Малый бизнес переносит удар кризиса тяжелее крупного, свидетельствуют данные статистики. В некоторых регионах число МП уже сократилось втрое. В то же время есть места, где малый бизнес успешно развивается. По мнению экспертов, все зависит от высоты административных барьеров.
За период с 1 октября 2008 года по 1 октября 2009-го количество малых предприятий в стране сократилось на 19,2% - до 227,7 тыс., сообщается в последнем докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В Сибирском федеральном округе малый бизнес уменьшился на 43,4%, на Дальнем Востоке - на 29,5%, на юге страны - на 31,3%, в Поволжье - 19,3%. Немного скрасил картину Урал, где число МП за год выросло на 42%. Если брать статистику по субъектам РФ, то лучше всего дела обстоят в Хабаровском крае - рост на 105%, за ним следует Республика Карелия (89,1%), Московская (58,1%) и Владимирская (49,8%) области. В лидерах со знаком минус - Новосибирская область, где число предприятий уменьшилось в 3,4 раза, а также Волгоградская, Томская области (в 2,8 раза) и Камчатский край (в 2,6 раза).
Еще сильнее, на 23,8% ниже прошлогоднего показателя, упали объемы оборота малого бизнеса. Даже на Урале, где численный состав предприятий вырос почти в 1,5 раза, оборот вырос лишь на символические 0,3%. Наихудшая динамика по этому показателю наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской областях - в этих регионах обороты сократились более чем вдвое.
"Общий вывод по итогам трех кварталов 2009-го - падение продолжается", - прокомментировал ситуацию вице-президент НИСИПП Владимир Буев.
Главные пострадавшие от сокращения малых предприятий, конечно, их работники. На конец третьего квартала прошлого года среднесписочная численность занятых на российских МП снизилась по сравнению с тем же периодом 2008 года на 8,2%, составив 5,74 млн человек. Рост занятости отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.
Цифры показывают: хотя кризис и создал всем одинаково сложные условия, самочувствие малого бизнеса в разных регионах очень сильно различается. "Мы это связываем так или иначе с тем, что в каких-то регионах государственный пресс сильнее, а в каких-то слабее, - заметил г-н Буев. - Чем меньше контрольно-надзорного вмешательства, тем больше возможностей у бизнеса и тем лучше он развивается".
В столице малый бизнес чувствует себя не лучше, но и не хуже других. Число предприятий сократилось на 13,7%, обороты - на 17,2%, численность персонала - на 11,8%. Но у Москвы есть одно очень слабое место - инвестиции, которые за год кризиса упали почти на 60%. "Московские предприниматели перестали вкладывать деньги в малый бизнес, - пояснил г-н Буев. - Здесь все основные рынки уже заняты и перераспределены. И если падает спрос со стороны населения и бизнес не видит перспектив, он предпочитает придержать деньги, например, подержать их в банке. Лучше получить небольшой процент, чем вложиться в новое оборудование в момент, когда спроса на продукцию нет".
Дальнейшие перспективы малого бизнеса пока остаются под вопросом. Один из важнейших показателей развития - инвестиции в основной капитал - продолжает стремительно падать. За год по стране они сократились на 28,7%. Сильнее всего пострадали Хабаровский край (на 88,2%), Еврейская автономная область (на 86,7%) и Мурманская (на 82,3%). В то же время в Новгородской области инвестиции выросли в 2,8 раза, в Республике Калмыкии - в 2,4, в Магаданской области - в 2,1 раза. Одна из причин падения инвестиций - слабое предложение кредитных услуг.
Тем не менее, по мнению эксперта, в 2010 году малый бизнес все же имеет шанс прекратить падение. "Ключевую роль в этом могут сыграть два фактора: общий подъем экономики, с которым связано повышение спроса, и немалые государственные вливания, идущие по линии и Минэкономразвития, и регионов, и Российского банка развития. В нынешнем году должно быть принято порядка 13 программ. Эти деньги должны стимулировать развитие малого бизнеса", - надеется г-н Буев.