ, например: ЮниКредит, Росбанк, Сбербанк и др. Ведь нормальный банкир заинтересован в том, чтобы работать с заемщиком долго, а не отнять у него нажитое непосильным трудом, обескровить и уничтожить.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Я согласна с Владимиром с отношении жадности банка, однако я осторожно отнеслась бы к его совету обратиться в Сбербанк и т.д. Свыше 50% кредитов, получаемых малым бизнесом, это кредиты именно перечисленных им банков. Мы только что закончили опрос малого бизнеса, фокус которого был, в частности, в изучении условий кредитования малого бизнеса в условиях кризиса. Сравнивая результаты нашего опроса с аналогичным, проведенным в странах Европы, мы отмечаем значительное ухудшение условий криедитвания малого бизнеса в России в условиях экономического кризиса по сравнению с тем, что происходит в европейских странах. Часть причины этого - в монополизированности рынка кредитов государственными банками. В отсутствии конкуренции банкир не заинтересован в том, чтобы работать с заемщиком долго - он всегда и везде найдет заемщика, потому что он - монополист. Так что развитие финансового рынка - в том числе рост конкуренции в банковском секторе - так же важное системное условие развития малого бизнеса в России.

24
В чем заключается смысл поддержки малого бизнеса , если в стране нет закона о банкротстве физических лиц? В кредитном договоре между банком (например, практикуется в Сбербанке) и предприятием всегда фигурирует материальная ответсвенность и поручение частных лиц. Может быть настала пора отказаться от долговой "ямы" или хотя бы ввести запрет на ответсвенность физических лиц в кредитных договорах с предприятими? Это могло бы повысить предпринимательскую активность.

 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
Закон о реструктуризации задолженности физических лиц, предусматривающий возможность отсрочки выплат по кредитам на несколько лет сейчас обсуждается и, по мнению ряда представителей ГД, может вступить в силу уже в 2010 году. Однако, его введени тормозится по прежнему существенными рисками в банковской системе РФ. Для изменение законодательства необходимо повышение финансовой устойчивости банков, их рекапитализация, которая с учетом существующих трендов динамики прибыли и резервов кредитных организаций может занять несколько лет.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Это один из основополагающих вопросов развития кредитования и предпринимательской активности в целом. Уверен, что подобный закон нужен. Думаю, что он может быть принят в 2011 году.

23
Григорий,  врач
Какие шаги из предпринятых правительством за время премьерства Путина, оказались благотворными для малого и среднего бизнеса?

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
В первую очередь необходимо отметить принятие нового закона о проверках, введение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности.
Среди положительных инициатив можно также назвать:
- установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям;
- освобождение предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход, от необходимости использования контрольно-кассовой техники;
- облегчение доступа малых предприятий к государственному и муниципальному заказу - распространение обязательной квоты на муниципальных заказчиков, увеличение начальной цены лотов по заказам, размещаемых среди субъектов малого предпринимательства, установление ответственности за нарушение квоты;
- изменение порога доходов предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения, в 3 раза – с 20 до 60 млн. рублей.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Сюда бы ещё добавил сам закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", создание отдельной Правительственной комиссии по развитию МСП под руководством Шувалова И.И., принятие закона О льготной приватизации, закрепление за фиедеральными министерствами полномочий по развитию МСП, возможность субъектам снижать ставку по УСН с 15% до 5%.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Мы проводим мониторинг административных барьеров для малого бизнеса с 2001 года в 20 регионах России. Значительное число мер пакета реформы по дерегилированию малого бизнеса были реализованы с того момента и оцениваются бизнесом как положительные. К этому можно отнести и процедуру регистрации бизнеса, и снижение проверок, и снижение числа лицензируемых видов деятельности. К сожалению, с 2006 года мы видим рост коррупции в отношении малого бизнеса, хотя до этого тенденция была к снижению.

Кед
Не кажется ли вам, что принятие закона от мая прошлого года, вредительством против своего народа. Понимаю, что заколебали проверками бизнес. Но... если в России бизнес не проверять - будут постоянные жертвы... от продуктов, лекарств, водки и т.д и т.п. Наш российский бизнес обязательно нужно контролировать, потому что он - дикий и хапковый.

Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Уважаемый КЕД, вот именно такое отношение, что наш бизнес "дикий и хапковый" приводит к перегибам и излишнем контроле со стороны государства за бизнесом. При этом, никто не говорит о том, что бизнес нужно оставить совсем без контроля. Да, предприниматели должны нести ответственность, за продажу некачественных товаров, торговлю палёной водкой, испорченными продуктами. Добросовестным предпринимателям важно, чтобы такого рода "дельцов" на рынке было как можно меньше, т.к. они ... Далее →

22
По-моему самая хорошая поддержка бизнесу будет - отменить все налоги на зарплату до 20тыщ/руб в месяц на 1 человека. Какой дурак захочет отдавать пол зарплаты в налоги. Как вам нравится такая идея ?

21
почему не работают меры, принятые в прошлом и позапрошлом году? То же самое право на выкуп - им воспользовались буквально единицы. Что тормозит развитие бизнеса? Административный фактор, или все-таки непродуманность принимаемых мер?

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Ряд принятых решений все-таки работает. Так, в 3 раза с 20 до 60 млн. изменен порог доходов предприятий, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения. Еще один пример - благодаря закону «о малой приватизации» (хоть его и окрестили коррупционным) в 2009 году свыше 3 тысяч малых и средних предприятий смогли выкупить арендуемые у государства и муниципалитетов помещения.
Однако зачастую правильно заявленные инициативы реализуются неэффективно в силу недостаточной квалификации исполнителей, в силу непродуманности механизмов реализации, в силу коррупционных факторов либо в силу других мотивов. Контроль, прежде всего общественный контроль (со стороны самих предпринимателей), за реализацией принятых решений пока оставляет желать лучшего.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Главный фактор, сдерживающий развитие бизнеса - негативное отношение к предпринимателям со стороны чиновников. Упомянутый Вами зако О льготной приватизации очень встретил серьёзное сопротивление на местах - только по обращениям ОПОРЫ было проведено множество проверок прокуратурой. Конечно, потенциал у закона огромный по оценкам отдельных экспертов могут выкупить помещения порядка миллиона предпринимателей. Вместе с тем, предприниматели не могли сразу найти средств на выкуп помещений, а специальных кредитных продуктов не было, хотя это могло стимулировать выкуп.
Очень показательна также статистика Генеральной прокуратуры, по отклёнённым внеплановым проверкам за прошлый год - по всей стране более 50%! Это колоссальный пресс, который раньше ложился на плечи предпринимателей.

20
Татьяна Алексеева, успешный менеджер
Какие меры из предложенного премьером пакета вы считаете действительно важными и эффективными? Какие из них будут работать на практике?

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Татьяна, меры, недавно перечисленные Премьером важны все.
Снятие обязанности уплаты НДС с приватизационных сделок, существенно снизит их стоимость, увеличение видов деятельности на патенте, позволит применять данную упрощённую систему налогообложения, введение льгот по уплте налогов (в части реформирования ЕСН) также важно для предпринимателей, к сожалению, данную меру пока предполагается распространить на отдельные сферы (медицинская деятельность и IT).
Таким образом, необходимо следить за их исполнением.

 Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП




Общее впечатление от высказанных инициатив сложилось очень положительное. Предложенные меры можно назвать нужными и правильными.
Некоторые из мер активно и широко обсуждаются в экспертном сообществе, их принятие давно назрело. Так, то, что реформа ЕСН негативно повлияет на инновационную сферу, было известно еще при разработке этой реформы. Сохранение ставки страховых взносов для высокотехнологичных предприятий является попыткой смягчить это негативное влияние.
Ряд других мер явились следствием недоработок прошлого. Например, что мешало законодателю снять все ограничения по использованию упрощенной системы налогообложения для предприятий, создаваемых вузами и научными учреждениями, сразу при обсуждении и принятии закона, позволяющего им создавать малые предприятия (217-ФЗ)?
Выступление премьер-министра является своего рода политическим сигналом для Правительства, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей, попыткой продемонстрировать активность в сфере поддержки предпринимателей. В то же время, представляется, решающую роль в реализации любой из заявленных мер будет играть механизм, то есть последовательность действий, которые будут предприниматься, порядок таких действий. Здесь же все не так однозначно. Конкретных механизмов достижения результатов в выступлении не было предложено.
Для эффективной реализации мер еще предстоит решить задачи по:
• определению границ деятельности высокотехнологичных и инновационных предприятий;
• определению понятия «высокотехнологичная продукция»;
• определению критериев отнесения хозяйствующих субъектов к «предприятиям, внедряющим «энергоэффективное оборудование»;
• определению порядка и основных направлений выделения средств на развитие предпринимательства на Северном Кавказе, на программы содействия малому бизнесу в моногородах, на поддержку малых и средних инновационных компаний, на поддержку предприятий, осуществляющих экспорт высокотехнологичной продукции;
• и т.д. и т.п.
Решение этих задач может быть затянуто, в ходе согласования документов смысл и цель мер могут быть искажены. Как работает бюрократический аппарат в России – всем известно.


19

После начала кампании по поддержке малого бизнеса количество проверок малых предприятий со стороны прокуратуры и силовых ведомств (например, ОБЭП) увеличилось примерно в 5 раз. Не могли бы компетентные органы (например, ОПОРА РОССИИ) выступить с инициативой по поводу ограничения и нормирования количества проверок силовыми ведомствами "малышей". Очень много сил и средств уходит на адвокатов и судебные процессы, причем судьи откровенно боятся и, чаще всего, принимают сторону обвинения. Необходимо внести изменения в законодательство, вводящие запрет на зачисление штрафов в бюджеты всех уровней. Аппетиты чиновников (видимо в связи с кризисом) также увеличились. Они все чаще делают предложения, от которых невозможно отказаться. Например, в момент получения справки вежливо предлагают заключить договор на оказание дорогостоящих услуг. Нельзя ли ввести какие то санкции и запрет для чиновников за подобного рода инициативу? Увеличилось давление со стороны конкурентов, по совместительству подрабатывающих депутатами или имеющих поддержку в виде мэров, губернаторов и иных властных лиц. Силовые ведомства-власть-суд действуют единым фронтом и шансов на победу у малого бизнеса нет. Быть малым бизнесом опасно. Количество плановых проверок со стороны "несиловых" структур действительно уменьшилось и это чисто формально, так как прокуратура постоянно инициирует эти проверки, которые просто становятся внеплановыми.


 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
К сожалению, на данный момент, из-под действия 294-ФЗ выведены отдельные органы, которые злоупотребляют своим правом и проводят проверки в угоду третьим лицам в целях устранения конкуренции и на них не распространяются нормы закона об ограничениях по времени проведения контрольных мероприятий. Единственный механизм на данный момент это обращение в суд, который не эффективен.
В рамках своей деятельности ОПОРА РОССИИ неоднократно обращала внимание на действия такого плана. К сожалениюпока проблема остаётся. Вообще любое навязывание услуг незаконно и требует рассмотрения. При этом, необходима публичная компания по борьбе с такими чиновниками и проверяющими, поскольку в уголовном кодексе есть статья - Незаконное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности, однако применяется она нечасто.
Если у Вас есть факты, Вы можете обратиться к нам в организацию для консультаций и содействия.

 Павел Толстых,  руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти

Постараюсь ответить на этот вопрос частями:
1. Относительно чрезмерной опасности ведения малого бизнеса в России – это факт и тенденции, на мой взгляд, здесь неутешительные. По моему, Прохоров в одном из интервью сказал, что он видит рисков гораздо больше в открытии небольшого магазина, чем во владении крупным предприятием. Помимо традиционных для малых форм рисков связанных с криминалом, отсутствия нормального кредитования, давления со стороны контролирующих и проверяющих органов власти за последние 10 лет, по моим ощущением, возникла еще одна, гораздо большая угроза – эта неприятие «предпринимательства» как класса в высшей политической элитой страны. Это неприятие сопровождалось массовым перераспределением собственности: ЮКОС, ОМЗ (Бендукидзе), СИБУР (Голдовского), Русснефть (Гуцериев), Евросеть (Чичваркина), список можно продолжать долго. В результате этого заданный тренд (неприятие, неуважение к предпринимателям), подтвержденный вышеобозначенными примерами, распространился до рядовых клерков от федерального до регионального уровня. Предприниматель стал восприниматься не как новатор, который внедряет новое, создает рабочие места и пр., а как «коммерс», с которого может кормиться российская бюрократия. К сожалению, изменения в сознании в российском обществе по отношению к предпринимателям, так и не произошли, а без этого, на мой взгляд, Россия не сможет быть конкурентоспособной.
2. Относительно увеличившихся проверок со стороны проверяющих органов и как их избежать. Стоит сказать, хотя для многих это покажется странным, что с проверками и с неправомерным поведением контролирующих органов сталкиваются не только субъекты малого бизнеса, но и наши клиенты - крупнейшие компании, в том числе с государственным участием, которых консультирует Центр. Постараюсь дать ряд рекомендаций, тезисно, учитывая ограниченность во времени. К Вам не начнут относиться с уважением пока Вы будете представлять из себя хоть какую-то силу. Логика давления заключается в данном случае в том, что с Вас возьмут настолько максимально много, сколько Вы будете в состоянии дать. Следовательно, единственный выход давать отпор.
Б) Как давать отпор? 1) Жалуйтесь в ведомство, где Вы столкнулись с неправовым поведением. Обращайтесь к руководству, в службу собственной безопасности. Первое может реально не знать об этом или не быть в доле, со вторыми у вас совпадают интересы. 2) Если не удалось решить на нижнем уровне идите с жалобами вверх по иерархии ведомства. Например, если проблемы с территориальными налоговыми органами, жалуйтесь в городские налоговые службы, нет реакции – идите выше, обратитесь в ФНС или Минфин. 3) Обращайтесь в контролирующие государственные структуры. Например, если давят со стороны БЭПа и обращение с их собственную безопасность не помогла – самое время обратиться в прокуратуру или ФСБ, которые с удовольствием помогут Вам, заработав для себя очередную «палкe», как борцы с коррупцией в конкурирующих силовых структурах. 4) Обратитесь за помощью к федеральному депутату. Его может интересовать дополнительный пи-ар борца с коррупцией и он бесплатно включится в процесс: отправит депутатский запрос в вышеуказанные органы, на который по закону обратят внимание и в месячный срок проведут проверку и дадут ответ по существу, сделает звонки, устроит пресс-конференцию, даст комментарии в СМИ и пр. 5) Обратитесь в СМИ. Тема борьбы с коррупцией сейчас крайне медийна, а «теневые дела» любят тишину. Активные ваши публикации о теневых делах, помогут защитить Ваши бизнес от проверок на многие годы. 6) Обратитесь в суд.
И последнее, относитесь со скепсисом к возможностям нашим общероссийским бизнес-объединениям. Ведь большинство из них – удачная площадка для реализации политических амбиций их руководства. Мотивация помочь там лично Вам – крайне не значительная. И пока Вы лично не займетесь вашим вопросом – ничего не изменится.


Навязывание услуг очень сложно доказать , подпись то ведь на договоре приходится ставить "добровольно". А если не поставишь , то справку вместо месяца можно получить через полгода , а потом еще и судиться год , никакой бизнес этого не выдержит , и даже если суд примет сторону предпринимателя , ему это уже мало поможет. Нужна персональная штрафная "заинтересованность" чиновника за затягивание процесса выдачи справок.


Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ

В принципе, согласен с Вами, что нужна персональная материальная ответственность чиновников за каждую их подпись. НУ и необходимо бороться за свои права и обращаться в прокуратуру, если такие случаи имею место быть.


18
Виктория Индюгаева,  ИП

В каких сферах слабо участвует МСБ, однако потенциал роста их присутствия является высоким, на ваш взгляд? За счет чего малый и средний бизнес там пока почти не присутствует и как его необходимо застимулировать?


 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ

Если посмотреть на отраслевую структуру МСП, то наиболее серьёзное представительство в торговом секторе, строительстве, обрабатывающем производстве. Мало предприятий в медицине, образовании. Увеличение количества субъектов МСП можно достичь путём создания приемлемых условий для развития как налоговых, так и с точки зрения контроля и надзора.


 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР

Есть много видов услуг, где малый бизнес присутствует недостаточно. Причина - и высокие административные барьеры, и доминирующее положение крупного бизнеса, и государственных предприятий. Тот же сектор ЖКХ - во многих странах здесь работают малые фирмы, а в нашей стране - окологосударственные. В первую очередь малые бизнес не стимулировать надо, а создавать условия для его становление и развития - законодательные и инфраструктурные.


17
Ольга Поступаева

Как вы оцениваете долю малого и среднего бизнеса в ВВП РФ? Как выглядит ее динамика за последние годы, и за счет каких факторов она обеспечивается?


 Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
По последним оценкам МЭР, вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП , в 2008 году составил – 21 %, в 2010 году - 22,5%. В последние годы этот вклад фактически не менялся, находясь на уровне 20%.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Ольга, напомню Вам, что политические задачи по увеличению доли малого бизнеса в ВВП до 65% никто не отменял. Сегодня же в целом по России доля колеблется в районе 20%.


Николай, Малый Бизнес

Прокоментируйте пожалуйста слова Владимира Владимировича Путина о патенте: "В этой связи Правительство считает необходимым пересмотреть отношение к патентам. А именно определить на федеральном уровне перечень видов деятельности, где их введение является обязательным. При этом на местах можно будет дополнять этот перечень. И конечно, те, кто работают по патенту, освобождаются от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты." Значит ли это что кассы на патенте будут отменены ? Насколько быстро будут исполненно указание премьера?


 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ

Совершенно верно. Идея популяризации Упрощённой системы налогообложения на основе патента подразумевает в том числе и это шаг. По нашей информации такой законопроект уже готов и должен быть согласован в Правительстве, после чего будет внесён в Государственную Думу РФ. О конкретных сроках пока говорить сложно.


 Владимир Груздев, первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Будем надеяться, Николай, что мы с Вами правильно поняли слова Владимира Путина. Посмотрим, насколько быстро чиновники внесут необходимые проекты законов в ГД.


Светлана Игоревна Ильюшина
Не было бы правильнее выделить финансирование на какие-либо другие цели вместо декларируемых для МСБ, либо вообще озаботиться аналогичным по сумме снижением административного давления и фискальной нагрузки?

 Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"

«Точечное» финансирование МСБ за счет государства в принципе планируется проводить параллельно со снижение административных, налоговых рисков. Проблема здесь в том, что государство остается сейчас структурой, обеспечивающей восстановление экономики, а возможности бюджета ограничены. У российских предприятий сейчас недостаточно собственных ресурсов для инвестиций, борьба с коррупцией ведется сейчас без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего, посреднических услуг на сегмент реальных вложений. Надежды на то, что потребительский и инвестиционный спрос в экономике обеспечат иностранные инвесторы достаточно туманны. Высокая инфляция и уровень налогообложения – не способствует их притоку на российский рынок, тем более, что для западных рынков сейчас характерны те же проблемы, что и для российского – «закредитованность», повышение рисков недружественного поглощения.


Владимир Груздев, первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Уважаемая Светлана, нужно проводить и одно и второе.


Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР

Практически во всех развитых странах мира используются те или иные меры поддержки малого бизнеса. Это и субсидирование процентных ставок, резервирование доли малого бизнеса в выполнении государственных контрактов. Особенно важную роль отводят помощи в входе на рынок новых предпринимателей. То есть такие меры важны также как и снижение административного давления.


14
Алексей,  дизайнер
как вы считаете, какие меры необходимо принять для развития малого и среднего бизнеса в России? Какие законы необходимы? Какие стаьи в кодексе надо изменить?

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Главное, необходимы не какие-то отдельные меры, а нужен комплексный подход, своего рода целевая программа развития малого и среднего предпринмиательства с ориентирами на определённое время (до 2020 года) с чёткими показателями и ответственными руководителями. С установлением чётких критериев по которым можно оценивать ход исполнения программы и корректировать её при необходимости.
Из необходимых вопросов которые нуждаются в реформировании можно выделить:
1. Налоговое администрирование - это традиционно острая сфера, здесь необходимо установить личную отвтетственность чиновника за свои действия
2. В налоговой сфере также следует снизить бремя для МСП от реформы ЕСН (сохранить ставки, действовашие ранее - 14%); отслеживать практику ускоренного возврата НДС, установить налоговые каникулы для открывающихся предприятий, ввести инвестиционную премию, установить добровольность применения ЕНВД и др.
3. Необходим контроль за исполнением законов на местах
4. Продлить действие 159-ФЗ (О льготной приватизации) или сделать его бессрочным, включить в сферу его деятельности имущество ГУПов и МУПов, освободить приватизационные сделки от НДС
и многое другое ...

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Добавлю к тому, что перечислил Андрей Шубин, одну очень важную вещь. Нужно перестать воспринимать предпринимателя и особенно малого как дойную корову, которую не нужно ни кормить, ни поить. Модернизацию чиновники должны начать с модернизации своих мозгов. И когда профессия предприниматель на государственном уровне будет признана почетной, и мы с Вами увидим первых лиц страны, вручающих государственные награды таким российским предпринимателям, как Аркадий Новиков, Вадим Дымов, Максим Воробьев, Андрей Коркунов и многим другим, то поймем, что отношение к человеку дела изменилось.


 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР

С моей точки зрения задача реформы законодательства в отношении малого бизнеса должна состоять в том, чтобы максимально снять с бизнеса административную нагрузку. Бизнес не должен зависить от решения чиновника. Это не означает бесконтрольное функционирование бизнеса. Мировой опыт предлагает большое количество рыночных и квази-рыночных инструментов замены государственного регулирования. Обязательное страхование соответствующих рисков отлично может заменить инспекции ряда агентств и т.д. Очень важно, чтобы эти условия были равными для всех предпринимателей и развитие бизнеса не зависило от конкретного чиновника.


13
Григорий Амбельшток,  инвестор

Сколько финансирования было выделено на поддержку малого бизнеса в РФ на 2009 год? Насколько превосоходит эта цифра показатели 2008 и предыдущих лет? На какие конкретно цели выделяются средства и является ли, на ваш взгляд, такое финансирование эффективным?


 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП

В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 16.02.2010 № 59 «О мерах по реализации в 2010 г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» средства федерального бюджета предоставляются субъектам РФ на реализацию следующих мероприятий:
- Поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции;
- Содействие повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства ;
- Содействие развитию лизинга оборудования субъектам малого и среднего предпринимательства;
- Создание промышленных парков;
- Создание технопарков;
- Поддержку начинающих (гранты на создание собственного бизнеса);
- Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;
- Содействие развитию микрофинансирования;
- Создание гарантийных фондов (фондов поручительств);
- Формирование закрытых паевых инвестиционных фондов акций и/или фондов смешанных инвестиций в малые компании;
- Содействие развитию молодежного предпринимательства;
- Поддержку деятельности бизнес-инкубаторов;
- Реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации.

Если говорить о том, является ли такое финансирование, я бы отметил, что в системе поддержки малого и среденго бизнеса заложен принципиальный недостаток - фактически не учитывается характер деятельности предприятий, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Понятно, что у начинающих предпринимателей, микропредприятий, малых предприятий и средних компаний разные цели и разные потребности, у нас же, как правило, принято рассматривать "малое и среднее предпринимательство" в целом.


12
Леонид,  предприниматель
Раздать можно и больше,но вспомните во что превратилась предыдущая кампания с безвозмездной раздачей по 400000 рублей начинающиим предпринимателям? Получили случайные люди с откатом в 50%, теперь потирают руки и ждут следующий транш. Спуститесь на землю, вы в России.

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Вместе с тем в 2009 году гранты для создания собственного бизнеса, по данным Министерства экономического развития, получили более 8 000 начинающих предпринимателей по всей России. Если хотя бы 50% из тех, кто получили средства, останутся в малом бизнесе, меру, на мой взгляд, можно будет признать успешной.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Не вполне согласна с Алексеем - получили не лучшие, а те, кто имел "доступ к телу", поэтому я бы осторожно назвала бы данный эксперимент успешным. Как я уже говорила ниже - не раздача важна, а снятие системных ограничений - в равной мере для всех предпринимателей. Только равные условия позволят встать на ноги именно наиболее эффективному бизнесу. А разного рода преференции, спец. распределение - это то, что мешает этому.

11
Евгений,  программист

Добрый день, вопрос к Владимиру Груздеву. Сегодня малое предприятие может создать свой продукт, но для его продажи требуется большое число документов, лицензий и сертификатов. Что делает государство для поддержки этой области? Нет ли в планах создание органа, который бы мог бесплатно или с большой субсидией сертифицировать созданный "малым бизнесом" продукт (в области ИТ или энергосбережения или медицине и т.д.) и помочь тем самым его продвижению на рынке? Малому бизнесу наиболее важна поддержка не деньгами, а законодательно и административно - мы многое умеем создавать, но не всегда имеем возможность выйти на рынок - цена этого входа слишком велика.


 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Евгений, я Вас полностью поддерживаю, потому что основной задачей, при любой очень хорошей идеи, это возможность ее реализации. Основной проблемой при наших разработках остается внедрение и коммерческая эксплуатация разработки. Ваше предложение о создании системы поддержки продвижения инновационных решений я обязательно передам высшему политическому руководству партии "Единая Россия". Думаю, что именно такая система поддержки и должна существовать.


 Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Я осторожно отношусь к идее создания "новых органов" для раздачи субсидий - в условиях коррупции это может иметь очень искаженные последствия. Снятие системных ограничений - это тоже метод, но менее опасный с этой точки зрения. Например, саморегулируемые организации - как средство снижения издержек на сертификацию. Замена госрегулирования рыночными механизмами и т.д. Стимулирование развития банковских продуктов для малого бизнеса, нацеленных на проекты повышения энергосбережения и т.д.

10
Константин Воробьев,  предприниматель
Возросло ли количество рабочих мест в сегменте МСБ? Предприятия каких видов экономической деятельности развиваются лучше остальных и почему?

 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
В среднем по России число занятых на малых предприятиях за 9 месяцев 2009 года уменьшилось на 8 %, число малых предприятий снизилось на 19 %. Полагаю, что концу п.г. в рамках общей тенденции экономики эти показатели несколько улучшились.
Что касается ситуации в отдельных отраслях, то с учетом характера мер макроэкономического стимулирования проведенного в период кризиса, наиболее активно развиваются сегменты экономики, связанные с добычей и переработкой сырья – на фоне роста производственных запасов в РФ и мире в целом - а также, отрасли получившие господдержку. Это добыча и переработках, прежде всего, энергоресурсов, сельское хозяйство, отдельные отрасли обработки, например – автопром, есть признаки активизации в строительной отрасли, секторе высоких технологий. Сравнительно стабильно в период кризиса выглядела и электроэнергетика. Соответственно, предприятия МСБ, связанные с данными секторами экономики могут более спокойно в среднесрочном периоде переживать кризис.


 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству

Константин, резкого роста рабочих мест в МСБ не произошло. Наиболее развивающиеся предприятия сегодня относятся к сфере торговли или услуг. В этом основная проблема нашей экономики. Мы добываем нефть, газ и металлы и продаем их, а на вырученные деньги завозим товары из-за рубежа, которые и продаем. Как только падает спрос на наши экспортные товары, так тут же мы начинаем меньше продавать товаров и оказывать услуг.


9
Илья с харизмой
Насколько сильно государство увеличило объемы господдержки с момента начала активной фазы кризиса? Дали ли предпринятые меры результаты, на ваш взгляд? Или их эффективность имеет смысл оценивать в более долгосрочной перспективе?

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
В 2009 году объем господдержки малого предпринимательства вырос почти в 5 раз (с 3,85 млрд. рублей в 2008 году до 18,6 млрд. рублей в 2009 году). Ожидается, что в 2010 году на развитие малого предпринимательства будет потрачено 23 млрд. рублей.
Был ли достигнут какой-то значимый антикризисный эффект? Скорее нет, чем да. Реально деньги начали доходить до конкретных малых предприятий лишь во второй половине 2009 года. Связано это с довольно трудоемкой двухууровневой процедурой выделения средств. Сначала Министерство экономического развития отбирает на условиях конкурса субъекты РФ для выделения им субсидий на поддержку малых предприятий. Только после этого субъекты РФ получают право объявлять соответствующие конкурсы среди субъектов малого предпринимательства на выделение этих средств. Как показывает практика, сроки проведения конкурсного отбора субъектов РФ, утверждения всех соответствующих документов и принятия решений затягиваются.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Главное чего удалось избежать, Илья, это паники среди граждан. Ведь наши люди очень напуганы всевозможными кризисами и сразу бегут забирать свои "кровные" из банков, а именно этой "крови" как раз и не хватает нашей экономике. Поэтому антикризисные меры, предпринятые Правительством и "Единой Россией", позволили сохранить не только банковскую систему, но и избежать коллапса в экономике, схожего с тем, который произошел в экономике СССР в начале 90-х годов. Если же говорить о конкретных мерах, то программу по утилизации автомобилей нужно начинать было еще в прошлом году. Но критиковать всегда проще, чем делать. Напомню, что только пенсии в 2009 - 2010 гг вырастут в реальном исчислении более чем на 40%. И все это выполняется при дефицитном бюджете. Хотя мер поддержки никогда не бывает много. В этом я с Вами соглашусь.

Граждане неужели вы не видите, что верхушка страны (я имею в виду управление ею) живет сама по себе, а регионы сами по себе. Скандалы с ЖКХ, проверками предпринимателей и самое главное взятки как были так и будут.


8
Электрон,  ООО "Электрон"
Какая поддержка, о чем вы говорите? Я предприниматель с 10 летним стажем, мне просто смешно - в регионах по крайней мере, кроме как повышать тарифы ЖКХ и на электроэнергию ничего не умееют! Вопрос -какая поддержка ? :( В чем она заключается?

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
В рамках Федеральной программы финансовой поддержки МСП ежегодно среди регионов проводится конкурс на выделение средств, которые направляются на различные мероприятия по поддержке малого бизнеса - от субсидирования процентной ставки по кредитам, до строительства бизнес-инкубаторов для сдачи предпринимателям в аренду по льготной цене. Инициатива целиком зависит от региональных властей. Также на федеральном уровне принимаются нормативно-правовые акты, направленные на получение возможности внеаукционного выкупа арендуемых помещений, снижение количества проверок и т.д.
Что касается увеличение стоимости тарифов, то эта проблема не решается к сожалению на протяжении нескольких лет.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Со стороны законодателей хочу сказать, что основная задача, которую мы видим для себя, создать такие системные условия, чтобы бизнесу, как минимум, никто не мешал. В этой связи принят закон, запрещающий внеплановые проверки предприятий малого бизнеса. Установлен новый размер перехода на упрощенную систему налогооблажения в 60 млн. рублей с 1 января этого года. И таких решений очень много. Но чиновники на местах хитры и коварны, поэтому всегда изыскивают более изощренные меры воздействия на предпринимателей.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Поддержка хотя бы в том, чтобы чиновники меньше мешали бизнесу. Здесь есть некоторый прогресс. Также есть в некоторых регионах и дополнительные меры поддержки - чаще информационного характера.


7
работаю охранником в ЧОПе, зарплату не платят 5-й месяц, хочу уволиться и открыть керамическую мастерскую (я нелегальный художник-самоучка и моя продукция пользуется спросом). Может ли центр занятости отказать мне в получении безвозмездной субсидии(58.800 руб) на том основании, что по моей официальной "профессии" охранник имеется вакансия? спасибо.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Иван, кроме службы занятости Вам можно обратиться в профильный департамент поддержки МСП Вашего города. В Москве такой департамент - поддержки малого предпринимательства. Он реализует специальную программу поддержки начинающих предпринимателей с выдачей субсидий на открытие своего дела. Более подробную информацию Вы можете найти на их сайте - http://www.dmpmos.ru/

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Прежде всего хочу Вам напомнить, что существует административная и уголовная ответственность руководителя предприятия за невыплату заработной платы. В случае, если задержка превышает два месяца, прокуратура обязана возбудить уголовное дело по факту невыплаты зп.


6
скажите, почему я нахожусь на вмененке, покупаю торговую площадь, а вычет мне не положен?
 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
Имущественный налоговый вычет положен в России только физическим лицам.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Это те правила, которые установлены для предпринимателей, которые работают в данном особом режиме. Если Вы хотите воспользоваться правом вычета, нужно проконсультироваться с налоговым юристом, чтобы выбрать оптимальный режим.


5
государство выделяет деньги на малый бизнес, думаю, это бесполезно (создали очередной департамент с кучей чиновников). надо начинать с 1 класса воспитывать собственников, молодежь не знает, что такое биржа, акции. Все привыкли, что им кто то что то должен...

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Соглашусь с Вами, система обучения основам предпринимательской деятельности у нас на данный момент оставляет желать лучшего. В то же время какие-то усилия в этом направлении предпринимаются. Так, в отдельных регионах реализуются проекты по популяризации предпринимательской деятельности, вовлечению в нее молодежи, повышению предпринимательских компетенций, однако эта работа пока, к сожалению, не является системной.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Дмитрий, Вы затронули очень важную тему.
К сожалению, у многих в нашей стране (не только чиновников, но и граждан) предпринимательство имеет негативный "окрас". Ещё не стёрлось в памяти понятие "спекуляция", хотя предпринимательская деятельность играет огромную роль в экономике всех стран. а малый и средний бизнес - во многих - ее основой.
Популяризация предпринимательства необходима. ОПОРА РОССИИ реализует специальные программы - курсы предпринимательства в школах, однако этого явно недостаточно.
Предпроиниматели также отмечают недостаточную образованность выпускников ВУЗов, которые приходят к ним на работу. НА наш взгляд предпринимательскую грамотность в ВУЗах необходимо дополнять специальными дисциплинами.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Дмитрий, вопрос, который Вы затронули - основа развития предпринимательства в нашей стране. Ведь вопрос собственности - основной вопрос существования государства. Думаю, каждый "маленький" гражданин может и должен чувствовать себя собственником. А государство должно пропагандировать героев капиталистического труда.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Слабо представляю, что школа может воспитать собственника. Это скорее из семьи. Но проблема точно имеет место и роль государства, СМИ, школы в ее решении важна. Но это не отменяет и роли материальной поддержки малого бизнеса со стороны государства. Но в совокупности со снижением административных барьеров и роли чиновников в надзоре за бизнесом.


4
Cергей,  ИП
Согласно НК на упрощёнке освобождается от налогообложения имущество используемое для осуществления предпринимательской деятельности. Почему не дают льготу на землю на которой стоит производственное здание ? А на здание дают. ГК РФ и здание и землю определяет как имущество.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Уважаемый Сергей, Вы совершенно правы. Налоговый режим для зданий, сооружений и земли разный. Поэтому в НК существует два типа налогов: один - на имущество предприятий, другой - земельный. Напомню Вам, что в отношении зданий и сооружений Вы можете применять и амортизацию, а земля амортизации не подлежит.


3
Павел
Вопрос В.Груздеву. Как мне, как учредителю малого предприятия, коллектив которого 100% россияне, понимать "поддержку" государства в виде освобождения от уплаты непомерно растущего ЕСН неграждан России. Распустить коллектив и нанять иностранцев?

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Павел, нужно четко понимать о каких негражданах идет речь. Насколько мне известно, льготную ставку взносов во внебюджетные фонды, которые заменили бывший ЕСН, установлена с 2011 года только для предприятий инновационного характера, в том числе, которые привлекают и иностранную рабочую силу. Выскажу собственное мнение: уверен, что увеличение взносов во внебюджетные фонды до 34% с 2011 года вместе с ростом тарифов крайне негативно отразится не только на малом, но и среднем и крупном бизнесе. Думаю, что дискуссия по этому поводу еще не закончена.


2
Алексей,  ОТП Банк
Как вы считаете, создание кредитного фонда для МСБ (только для квалифицированных инвесторов) может решить проблему с финансированием стартующих предприятий, при условии достаточности средств под управлением и профессиональной команды менеджеров.

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП
Безусловно, эта мера могла бы решить проблему финансирования для нескольких малых предприятий.

 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
Это зависит от ставок, по которым в дапнном случае будут выдаваться аймы МСБ. Исходя из текущей рыночной тенденции, стоимости кредитов, предоставляемых в рамках различных программ региональным банкам стоимость кредиов в данном случае составит порядка 15% годовых. С учетом практически нулевых показателей прироста реальных доходов населения, низкой инвестиционной активности «закредитованных» предприятий реального сектора, этот уровень ставок представляется все еще чрезмерно высоким для формирования устойчивого спроса. Ориентировочно, исходя из комментариев представителей МСБ ее уровень «должен» быть не выше 10% - 14% годовых, то есть незначительно превышать инфляцию, позволяя предприятиям модернизировать свою производственную базу, увеличивая конкурентноспособность в том числе по отношению к иностранным игрокам рынкам.
Впрочем, учитывая, что еще недавно ставка кредитования МСБ составляла 20% - 30%, этот проект может вызвать заметный интерес на рынке. К примеру на сегменте лизинга, где многие предприятия просто вынуждены мириться с текущим уровнем ставок, поскольку обновление их фондов осуществляется раз в 3-4 года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации.

 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Это одна из целого комплекса мер, которая может помочь в решении проблемы финансирования. Но не единственная. Мне кажется, нужен более системный подход, когда мы говорим о государственном стимулировании развития малого и среднего бизнеса.

 Андрей Шубин,  руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
У нас уже который год обсуждается закон О Микрофинансировании, который тоже должен стать частью системы по облегчению доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.

 Наталья Волчкова,  профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Согласна с Алексеем - для нескольких предприятий это может решить проблему. Системно - нет. Для системных изменений необходимо развитие рынка соответствующих финансовых инструментов.


1
Здравствуйте! Хотелось бы знать, распределение рентабельности предприятий малого бизнеса по отраслям. То есть какие из предприятий больше всего потеряли в последнее время и наоборот, кто стал лидером.

 Александр Осин,  главный экономист УК "Финам менеджмент"
Рентабельность МСБ снизилась в 2009 г. в рамках общеэкономической тенденции. Уровень рентабельности продукции в данном секторе в среднем составляет 8% - 12%. Для отдельных сегментов, прежде всего, пищепрома, торговли, транспорта и связи, а также сельского хозяйства она может быть существенно выше данного среднего уровня. С другой стороны, необходимо отметить, что, по оценкам АРБ на конец 2009 г. доля проблемной задолженности российского автопрома, пищепрома, строительной индустрии, сектора добычи полезных ископаемых за исключением энергоресурсов и машиностроения должна была составить 50%, 25%,30% и 40%. Эти отрасли и, соответственно, МСП, оперирующие в них, представляются наиболее пострадавшими в результате кризиса.

 Алексей Шестоперов,  руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства НИСИПП

Добавлю, что в 2009 году наблюдался значительный разрыв между фактической рентабельностью и рентабельностью «белой» (официальной) части оборота в 2,5-3,5%.
Рентабельность бизнеса падает начиная с 2006 года ускоряющимися темпами. С развитием кризиса, в 2009 году она темпа падения еще больше увеличились. Более подробно узнать об изменениях в уровне рентабельности малых предприятий можно в одном из исследований АНО "НИСИПП", оно доступно по ссылке http://www.vdcr.ru/content/view/1927/193/

 Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Алексей, спасибо за ссылку.





 Владимир Груздев,  первый зампредседателя комитета ГД РФ по законодательству
Достаточно обширный вопрос. В целом, больше всего из-за кризиса пострадали малые и средние промышленные предприятия, работающие в сфере переработки. Если же говорить в целом о рентабельности ведения бизнеса в нашей стране, то она снижается. В том числе это вызвано высокими ставками по кредитам и низкой эффективностью наших предприятий. Наиболее рентабельной отраслью на сегодня является оказание услуг ЖКХ.

гурин денис анатольевич,  Институт инвестиционной аналитики, кафедра изучения глаза и человека
Лидером будут исследователи и права на технологии