Одним из немногих результатов антикоррупционной кампании в России оказалось повышение «стоимости» взятки. По данным департамента экономической безопасности МВД, средний размер взятки в России в 2009 году превысил 23 тысячи рублей против 9 тысяч годом ранее. А последний мониторинг Национального института системных исследований проблем предпринимательства показал: 49,3% предприятий осуществляли в 2009 году неформальные выплаты чиновникам. Эксперты считают, что данные МВД – показатель лишь работы самого велдомства, а не уровня коррупции в целом: правоохранители практически не трогают чиновников того уровня, который формирует коррупцию. Почти троекратное увеличение мзды, которую берут чиновники, возможно, впечатляет обывателей. Но не специалистов, отмечают «Новые Известия». «Эти цифры не являются оценкой взяточничества в России, это средняя сумма взятки в тех делах, которые вели сотрудники ДЭБ. В этом проблема подобной статистки. То есть, если сумма удвоилась, значит, стали ловить более крупных взяточников», – пояснили в Transparency International.
В такого рода отчетности очень многое зависит от того, какого уровня взяточник попадается правоохранителям, уверяют независимые эксперты. К примеру, по информации начальника оперативно–разыскного бюро №3 МВД России Александра Назарова, в прошлом году сумма средней взятки, выявленной сотрудниками его подразделения, достигла 1 млн. руб. И по сравнению с 2008 годом она тоже выросла втрое. Дело в том, что данная служба занимается противодействием коррупции на высшем уровне, где ставки намного выше. По материалам бюро к уголовной ответственности были привлечены ряд заместителей губернаторов (Брянской, Волгоградской, Курганской и Орловской областей) и других высокопоставленных чиновников федерального и регионального уровня. Всего же в 2009 году в высших эшелонах власти было выявлено 156 коррупционных преступлений.
Аппетиты бюрократов тем выше, чем больше денег в регионе или городе. По данным СКП РФ по Москве, средний размер выявляемых взяток превысил в столице 330 тыс. руб. Это в 14 раз больше, чем в среднем по стране. Но и это не в полной мере характеризует масштабы явления. «Средние цифры говорят только о том, что явление сохраняется. Они ведь складываются из несопоставимых величин: от тысячи рублей гаишнику до десятков миллионов долларов в высших эшелонах. Самая показательная цифра – это общая сумма рынка коррупции, у нас это 300 млрд. долларов в год. И с наступлением кризиса меньше он не стал: расценки остались такие же. Просто у нас денег стало больше за счет антикризисных дотаций. Во всем мире количество миллионеров уменьшается, а у нас во время кризиса появляются новые. Это как?», – удивился председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Эксперты видят причину пробуксовки антикоррупцуионной кампании в том, что правоохранители, в основном, занимаются «мелкой рыбешкой»: в 50% уголовных дел по фактам дачи и получения взяток фигурируют суммы от 500 до 5 тысяч рублей, а в 70% случаев по этим делам суды назначили обвиняемым условное наказание. В 81% случаев размер взятки не превышал 30 тысяч рублей (по статистике Верховного суда).
Беда в том, что правоохранительные органы практически не трогают чиновников того уровня, который формирует коррупцию, поясняют специалисты. «Коррупция – это не просто криминальное явление, это самый высокодоходный бизнес в России, – подчеркивает эксперт. – Коррупционная модель – это не один коррупционер, а целая корпорация. Чем выше уровень чиновника, тем больше у него покровителей, в том числе в силовых органах. Естественно, он имеет информацию и ничего не боится».