Автор Илья Хандриков
Председатель Оргкомитета
Всероссийского движения "За честный рынок»
Опрос предпринимателей: «Формы и методы проверок предприятий малого и среднего бизнеса инспекторами пожарного надзора» проводился с 22 декабря 2009 г. по 12 марта 2010 г.
Необходимость опроса вызвал шквал проверок бизнеса после 5 декабря, когда случилась трагедия в Перми, унесшая 156 жизней. Власти инициировали компанию по тотальной проверке клубов, ресторанов, кафе - заведений с массовым посещением гражданами в канун новогодних праздников. Представители органов власти (в частности, правительство Москвы) обратились в прокуратуру по вопросам проведения массовых внеплановых проверок заведений. В результате по России было закрыто большое число помещений, не соответствующих требований пожарной безопасности.
Нагнетание истерии привело к заявлениям руководства МЧС о необходимости многократного повышения штрафов, обязательном страховании пожарной ответственности и др.
Так ли однозначна ситуация, как её видят пожарные начальники?
Давайте разберемся!
К сожалению, активность предпринимателей и общественных объединений при проведении анкетирования оказалась крайне низкой – в двадцать раз ниже по сравнению с опросом марта 2009 года по государственной поддержке МСП, результаты которого докладывались Президенту РФ руководителем Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кириллом Кабановым.
Удивило и отношение некоторых экспертов (например: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства) к целесообразности анкетирования несмотря, на то, что Госпожарнадзор занимает 3-4 место по негативному воздействию на предпринимателей. А из 40 тыс. плановых проверок, которые будут проведены в 2010 году в Москве, 20 тысяч приходятся на эту организацию.
Необходимо отметить обязанность предпринимателей до 1 мая 2010 года подать декларацию в органы Госпожарнадзора по месту нахождения объекта, учитывая, что из сотен тысяч юридических лиц столицы подано лишь около 4 тысяч деклараций.
Результаты опроса продемонстрировали высочайший уровень коррупции в Госпожнадзоре, как прямой, в виде взяток инспекторами, так и через «откаты» специализированных фирм, имеющихся лицензии на пожарные работы. А это от 10-50% стоимости работ.
55% опрошенных подтвердили, что инспектор навязывал услуги «своей» фирмы, которыми воспользовались около половины. Надо отметить, завышение инспектором объемов работ для «своих» фирм, которое обеспечило фирмам и, соответственно, инспекторам дополнительный доход, а предпринимателям - лишние затраты. Например: Требования инспектора установить систему дымоудаления на складе производственного предприятия является избыточным, так как размеры склада – до 50 м2 и в нем нет постоянных рабочих мест (СНиП 41-01-2003 раздел 8 – противодымная защита при пожаре). В некоторых случаях результатом избыточных требований является и низкая квалификация инспекторов. Важно отметить, что 47,6% предпринимателей вынуждены были «урегулировать» проблему с инспектором. При этом 52,3% не устранили нарушения ППБ в полном объеме! Не стоит думать, что только один инспектор пожарного надзора должен нести персональную ответственность. Сегодня в России формируется огромное количество организованных преступных групп (ОПГ) с участием контролеров, остановить развитие которых становится просто невозможно. Необходим системный подход к разрушению сложившейся клановой системы, в том числе, в сфере пожарного надзора. К этому стоит добавить абсолютное попустительство со стороны судебного корпуса. Отсутствие специфических знаний по пожарной безопасности и полное доверие к определениям и доводам «квалифицированных» инспекторов, приводят к необоснованно жестким судебным решениям.
К сожалению, данные опроса подтверждают крайне негативную практику, сложившуюся у большинства ведомств, обладающих контрольно-надзорными функциями, о которых Генеральный прокурор делал закрытый доклад в октябре 2009 года.
Предпринимательское сообщество на протяжении ряда лет пыталось и в 209ФЗ и в 294ФЗ внести такую норму, как отказ от наказания при первой проверке – только предписание. Сегодня многие поняли, что эту норму надо принимать. Работа инспекторов должна стать, в первую очередь, предупредительной.
Итоги анкетирования показали, что необходимо кардинально реформировать надзорные пожарные структуры МЧС, а также ввести общественный контроль за деятельностью пожарного ведомства. При этом не должна ложиться тень на героическую работу пожарных при тушении горящих объектов и спасении людей.
Опрос проведен Всероссийским движением "За честный рынок» и Национальным антикоррупционным комитетом (НАК). Ответственный :Илья Хандриков - председатель движения. |
ИЛЬЯ, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ САМИ, ПОЧЕМУ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ЭТОМ ОПРОСЕ БЫЛА "КРАЙНЕ НИЗКОЙ" В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ОПРОСАМИ? МОЖЕТ, ЭТА ПРОБЛЕМА ВОЛНУЕТ БОЛЕЕ УЗКУЮ ГРУППУ ИНТЕРЕСАНТОВ?
"...Удивило и отношение некоторых экспертов (например: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства) к целесообразности анкетирования..."
ИЛЬЯ, МОЖНО ПОЯСНИТЬ, КОГДА И ГДЕ МЫ ВЫСКАЗЫВАЛИ МНЕНИЕ О НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТИРОВАНИЯ? МОЖЕТ, Я ЧТО-ТО ГДЕ-ТО УПУСТИЛ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПЛАНЕ? НАСКОЛЬКО Я ПОМНЮ, ВАША АНКЕТА НА ЭТУ ТЕМУ ДОВОЛЬНО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ВИСЕЛА И НА САЙТЕ НАШЕГО ИНСТИТУТА...
Кстати, у меня профессиональный интерес, сколько все-таки респондентов ответили на вопросы в целом и ка каждому вопросу отдельно (то есть каков был размер выборки)? От какой выборки (подвыборок) считались проценты?... Еще раз подчеркиваю: поскольку проведение опросов - одно из основных направлений нашей профессиональной деятельности, мы всегда рады поддержать аналогичные инициативы других профессиональных организаций...