Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Царство «нала». «Новые Известия»

Почти треть оборота малых предприятий находится в тени

По самым свежим данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), теневой оборот малого бизнеса сегодня составляет 29,5%. Формально он сокращается последние пять лет. Однако за этим скрывается выдавливание предпринимателей в полностью ненаблюдаемый сектор экономики, масштабы которого даже приблизительно очень трудно оценить.

Как пояснил «НИ» вице-президент НИСИПП Владимир Буев, теневой оборот состоит из двух компонентов. Первая часть – это безналичный оборот, который идет по счетам, а затем в «обналичку». Эту часть государство видит. Она не меняется на протяжении уже нескольких лет и составляет 18%, хотя стоимость услуг по обналичиванию стабильно растет (с 7,9% в 2005 году до 10,2% в 2009-м). Это обусловливается, с одной стороны, растущим спросом на такие услуги, а с другой – ужесточением контроля за финансовыми потоками со стороны государства, который увеличивает издержки этих операций.

Вторая часть теневого оборота – это производство и реализация продукции официальными фирмами в теневой сфере. «Грубо говоря, я произвел и продал продукт без всякого оформления, и все расчеты идут в наличной форме», – поясняет г-н Буев. В последние пят лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли оборота, которая не отражается в отчетности. Если в 2006 году она составила 17,6%, то сегодня – 13,6%. В денежном выражении исследователи оперируют такими цифрами. В 2008 году малые предприятия в теневом секторе рынка продали продукции на 1,7 трлн. руб., тогда как их официальный оборот превысил 10 трлн. руб.

Формально доля теневого оборота в последние годы падает. Так, если в 2005 году по малому бизнесу она составляла 34,4%, то в 2008-м снизилась до 30,2%, а сейчас равняется 29,5%. Однако сокращение теневого оборота в легальной сфере происходит лишь потому, что сам легальный сектор уменьшается. «Малый бизнес находится в стагнации, – поясняет Владимир Буев. – Статистика по минувшему году говорит, что количество субъектов малого предпринимательства выросло. Однако показатели предпринимательской активности, оборотов производства и инвестиций по сравнению с 2008 годом упали. А все дело в том, власти навыдавали пособий на открытие собственного дела, новые МП зарегистрировали, а толку никакого – производства-то нет».

При этом характер теневых выплат практически не меняется с годами. «Серые» деньги тратятся на зарплаты в конвертах (это практикуют 56% предприятий), аренду (43,1%), на выплаты поставщикам (41,6%), взятки чиновникам (49,3%), а также выплаты «крышам» (34,7%). В результате сегодня в конвертах выплачивается 30% от общего объема зарплат, 21% расчетов с поставщиками проходит «в темную», а неформальные платежи за аренду оценены в 23,6% от общей арендной платы. Доля выплат чиновникам или госорганам в виде взяток, подарков, неформальных платежей в обороте малого бизнеса тоже формально сокращается. Если в 2005 году она достигала 5%, то в нынешнем году сократилась до 4%. Но если брать типичное предприятие, которое сталкивалось с необходимостью давать взятки, то на них уходило уже 8% оборота. То есть реальность снова хуже усредненных показателей. То же самое происходит и с выплатами «крышам». В среднем они упали ниже 2% от оборота, но типичное предприятие, имеющее такую статью расходов, в 2009 году вынуждено было платить 5,5%.

При этом аналитики подчеркивают: в исследовании участвовали зарегистрированные и работающие вполне легально малые предприятия. «Но есть предприятия и индивидуальные предприниматели, которые вообще не зарегистрированы, – отмечает Владимир Буев. – Допустим, те, кто торгует на улице возле метро, либо предприятия, на которых работает до нескольких десятков человек. Там все расчеты происходят исключительно в наличной форме. Эта часть оценке вообще не поддается». Это абсолютно не видимый для государства сектор, масштаб которого оценить даже приблизительно очень сложно.

По мнению экспертов НИСИПП, оборот таких предприятий вполне может быть сопоставим с «тенью» зарегистрированного бизнеса. При этом кризис породил целую волну вынужденного предпринимательства, поэтому за показателями сокращения теневой активности малого бизнеса может скрываться выдавливание предпринимателей в полностью ненаблюдаемый сектор экономики. Как ни парадоксально, «союзником» кризиса в этом выступает ужесточающийся контроль со стороны государства. С одной стороны, он действительно рассеивает часть «тени», которую отбрасывают зарегистрированные предприятия, но с другой – загоняет в глухое подполье еще большее число предпринимателей. Можно ли создать цивилизованный рынок такой ценой – большой вопрос.

Перспективы решения проблемы, увы, туманны, поскольку причины ухода в «тень» не только не устраняются, но и могут усугубиться в ближайшее время. В 2006 году в каждом втором предприятии отмечали, что вынуждены поддерживать теневой оборот из высоких налоговых ставок, еще 90% упоминали их в качестве одного из факторов. С 1 января 2011 года страховые взносы будут увеличены с 26 до 34%, таким образом, нагрузка на бизнес заметно возрастет. Это, считают эксперты, способно переломить установившуюся в последние годы тенденцию к сокращению «тени», пусть даже формальному.

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

Фото: МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости