Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проект развития предпринимательства не будет отличаться результативностью: эксперты. ИА "REGNUM-ЭКСПЕРТ"

Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассмотрела на заседании 24 февраля проект карты "Развитие малого и среднего предпринимательства" на период до 2012 года, разработанный департаментом Минэкономразвития РФ. Своё мнение относительно проекта Карты высказали эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), передаёт корреспондент ИА REX.

"Проект Карты... ставит перед государством до конца 2012 года две цели: 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике; 2. Формирование инновационно-производственной структуры МСП. Цели достойные, но не новые", - говорит вице-президент НИСИПП Владимир Буев. - "Для достижения первой цели Картой устанавливаются показатели: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятому в экономике населению в 2 раза до 28%,  увеличение доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза до одной трети ВВП,  рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15%. Размах - на рубль. Каков будет удар? Итоги «удара» будут видны по окончании 2012 года."

Говоря о развитии структуры МСП, Владимир Буев напоминает об опыте "лихих девяностых". "Результатом второй цели должно стать изменение отраслевой структуры и  увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы (промышленность, строительство, ЖКХ, услуги, инновации, социальная сфера) с 28% до 50%... Еще федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годов обещала обеспечить рост малых предприятий в 1,5-2 раза с доведением их числа до 2-2,5 млн. (мечта и поныне), увеличить за счет малого предпринимательства количество рабочих мест на 1 млн. человек и довести в 1996 году долю малых предприятий в ВВП до 15-20%. Источники такого бурного роста сектора оставались за скобками. Гудок ушел в пар, а программа осталась набором пустых деклараций, никакого «всплеска» малого предпринимательства в эти годы не произошло.

Перекошенная в сторону непроизводственной структура малого предпринимательства тоже оба десятилетия была притчей во языцех, обсуждаемой на всех площадках: и в среде государственных служащих, и в среде экспертного сообщества, и среди самих предпринимателей. Но, несмотря на усиленные бюджетные вливания, структура МСП не меняется.

Сегодня источники вроде как обозначены – новые масштабные вливания в сектор - 578 850,45 млн. рублей. Из них 101 262,78 млн. – средства федерального бюджета; 12 338,12 млн. – средства региональных; а оставшиеся 465 249,55 млн. («справочно») - небюджетные источники (фактически замаскированные бюджетные средства). При тушении пожара бюджетными деньгами без основного (без снятия  избыточного административного пресса, подавляющего в стране всякую инновационную активность малого и среднего предпринимательства, без глубокой реформы технического регулирования, которая идет с большим скрипом) приведет к тому, что все снова сгорит  в топке."

Схожего мнения придерживается и заместитель гендиректора НИСИПП Сергей Мигин. "Снятие ресурсных ограничений - это хорошо, но до тех пор, пока не будет решена ключевая задача повышения качества институциональной среды и снятия избыточного бюрократического прессинга, эффект от финансовых вливаний в сектор будет минимальным", - считает Мигин. - "В отсутствии решительных шагов по демонтажу "барьерной" системы регулирования, в том числе по практическому разделению властных и хозяйственных функций, достижение целевых индикаторов проекта развития МСП едва ли возможно."

Старший эксперт НИСИПП Александр Шамрай, указывает в свою очередь на отсутствие в проекте явно расставленных акцентов. "Комплекс задач похож на эклектичную свалку уже давно известных направлений государственной активности в этой сфере", - заявил эксперт. - "Мероприятия и «ключевые события» описаны технически, содержание за ними не просматривается. Объемы работ, которые стоят даже за технически описанными мероприятиями, явно очень велики - интересно посчитать, сколько там хотя бы федеральных законов заложено. Либо не будет все сделано, либо будет, но некачественно - и еще неизвестно что из этих опций хуже."

Не смотря на то, что некоторые из заявленных мероприятий выглядят эффективными, как считает руководитель направления НИСИПП Александр Литвак, оценить потенциал их осуществления довольно сложно. "Измерить эффективность реализации мероприятий предлагается посредством единственного показателя "Доля затрат на технологическое присоединение к объектам инфраструктуры в структуре расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на начальном этапе", который за период с 2009 по 2012 годы должен сократиться с 30% до 10%. Очевидно, что с помощью подобного индикатора будет невозможно провести оценку результативности запланированных мероприятий, а сами  мероприятия в данном виде не ведут к его достижению", - пояснил эксперт.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости