Рейтинг регионов, составленный на основании мониторинга развития саморегулирования в субъектах Российской Федерации, подготовлен экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Отметим, что это данные второго раунда, первый проводился в январе – июне 2009 года.
По мнению авторов, Сергея Мигина и Фазлиддина Сайдуллаева, в рейтинге нашли отражение ключевые события в области развития саморегулирования, произошедшие во втором полугодии 2009-го. Прежде всего это относится к резкой активизации процесса создания и регистрации СРО в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий. Так, если в первом раунде мониторинга (на 1 июля 2009 г.) было зафиксировано 23 саморегулируемых организации, то во втором уже – 294 (рост более чем в 12 раз). Перемены именно в этом секторе, по замечанию экспертов, главным образом повлияли на значительные изменения позиций регионов в сводном рейтинге.
Сказалось также и начало регистрации Росреестром СРО в различных отраслях экономики, членство в которых не предусмотрено аконодательством. К примеру, по состоянию на 1 февраля 2010 года в реестр была включена 31 организация, 18 из которых относятся к сфере ЖКХ и объединяют управляющие компании.
Еще одно важное событие – уменьшение числа СРО арбитражных управляющих, в том числе по причине исключения из реестра по решению арбитражного суда. «Притом что на общую картину это явление скольнибудь ощутимо не повлияло, следует подчеркнуть его знаковость: создаются судебные прецеденты, ведущие к повышению ответственности СРО за результаты своей деятельности», – отмечают авторы исследования.
Наибольшая степень развития саморегулируемых организаций по результатам второго раунда мониторинга зарегистрирована в Москве, Пермском крае и Санкт-Петербурге. Причем тройка лидеров не претерпела изменений по сравнению с первым раундом.
Как и тогда, особо выделяется оценка уровня развития саморегулирования в Пермском крае, которая на фоне ожидаемо высоких показателей Москвы и Санкт-Петербурга выглядит впечатляюще. По мнению экспертов, это дает основания говорить о существенном продвижении в создании благоприятных для бизнеса условий хозяйствования и институциональной среды, способствующей развитию региональной экономики. При этом они подчеркивают, что такой успех не выглядит случайным. Так, губернатор Пермского края Олег Чиркунов еще в 2004 году заявлял о необходимости упрощения процедур лицензирования, сокращения избыточных контрольных и надзорных функций, прозрачных процедур доступа к государственной и муниципальной собственности, делегирования значительной части подобных функций саморегулируемым организациям и т. п.
Как отмечают авторы, «в основу мониторинга положен относительно простой, но вместе с тем надежный, объективный и наиболее показательный параметр – количество СРО, осуществляющих свою деятельность на территории региона». Вместе с тем при наличии соответствующей информации дополнительно учитывалась удельная численность членов СРО по регионам, которая корректировалась на уровень валового регионального продукта субъекта РФ либо иной объективный показатель, позволяющий очистить результаты от влияния «размера» региональной экономики.
Рейтинг носит композитный характер и складывается из десяти компонентов оценки уровня развития СРО по секторам экономики: арбитражное управление, оценочная, аудиторская, рекламная и кадастровая деятельность, строительство, пищевая промышленность и сельское хозяй ство, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, а также иные сферы предпринимательской и профессиональной деятельности.
Каждый из компонентов вносит равный вклад в сводный рейтинг. По отдельным из них (например, арбитражное управление) благодаря наличию соответствующей статистики оценивался уровень концентрации СРО, что позволило учесть не только количество представленных саморегулируемых организаций в регионе, но и их относительную величину, а значит, и степень конкурентности среды, в которой они осуществляют свою деятельность.
Опубликовано в журнале "Саморегулирование в России" № 1 (1) март – апрель 2010, стр. 8