Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Денег бизнесу дают. Но не тому и не так. "memoid.ru"

Способ, которым Минэкономразвития РФ определяет размер дотаций для направления в тот или иной регион России, не является объективным, так как основывается на анализе динамики развития малого бизнеса в субъектах Федерации. Как итог — развитие малого бизнеса происходит очень непропорционально: деньги получают те, кому они нужны меньше всех. Эта мысль содержится в докладе «Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году», составленном специалистами Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

С содержащимися в этом докладе данными согласен президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. Он пояснил, что количество федеральных дотаций в какой-либо регион прямо пропорционально количеству средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса из бюджета этого региона. Соответственно, имеющим дефицит бюджета субъектам Федерации не приходится рассчитывать на получение больших субсидий.

В свою очередь, как передаёт infox.ru, большинство самих бизнесменов уверено в том, что вся государственная программа по поддержке малого бизнеса неэффективна и существует лишь в качестве декора для имиджа властей.

Российский малый бизнес в условиях кризиса 2008—2009 годов

Российский малый бизнес в условиях кризиса 2008—2009 годов характеризуется рядом негативных тенденций: абсолютным уменьшением объёмов оборота,[1] падением оптимизма малых предпринимателей,[2] «замораживанием» бизнеса и банкротством малых предприятий, значимыми увольнениями.[3] Это сопровождается сменой кредитной политики в российских банках[4] и рядом существенных антикризных мер в отношении малого бизнеса со стороны государства.

Описание

В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн, а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн человек.[5] Активизация государственной поддержки способствовала развитию предпринимательских инициатив на федеральном уровне и в регионах.

Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объем инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики — в среднем на 15,6 %).[3] Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.

Основные тенденции

Пессимизм

Настроения малых предпринимателей в первые месяцы кризиса оцениваются экспертами как наиболее пессимистичные. В новых экономических условиях для многих компаний ставится вопрос о выживании. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), половина россиян в 2009 году не намерены заниматься бизнесом. По сравнению с 2008 количество нежелающих заниматься предпринимательством выросло с 44 % до 55 %.[2]

Наибольшее падение оптимизма малых предпринимателей в России было зафиксировано в ноябре 2008 года, когда проводилась 9-я волна «ТРАСТ Индекс МСБ». [6] Практически во всех российских регионах к этому времени проявились последствия кризиса. Ноябрьский показатель «ТРАСТ Индекс МСБ» упал на 20 %, составив 109 пунктов. Настроения предпринимателей, их оценки сложившейся ситуации также резко понизились — на 20 % (еще в августе было зафиксировано 142 пункта, в ноябре же показатель упал до 115 пунктов). «Индекс ожиданий» упал на 22 % (102 пункта в ноябре по сравнению с 130 пунктами в августе).

К весне 2009 года какой-либо положительной динамики в ожиданиях предпринимателей также не наблюдалось. К маю 2009 года индекс ожиданий малого и среднего бизнеса, согласно подсчетам банка «Траст» и социологического холдинга «Ромир», снизился до 70 пунктов (в 2008 году этот показатель равнялся 132 пунктам). [3]

Судьбы бизнеса

Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru

Замораживание

Среди малых предприятий в первую очередь от кризиса пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, например, обороты в сфере туризма упали на 40—50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15 % малых предприятий. Падение строительного рынка достигло 40 % в среднем по регионам России. [7]

Также по сокращению количества малых предприятий лидируют сфера образования (57,1 %), сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). До кризиса данные виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, после его начала же услуги частных клиник или, например, обучение иностранным языкам оказались менее востребованы.[3]

Значимое число малых предпринимателей в условиях кризиса принимают решения о выходе из бизнеса, либо о его замораживании. По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % — по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше.

Эти статистические данные подтверждают, что малый бизнес в настоящее время находится в упадке и пока не может играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний, — роль, которая отводилась ему, в частности, по логике президента России Дмитрия Медведева.[3]

Оживление

Однако в отдельных регионах России банкротство малых предприятий не является основной тенденцией. По данным аналитиков, в Санкт-Петербурге, например, можно наблюдать некоторое оживление малого бизнеса по сравнению с другими регионами. Этот город занимает лидирующее положение по количеству предприятий в данном сегменте — 2757 на 100 тыс. жителей (в Москве — 2060).[8]

Аналогичная ситуация в Уральском федеральном округе, где количество небольших компаний на 100 тыс. человек выросло на 21,1 единицу, а число занятых в малом бизнесе увеличилось на 11,5 %. В последнем случае улучшения связаны с тем, что УрФО является промышленным регионом, где прошли самые массовые увольнения.[3]

С 2008 года Росстат ввёл новый термин для обозначения небольших компаний с численностью персонала до 15 человек и выручкой, не превышающей 60 млн руб., — «микропредприятия».[9] Предельные показатели выручки для микро- и малых предприятий были установлены в июле 2009 года — они не должны превышать 400 млн руб.

Митинг работников Черкизовского рынка, Москва (2009)
Фото: PhotoXPress.ru

В связи с этими нововведениями данные о сокращении количества малых предприятий в России пока не позволяют делать выводы о том, что с ними произошло — уменьшились ли они до микропредприятий или же полностью обанкротились. Более точные прогнозы появятся в 2010 году, когда станет известна итоговая статистика по микропредприятиям за 2009 год.[3]

Увольнения

В условиях кризиса малые предприятия были вынуждены оптимизировать расходы, снизив издержки на ведение бизнеса. В первую очередь это повлекло за собой увольнения. Согласно официальным данным, среднесписочная занятость в российских малых компаниях за 1-й квартал 2009 года по сравнению с показателем за 1-й квартал 2008 года сократилась на 5,4 %. По сокращению рабочих мест лидируют торговые (173,9 тыс.) и строительные компании (112,5 тыс.). [3]

Смена кредитной политики

Одним из наиболее актуальных вопросов в период кризиса стал вопрос кредитования малых предприятий. В первые месяцы кризиса банки ужесточили требования к потенциальным заёмщикам среди малых предпринимателей. Были повышены кредитные ставки по вновь выдаваемым кредитам; многие кредитные программы, действующие ранее, были свёрнуты — в частности, программы беззалоговых и беспроцентных кредитов.[4]

По состоянию на конец 2009 года наблюдаются противоречивые тенденции. Несмотря на конкуренцию на рынке кредитования малого предпринимательства, в целом спрос остаётся неудовлетворенным, считают эксперты. Лишь 40—50 банков (в том числе 20 федеральных и 20—30 региональных) выдают кредиты малым предпринимателям, причём многие из этих банков появились на российском рынке за последние 2—3 года. В основном, они действуют в городах-миллионниках, а в регионах при имеющемся там спросе предложение остаётся невысоким. [10]

Несмотря на кризис ликвидности (недостаток финансовых средств у банков), малое предпринимательство продолжает получать кредиты на ведение бизнеса, но на иных условиях. Кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (до кризиса они составляли 13—15 %). Дальнейшего повышения ставок российские банки пока не планируют.[11] Однако не ожидается и понижения ставок до докризисного уровня, отмечает аналитик «БТА Банка» Игорь Рогожников.[12]

Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru

Также, по сравнению с докризисным периодом, от предпринимателей теперь требуется и большее залоговое обеспечение: банки опасаются невозврата кредитов. Решая вопрос о выдаче кредита, банки более тщательно интересуются финансовым положением заёмщика — величиной его активов, соотношением заёмного капитала к их общей стоимости, соотношением активов к пассивам, мотивом обращения и наличием адекватного бизнес-плана.[13]

К альтернативным источникам кредитования малого предпринимательства относятся: беззалоговые кредиты (например, в форме овердрафта или под инкассируемую выручку), продажа имеющихся активов и акций, обращение заёмщика в квазигосударственные банки, кредитные кооперативы и т. д.[13]

Положительное

Кроме негативных последствий в период кризиса наметился также ряд положительных тенденций для малого бизнеса. С рынка ушли в основном неконкурентоспособные предприятия, на первый план вышли отечественные производители. Произошло некоторое снижение цен на товары и услуги, таким образом, кризис в какой-то мере способствовал приведению рынка к естественному ценообразованию. [4]

Кроме того, положительные тенденции в новых экономических условиях отмечают для себя и предприниматели. Прежде всего, это снижение предпочтений по заработной плате среди персонала. В период кризиса малые предприниматели могут брать на работу высококвалифицированных специалистов за более низкую заработную плату. [14]

Государственное регулирование

В целом положение малого бизнеса оказалось в период кризиса наиболее затруднительным по сравнению с положением среднего и крупного бизнеса. В первую очередь, благодаря тому что крупным предприятиям более доступны дотации со стороны государства. Об этом может свидетельствовать исследование Независимого института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанном на данных Росстата.[3] Однако, начиная с января 2009 года, по мнению аналитиков, наметились некоторые положительные тенденции — во многом благодаря изменениям в законодательстве. Были приняты следующие меры.

Законодательство

В январе 2009 года вступил в силу Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [15]

За малыми предприятиями был закреплен более чёткий экономический и юридический статус. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу теперь зависят от численности персонала компании (не более 15 человек) и её годовой выручки (прибыль не должна превышать 400 млн рублей). Вступление в силу данных положений планируется в 2010 году.[9]

С 1 июля 2009 года количество проверок в сфере малого предпринимательства существенно сократилось в связи с вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки малых предприятий будут проводиться теперь не чаще одного раза в три года.[8] Однако внеплановые проверки бизнеса полностью не запрещены, а также остался прежним и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.[3]

В 2009 году также разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия теперь имеют право выкупать арендуемые помещения.[3]

Кроме того, обязательную сертификацию предприятий теперь можно будет заменять декларацией соответствия. Это должно сократить издержки предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.[16]

Экономическая поддержка

В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль — до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, налогом теперь не облагается ввоз технологического оборудования, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.[16]

Финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства включает в себя субсидирование, а также помощь в получении кредита.[13] Антикризисные меры правительства России на 2009 год по субсидированию малых предприятий включают выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.); для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.); для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.); для молодёжных проектов (до 1 млн руб.).[13] По существующей на сегодняшний день программе микрофинансирования можно получить кредит в размере до 350 тыс. руб., причём по так называемой упрощённой схеме, то есть без залога и поручительства.[13]

Алексей Кудрин
Фото: Zerkalo/PhotoXPress.ru

Приоритетными направлениями господдержки малого предпринимательства стало жилищно-коммунальное хозяйство, производственная и инновационная сферы, предпринимательство в сфере бытовых услуг и ремесленничества, а также молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений доступен ряд дополнительных льгот: компенсация 75 % ставки рефинансирования — при условии, что срок кредита превышает 3 года); 50 %, если срок составляет от 2 до 3 лет; 30 % при сроке от 1 до 2 лет.[13]

Кроме субсидирования, государство осуществляет и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получают в коммерческих банках. С этой целью создаются специальные фонды поддержки малого бизнеса — они берут на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставляет поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей — 70 млн руб.[13]

Прогнозы

По мнению большинства экспертов, точные прогнозы относительно перспектив развития малого бизнеса в условиях кризиса пока давать преждевременно, но единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые радикально настроенные аналитики, например, Михаил Хазин, предрекают крайне тяжёлое положение этого сектора.[4] Другие, напротив, дают в целом оптимистичные прогнозы. «Мы можем говорить о выходе из рецессии», — заявляет министр финансов Алексей Кудрин осенью 2009 года. По его мнению, «мировой финансовый кризис будет затяжным, а выход из него — медленным», в течение года или полутора лет продолжится рост безработицы, произойдет замедление промышленного производства. [17]

Однако в таких условиях можно будет наблюдать и некоторые положительные тенденции. По мнению руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаила Вышегородцева, безработные будут предпринимать попытки по созданию собственного бизнеса: «будет больше желающих не устроиться куда-то в крупную компанию, потому что таких возможностей может и не быть, а заняться собственным бизнесом». Эксперт полагает, что это может стать стимулом для развития малого предпринимательства: «количество реального бизнеса будет увеличиваться».[11] Также, возможные положительные тенденции отмечает генеральный уполномоченный Торгово-промышленной палаты РФ в странах ЕС, председатель правления компании Investbau AG Юрий Жданов, утверждая, что на развитие малого предпринимательства повлияет снижение роли крупных компаний.[18]

Тем не менее, статистические показатели пока свидетельствуют об обратном. В 2009 году продолжается тенденция снижения оборота розничной торговли, падают показатели динамики инвестиций в основной капитал (в апреле этого года был достигнут самый низкий уровень — показатели динамики упали на 16,2 %). По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, дальнейшие перспективы будут зависеть, главным образом, от этих двух показателей. Эксперт полагает, что кризис достиг дна в конце 2009 года, и такое состояние экономики продлится довольно долго.[19]

Источники

  1. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. — Научный вестник ИЭПП.ру, № 7, июль 2009 года.
  2. 2.0 2.1 Загвоздина, И. Россияне боятся начинать свое дело. — Metro International, 21 июля 2009.
  3. 3.00 3.01 3.02 3.03 3.04 3.05 3.06 3.07 3.08 3.09 3.10 Дзись-Войнаровский, Н. Малое скрытное дело. — Slon.ru, 24 августа 2009 года.
  4. 4.0 4.1 4.2 4.3 Антошенкова, Е. Мировой финансовый кризис в России — причины, последствия, прогноз на 2009 год. — Zanimaem.ru
  5. Влияние кризисных явлений на малый бизнес в экономике РФ. — Ростехадзор: Наш регион, № 4, апрель-май 2009 года.
  6. Малый бизнес впал в пессимизм. — Новая экономическая газета, № 154, 26 декабря 2008 года.
  7. Большие проблемы малого бизнеса. — About-crisis.ru, 20 мая 2009 года.
  8. 8.0 8.1 Глазова, Л. Большие перспективы малого бизнеса. — Новости Петербурга, № 1 (578), 20—26 января 2009 года.
  9. 9.0 9.1 Малый бизнес должен стать ответственнее. — ИА «Альянс Медиа», 5 августа 2008 года.
  10. Гмырин, А. Кризис — шанс для «малых»? — Деловой балтийский вестник, № 1, 16—22 января 2009 года.
  11. 11.0 11.1 Заславская, О. Своё дело. — Российская газета, № 4800, 27 ноября 2008 года.
  12. Трушина, Н. Какому бизнесу от кризиса досталось больше? — РБК.Кредит, 1 декабря 2008 года.
  13. 13.0 13.1 13.2 13.3 13.4 13.5 13.6 Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? — РБК.Кредит, 16 июня 2009.
  14. Груздев, С. Меньше, да лучше. — Независимая газета, 25 ноября 2008 года.
  15. Текст ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». — Информационно-правовой портал «Гарант».
  16. 16.0 16.1 Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год. — интернет-портал правительства РФ, 19 июня 2009 года.
  17. Стригин, А. Затяжное дно. — Российская газета, № 5023 (199), 21 октября 2009 года.
  18. Малый бизнес РФ в 2009 г. получит кредиты более чем на 3 млрд евро. — РБК, 14 мая 2009 года.
  19. Эксперты не увидели дна кризиса, но предсказали трудности малому бизнесу. — ИА «Альянс Медиа», 27 мая 2009 года.
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости