По сравнению с прошлым годом однозначно можно сказать, что Ставрополье ныне встречает День края в менее напряженной экономической ситуации. Как говорится, кризисом «переболели на ногах» и избежали грозившей экономической «госпитализации».
В итоге уже появились реальные поводы для сдержанного оптимизма – отрасли, переживавшие серьезный спад, практически восстановили свой потенциал, о чем можно судить в том числе и по итогам первого квартала. Тем не менее у региона пока остается немало нерешенных проблем. О том, какие пути избраны для преодоления трудностей и какие ближайшие перспективы ожидают Ставрополье, – традиционная предпраздничная беседа корреспондента «СП» с губернатором В. Гаевским.
– Валерий Вениаминович, начнем разговор, пожалуй, со свежих событий. Прошла юбилейная дата Великой Победы. На ваш взгляд, насколько достойно власть и общество чтят поколение победителей?
– Мне думается, оценку этому уже дали сами ставропольцы. Вспомните, сколько людей пришло 9 мая отдать дань уважения и памяти солдатам Победы. По оценке компетентных органов, в день 65-летия Великой Победы только на митинге на центральной площади краевого центра собрались от 15 до 20 тысяч человек. Столько народа по торжественным датам я давненько не наблюдал. А общее настроение людей, их добрые и искренние чувства к ветеранам – разве это не то, чего все мы добивались, что хотели бы видеть?!
Что до дел практических, то краевая власть не намерена сбавлять усилия. И в первую очередь – по обеспечению ветеранов жильем. Все, что намечено, будет исполнено в срок. Будут продолжаться и работы по приведению в норму всех воинских мемориалов и памятников на Ставрополье. Отрадно, что в этом вопросе нам обещает материально помочь Министерство обороны России. Не сбавим обороты и на ниве патриотического воспитания подрастающих поколений. Молодежь должна знать, что ей есть чем и кем гордиться.
– Так получилось, что День края-2010 практически совпадает с датой вашего вступления в должность губернатора. Какими были минувшие два года – скажите, что реально удалось и что не получилось?
– Пока не хочу подводить никакой черты. Да и результаты надо искать, скорее, в динамике социально-экономической жизни Ставрополья, притоке инвестиций, уровне безработицы… Из важных и принципиальных плюсов назову навскидку лишь то, что сразу всплывает в памяти.
Прежде всего, была собрана профессиональная работоспособная команда, которая, на мой взгляд, с честью справляется с серьезным испытанием – преодолением последствий мирового кризиса. На протяжении двух лет нет противостояния во властных коридорах, которое в свое время так тормозило развитие края. В первую очередь имею в виду Ставрополь и Кисловодск, которые довольно долго «лихорадило». Принята краевая Стратегия-2020, где сосредоточены наши главные долгосрочные приоритеты: увеличение уровня занятости, повышение доходности экономики, использование конкурентных преимуществ Ставрополья в курортной, аграрной и транспортной сферах. Недавно была впервые принята краевая программа по противодействию коррупции. Вопреки экономическому шторму в крае появилось также много новых производственных объектов. А это рабочие руки, налоги, освоение ресурсной базы…
Что произошло со знаком «минус»? Возможно, все преобразования идут не так быстро, как хотелось бы. Еще сохраняется такое понятие, как чиновничья волокита, нежелание работать в полную силу и с полной отдачей. Но проблема решается – кто «запыхался», тот сходит с дистанции, освобождая место инициативным и перспективным кадрам. В целом работаем над тем, чтобы минус постепенно превращался в плюс. Так что прошедшие два года были однозначно непростыми, но очень насыщенными и интересными.
– Ну а если говорить в чисто человеческом плане, как вы сейчас ощущаете себя в должности главы края?
– Хотите узнать – тяжела ли она, шапка Мономаха? Нелегка, потому что в первую очередь это груз ответственности. За судьбу края, за каждого из трех миллионов его жителей. А насчет того, доволен ли я своей работой… Могу сказать, что делал и делаю для Ставрополья все, что в моих силах. Главную оценку мне, конечно же, должны вынести его жители.
– Понятно, что в числе прочего ставропольцы будут судить о результатах по набранным темпам посткризисного развития региона. Да, наши потери были не столь велики, как во многих других территориях. И тем не менее какие выводы сделаны вашей командой из полученного урока?
– Скажу о главном из них. Ситуация наглядно показала, что не бывает легких успехов – нужно постоянно работать, не сбавляя набранных скоростей, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Слова «мировой кризис» не должны служить универсальным оправданием хронических недоработок или недальновидности.
Приведу в пример ситуацию с малым и средним бизнесом. Понимая его важность и перспективность, мы занялись государственным регулированием развития предпринимательства на территории края больше года назад. Планомерно был принят целый ряд нормативных актов, сделаны определенные послабления в части налогообложения и имущественной поддержки, появился доступ к дешевым кредитам через субсидирование ставки бюджетным рублем.
В краевом центре уже работает первый на Ставрополье бизнес-инкубатор. Функционирует краевой гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства с уставным капиталом почти 300 миллионов рублей. Он, кстати, уже дал поручительства на 62,8 миллиона, что позволило заемщикам привлечь кредиты в объеме 110 миллионов рублей.
И вот итог: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства включил Ставрополье по итогам 2009 года в число регионов-лидеров. Из 83 субъектов страны край занял пятое место, уступив при этом таким мощным регионам, как Кубань, Москва, Санкт-Петербург и Калининград. Оценивались количество малых предприятий на 100 тысяч человек населения, доля занятых на них, производительность труда и объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Это одно из очевидных доказательств, что эффективная работа, нацеленная на результат, всегда дает свои плоды.
– И в продолжение темы. По итогам первого квартала, если судить исключительно по официальной статистике, Ставрополье выглядит очень достойно – практически обошлись без минусовых тенденций. С чем, на ваш взгляд, могут быть связаны эти результаты, неужели в прошлом нелегком году край все же смог подготовить платформу для экономического роста?
– В начале года мы действительно смогли набрать неплохой темп. Назову всего несколько цифр. Индекс промышленного производства в январе-марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 108,6 процента, в том числе по обрабатывающим производствам – 113,3 процента. Индекс объема отгруженных товаров – 129,2 процента, по обрабатывающим производствам – 137,2 процента. Крупнейшие налогоплательщики в течение первого квартала продемонстрировали рекордные темпы увеличения отчислений в краевую казну. По 21 предприятию сумма поступивших налогов в совокупности превысила один миллиард рублей, тогда как за аналогичный период в 2009-м эти же плательщики перечислили всего 240 миллионов. На развитие краевой экономики за квартал поступило 14,1 миллиарда рублей инвестиций, что на 34 процента больше прошлогодних цифр.
Конечно, рост впечатляет. Но он говорит скорее не о каком-то резком скачке, а о том, что ситуация, напротив, выравнивается и стабилизируется. Наиболее негативное влияние кризиса регион переживал именно в начале прошлого года. Я бы даже сказал, что это была самая низкая точка краевой экономической параболы. Но мы ее достойно преодолели, чтобы снова продолжать поступательное развитие.
– Валерий Вениаминович, в числе ключевых достижений вы назвали разработку и утверждение региональной Стратегии-2020. Претерпит ли она изменения в связи с тем, что сегодня верстается стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа?
– Принципиальных изменений не будет. Но определенные коррективы, разумеется, внести придется, что продиктовано появлением в общей – северокавказской стратегии социально-экономического развития – новых проектов, в том числе межрегионального значения. Их не учесть нельзя. Да и в целом наш программный документ отнюдь не «законсервирован» – его доработка будет происходить в русле происходящих в крае событий.
Что касается конкретно ставропольских предложений в комплексную стратегию субъектов нового округа, то их набралось 115. В адрес полпреда СКФО – вице-премьера правительства России Александра Хлопонина уже отправлен их уточненный перечень. Первоначальный список был значительно расширен за счет инфраструктурных проектов. К примеру, мы предложили включить в общую программу мероприятия по созданию Всекавказского молодежного лагеря на Кавказских Минеральных Водах. Под строительство объекта отведена площадка на территории горного массива в восьми километрах от Кисловодска. Этот проект крайне важен для многонационального и многоконфессионального региона, поэтому рассчитываем на поддержку. И, к слову, планируем принять первый такой лагерь уже в этом году.
Кроме того, есть предложения в сфере развития транспорта, курорт-но-туристской, инженерной и социальной инфраструктур, природоохранных мероприятий. В перечень также вошли проекты в области развития промышленности, АПК, инновационной деятельности, фармацевтики. Так, очень интересный проект, как я уже неоднократно говорил, предусматривает строительство дорожной сети для создания единого межрегионального курортного комплекса двухчасовой доступности. Сетью планируется охватить курорты Кавминвод, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик.
– Полномочный представитель президента в СКФО – вице-премьер правительства России Александр Хлопонин регулярно повторяет, что ключевой проблемой недавно созданного округа является безработица. Для нас это тоже важная проблема, пусть и не в той степени, как для остальных регионов СКФО. И все же как бы вы охарактеризовали рынок труда Ставрополья? Требует ли он каких-то особых мероприятий? В частности, актуально ли для нас перемещение рабочей силы в другие регионы?
– В целом ситуация нормализована, и уровень безработицы в крае уже относительно долгое время стабилен. Он не превышает планки в три процента. Конечно, с показателями северокавказских республик его не стоит и сравнивать – там уровень безработицы и за 40 процентов порой зашкаливает. Но задача по максимуму снизить нашу статистику по-прежнему остается одной из основных в повестке дня.
Должен сказать, что уже в первом квартале количество жителей края, занятых поиском работы, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,2 раза. Наметилась тенденция снижения уровня регистрируемой безработицы. Сложным пока остается положение дел в некоторых сельских территориях. Наиболее проблемные из них – Степновский, Курский, Арзгирский, Труновский и Александровский районы.
Если же говорить о конкретных мероприятиях, то на 2010 год правительством края разработан план антикризисных мер, где намечены действия по сохранению стабильного положения на рынке труда. Так, реализуются две программы – по содействию занятости и по снижению напряженности на рынке. Последняя, кстати, получила положительную оценку на заседании рабочей группы российского правительства. По соглашению между правительством края и Рострудом общий объем финансирования программы составит почти 340 миллионов рублей. В том числе более 314,5 миллиона будет выделено из федерального бюджета. В рамках этой целевой программы к общественным и временным работам предполагается привлечь больше 7100 человек. В опережающем обучении запланировано участие 623 работников, которым грозит увольнение. Более того, будет оказано содействие в трудоустройстве на специально оборудованные рабочие места 50 инвалидам. С еще большей активностью продолжится работа по открытию собственного дела.
Вот это, пожалуй, основные позиции нашей программы. Что касается каких-то дополнительных действий, в том числе перемещения рабочей силы в другие регионы, то для Ставрополья это, на мой взгляд, пока неактуально. Трудовая миграция существует и без таких «десантов». Чего греха таить – есть у нас, к примеру, молодежь, которая едет покорять Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города. И это по мировым стандартам – вполне нормальный процесс. Но мы должны делать так, чтобы и в крае были все условия для самореализации. Тогда необходимость уезжать куда-то у людей просто отпадет.
– Александр Хлопонин в интервью «СП» сравнил Инвестицию с Женщиной, за которой надо ухаживать, холить и лелеять. Что делается для этого в крае? Верите ли вы в будущность индустриальных парков, которые «вырастут» в Невинномысске, Ставрополе и Буденновске? Не кажется ли вам, что на пути их осуществления без вашего личного контроля могут встать какие-либо препятствия и возникнуть проблемы? Ведь наша бюрократическая машина все еще достаточно тяжела и неповоротлива.
– С точки зрения развития региональной экономики, очень верная метафора. Я всегда выступал за создание максимально комфортных условий для потенциальных инвесторов. Новые проекты важны и для роста производственных мощностей края, и в социальном плане. Понятно, что создание новых рабочих мест – один из главных итогов грамотной инвестиционной политики. Могу заявить уверенно: сегодня для бизнеса на Ставрополье созданы максимально комфортные условия.
Поясню на примере региональных парков. На Ставрополье действительно должны появиться три новые точки экономического роста региона. Во-первых, Невинномысск. Там уникальные исходные позиции: развитая транспортная инфраструктура, удобное расположение энергоснабжающих магистралей, подготовлена огромная площадка в 725 гектаров. Первая очередь реализации проекта предусматривает освоение земельного участка площадью 200 гектаров и запуск не менее восьми инвестиционных проектов общей стоимостью 15 миллиардов рублей. Это производство сэндвич-панелей с наполнением из пенополиуретана, безотходная экологически безопасная утилизация твердых бытовых отходов, глубокая переработка зерна с получением биоэтанола, производство облегченных металлоконструкций и металлопрофиля и многое другое.
Что этот парк принесет Невинномысску? Не менее 20 тысяч новых рабочих мест и не менее чем трехкратное увеличение объемов доходов муниципального бюджета к 2030 году. А что он даст инвесторам? Снижение себестоимости проекта за счет централизованного подведения инфраструктуры, налоговые и иные преференции, доступ к основным транспортным магистралям.
И уверяю, бюрократическая машина здесь работает как надо. Потенциальному резиденту достаточно оформить заявку с указанием площади участка, конфигурации промышленных строений, характеристики необходимых инженерных коммуникаций. Остальные заботы берет на себя управляющая компания, созданная при правительстве края. Она действует по принципу «одного окна», что сокращает временные издержки и инвестиционные риски участников проекта. При таком раскладе убежден, что парк даст толчок развитию города в качестве промышленной столицы Северо-Кавказского федерального округа.
Запустив проект в Невинномысске, мы приступили к реализации аналогичного в Буденновске. Инвестиционные вложения там составят более трех миллиардов рублей. А еще один планируется создать в краевом центре. В промзоне Ставрополя определен участок площадью 50 гектаров, полностью обеспеченный коммунальной инфраструктурой. Там предлагается разместить технопарк «Фармацевтика». Это еще одно очень перспективное направление. Объединение научного и образовательного потенциала в этой области позволит решить задачу импортозамещения и наладить выпуск собственных лекарственных препаратов, доступных по цене.
– Спрошу о реализации еще одного крупномасштабного проекта – создании особой экономической зоны на Кавминводах. Наша газета неоднократно писала, что кризис и ряд других обстоятельств внесли некоторые коррективы. Насколько они серьезны?
– Работа на этой площадке не замерла. На данном этапе определены границы территории особой зоны, поставлены на кадастровый учет все земельные участки (а это почти 850 га), входящие в ее состав. Разработан и утвержден также проект планировки, получивший положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, решены все земельные вопросы, связанные с размещением трасс внешних инженерных сетей водоснабжения, ливневой и бытовой канализации, сетей связи и газоснабжения. Подготовлены и согласованы технические задания на проектирование объектов внутренней инфраструктуры.
Сейчас мы продолжаем активно привлекать инвесторов, для которых законодательно прописан ряд налоговых льгот. Уже заключены соглашения о сотрудничестве с Федерацией гольфа России и ООО «Гольф-регион Ставрополье», которые займутся реализацией проекта строительства гольф-клуба, с ЗАО «Юникорн прайвит инвестмент», желающим возвести горную коттеджную деревню. С ООО «АФИ РУС» оформлены договоренности о строительстве ком-плекса гостиниц, а с Общероссийской общественной организацией РОСТО – о появлении центра авиатуризма на склоне горы Юца.
Теперь о трудностях. Конечно, проект по созданию особой зоны получился очень капиталоемким. На его реализацию уже ушли сотни миллионов рублей и еще больше требуется. Но, к примеру, в прошлом году из федерального бюджета нам не было выделено ни копейки. Для дальнейшего строительства ОЭЗ требуются инвестиции из центра в размере 200 миллионов рублей в 2010 году и планомерное выделение средств в 2011-2013 годах.
В текущем году в казне края на строительство инженерных коммунальных сетей предусмотрено 80 миллионов рублей, они будут потрачены на объекты коммунальной и дорожной инфраструктуры. Фактически получается, что нагрузка по оказанию льгот и созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ ложится на субъекты. А эти мероприятия и являются самыми затратными.
Другой острой проблемой реализации инвестиционных проектов на территории зоны является забюрократизированность процесса принятия некоторых решений на федеральном уровне, в том числе и присвоения статуса резидента. Именно поэтому до настоящего времени этот статус не получили компании, проявившие интерес к проекту «Гранд Спа Юца». А они, между прочим, планируют инвестировать в проект порядка 3 миллиардов рублей.
Таким образом, на мой взгляд, возникшие проблемы вызваны не только и не столько кризисом. Палки в колесах появляются из-за непродуманных схем работы по принятию решений, связанных с созданием зоны. То же касается процедур софинансирования расходов. Этот вопрос наше министерство экономического развития сейчас активно прорабатывает с Москвой.
– Совсем недавно край, к сожалению, прозвучал в списке регионов, где лекарственный рынок вовремя не отреагировал на введение системы государственного регулирования цен на жизненно важные препараты. Как быстро и какими методами удалось урегулировать ситуацию?
– В середине апреля эта тема действительно громко прозвучала на президиуме правительства под председательством премьер-министра Владимира Путина. Я выступал с отчетом и рассказывал в числе прочего о том, почему, собственно, Ставрополье попало в этот список. Всему виной невнимательность, а где-то даже халатность наших аптекарей.
Во-первых, практически до конца марта формировался реестр предельно допустимых отпускных цен на жизненно важные лекарственные препараты. Сейчас в нем почти шесть тысяч позиций. Из них больше тысячи попало туда 31 марта. И не все оперативно привели цены в соответствие с требованиями.
Во-вторых, некоторые вбивали отчеты, что называется, спустя рукава. Один предприниматель из станицы Ессентукской при заполнении мониторинговой таблицы в строку с фуросемидом поставил его заменитель – Лазикс по цене 84 рубля, тогда как первый стоит почти в восемь раз меньше – 11 рублей. Другой пример: аптека Пятигорска в строке с инъекционным раствором тиогамма для диабетиков, где нужно было поставить цену одной ампулы 243 рубля, внесла цену всей упаковки – 2413 рублей. Отсюда – превышение цены на сотни(!) процентов.
Боролись с подобным произволом максимально жестко. Всего тотальными проверками была охвачена почти четверть от имеющихся в регионе аптек. Нарушителям выписаны крупные штрафы, плюс краевой Росздравнадзор передал в суд составленные протоколы нарушения лицензионных требований.
Сейчас контрольные мероприятия вместе с представителями прокуратуры проводятся на регулярной основе. Результаты всех проверок предоставляются в правительство края. За апрель, к примеру, проинспектировано 114 аптечных учреждений. Рейды показывают, что число нарушений сократилось в разы. На этой неделе глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова обнародовала итоги очередного мониторинга российских аптек. Нарушения выявлены в 37 регионах. Ставрополья среди них нет.
В каждом муниципалитете также созданы рабочие группы по изучению ситуации на фармацевтическом рынке. Информация от них стекается в оперативный антикризисный штаб при губернаторе. Кстати, список жизненно важных препаратов с предельными ценами сегодня находится и на сайте минздрава края, и в каждой аптеке. Если по какой-то причине его нет в свободном доступе, это повод для обращения в контролирующие структуры. Наказываться такое попустительство, еще раз повторю, будет самым жестким образом.
– Наряду с лекарствами не менее злободневной является тема тарифов. Общекраевые и в отдельности общегородские данные по росту цен на коммунальные ресурсы вполне соответствуют «коридору» подорожания, установленному на федеральном уровне. Однако частных случаев, где рост тарифов «зашкаливает», не счесть, даже если судить по редакционной почте. К примеру, квитанции нам прислал пенсионер из Светлограда: за отопление своих 30 квадратных метров жилья он вынужден с этого года помесячно платить почти 1200 рублей, тогда как в прошлом году эта цифра была на уровне 640 рублей. И это лишь один пример. Чисто интуитивно можно предчувствовать, какое волнение зреет среди жителей края. Власти региона вообще могут как-то повлиять на эту ситуацию?
– Начну с ситуации в Светлограде – хорошо знаю, в чем там дело. Причиной столь резкого роста, о котором рассказал читатель «Ставропольской правды», стало не столько повышение тарифа, сколько совершенно непродуманное изменение нормативов потребления тепла. Решение, по которому показатели для многоквартирных одно – и двухэтажных домов увеличены более чем на 50 процентов, а для домов более высокой этажности снижены на 6-30 процентов, было принято Светлоградским городским советом в октябре прошлого года. Эти новые нормативы вместе с 12-процентным ростом тарифа ГУП «Крайтеплоэнерго» и привели к росту платы за централизованное отопление для некоторых горожан, проживающих в одно – и двухэтажных домах, более чем на 70 процентов.
Ситуацию иначе как ненормальной не назовешь. Поэтому я дал поручения комитету по жилищно-коммунальному хозяйству совместно с теплоснабжающими организациями не инициировать пересмотр нормативов коммунальных услуг по другим муниципальным образованиям. А самим органам местного самоуправления предложить воздержаться от их пересмотра. Муниципалитетам, уже принявшим такие решения, рекомендовано восстановить нормативы, действовавшие в прошлом году.
Это вполне логично, так как по Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» с 2013 года все энергоресурсы будут отпускаться только по приборам учета. Актуальность нормативов потребления коммунальных услуг отпадет сама собой.
Что же касается тарифной политики в целом, то действительно в этом году нам удалось удержать рост цены на «коммуналку» по краю в «коридоре», установленном Федеральной службой по тарифам, до 25 процентов. В 2009 году суммарный рост тарифов в крае был на уровне 26 процентов. В частных случаях, конечно, надо разбираться отдельно и устранять причины незамедлительно.
– В свете этого не могу не спросить об упомянутых вами счетчиках. В связи с требованиями федерального законодательства в крае начался поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета. Но здесь также на фоне роста тарифов нельзя не отметить справедливого недовольства людей: платить они во многих случаях после установки счетчика стали больше, даже с учетом проведения капремонта дома и устранения источников потерь, к примеру, воды и тепла… Нет ли вероятности, что эта программа будет повернута вспять или ее придется заморозить, так как порядка в систему ЖКХ счетчики пока не привнесли?
– Его как раз и наводим. Энергосбережение и энергоэффективность – понятия в современных реалиях принципиально важные. Но работа по реализации вышеназванного закона, по сути, только началась, и на обкатку нужно еще немного времени.
Да, ситуации, о которых вы говорите, имеют место быть. Но все же, как показывает опыт, при проведении мероприятий по сокращению нерациональных расходов и переходе на расчеты за фактическое потребление жильцы многоэтажек, как правило, платят меньше, чем при расчетах по утвержденным нормативам. В результате реализации закона – а срок нам установлен до 2012 года – мы должны получить снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем до 15 процентов к уровню прошлого года. На 15 процентов должны сократиться расходы консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов школ и больниц…
Как можно сберечь ресурсы? Требуются не только общедомовые, но и индивидуальные счетчики. Вот тогда и будет вырисовываться полная картина расходов. Ведь зачастую получается, что добросовестный собственник платит и за себя, и за того парня. Конечно, в этом плане большая нагрузка и ответственность ложится на старших по дому, председателей и сотрудников ТСЖ, на управляющие организации. Да и на каждого собственника тоже. Согласитесь, бывает, что в квартире, к примеру, прописан один человек, а проживают пятеро или семеро.
Для максимально эффективной реализации закона создана межведомственная рабочая группа. К первому августа должна быть сформирована краевая программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в основу которой войдут муниципальные программы. Разработку методических рекомендаций по их формированию уже завершает Ставропольский филиал федерального государственного учреждения «Российское энергетическое агентство».
– Валерий Вениаминович, этой весной была впервые принята краевая целевая программа по противодействию коррупции. На заседании правительства вы отметили, что «легких побед не будет». В документе очень много конкретики, даже предусмотрены индикаторы, которые будут измерять эффективность этой работы. Не слишком ли смелые обязательства взяты краевым правительством? И как в этом нелегком противостоянии не скатиться до формализма?
– Краевая целевая программа – это комплексная мера. И когда мероприятия в ней конкретны, названы исполнители, установлены сроки, то легче и контролировать их исполнение. Кстати, конкретика – лучший способ избежать формализма, о котором вы упомянули. Я считаю это шансом не заорганизовать работу, не сделать ее бюрократической, не превратить в систему переписок, что все чиновники хорошо умеют делать. Об этом говорил на недавнем заседании совета по противодействию коррупции и президент страны Дмитрий Медведев.
Программа по противодействию коррупции разрабатывалась не один день, и при этом был учтен опыт других субъектов, которые раньше нас приняли аналогичные документы. Ее неотъемлемой составляющей является современная система контроля и мониторингов. Итоги будут подводиться ежеквартально. И ознакомиться с ними можно будет всем желающим – в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов исполнительной власти. И это, на мой взгляд, тоже очень действенная стимулирующая мера.
– Вдогонку вопрос о ваших собственных доходах. Судя по опубликованным сведениям, в сравнении с 2008 годом по итогам 2009-го они существенно возросли…
– Я отвечу. Это связано с тем, что с января по май 2008-го (по сути половину отчетного периода) я работал помощником министра и заместителем министра регионального развития России. И зарплата была пониже.
– Скажите, вы довольны, как проходит на Ставрополье, скажем так, «цифровизация» ведомств? Не так давно вы отмечали, что органы исполнительной власти пока, к сожалению, неохотно идут на контакты с гражданами в безличном режиме – на электронные письма и запросы жителей края отвечают лишь единицы ведомств. Да и не так много возможностей ставропольцы получили пока от создания портала госуслуг края… В этом плане поставлены какие-то сроки для освоения чиновниками электронного документо-оборота и полного перехода к нему?
– Согласен, что определенная доля инертности есть, но с ней мы всячески боремся. Поэтому я бы не говорил о слабой «цифровизации» власти. Статистика дает следующую выкладку. Если в 2007 году уровнем информационной открытости органов исполнительной власти края были довольны 25,6 процента жителей, в 2008-м – 30,4 процента, то уже в 2009-м положительная динамика укрепилась и прибавила еще один процент. По этой динамике Ставрополье находится на третьем месте среди южных субъектов и на десятом в России.
Замечу, активнее стали использоваться ресурсы Интернета для обращений в адрес губернатора и правительства края. К примеру, в 2008 году к нам поступило 34 электронных обращения, а в 2009-м уже в 6,5 раза больше – 223. Или так: за апрель 2010 года к нам пришло 1924 обращения, в их числе 145 электронных писем. Тогда как за апрель 2009 года – всего 4 из более 1100 поступили по электронной почте.
Я сам убедился в «интернетной» активности жителей края, когда открыл на сайте свою «гостевую книгу». Практически не проходит и дня, чтобы туда не поступило обращение, просьба или пожелание. Особенно мощно потенциал такого способа общения проявился после моего предложения вместе выбрать наиболее достойную кандидатуру на пост краевого омбудсмена. И я хотел бы со страниц «Ставропольской правды» поблагодарить всех, кто откликнулся на этот призыв. Мы внимательно посмотрели на каждого претендента. А среди них действительно немало по-настоящему уважаемых и заслуженных людей. И уверен, что в июне вместе с депутатским корпусом примем оптимальное решение.
Что касается портала госуслуг, то согласно специальному календарному плану в полную меру он должен заработать в 2011 году. В этом году будем наконец внедрять электронный документооборот, и над этим уже идет работа.
– Да уж, чтобы госмашина работала более эффективно, придется предпринять еще немало действий. А, по вашему мнению, какой минимум шагов необходим для реального и неуклонного продвижения России по демократическому пути развития?
– Полагаю, одними из основных локомотивов развития демократии в стране являются совершенствование муниципальной власти и свободная пресса. Именно муниципалитеты являются той самой школой демократии для всех – от избирателей, которые должны чувствовать ответственность за то, кому они доверяют право руководить нашими городами и селами, до чиновников, которые обязаны уметь работать на благо людей.
Государственная власть Ставрополья делает все возможное, чтобы муниципалитеты работали с полной отдачей. Правительство и Государственная Дума края передают все больше полномочий, кстати, обеспеченных финансовой составляющей, на места. То есть туда, где порой лучше видно, где, как и что надо сделать в первую очередь. И вот тут очень важна роль общественных институтов, которые просто обязаны контролировать власть. Мы активно используем возможности лишний раз посоветоваться по тем или иным проблемам, в том числе с использованием таких форм, как местные референдумы, создание различных консультативно-совещательных органов, с привлечением лидеров партий, религиозных и общественных организаций, национальных объединений. Думаю, как только число вовлеченных в то, что принято именовать «общественной жизнью», достигнет 15-20 процентов, можно будет утверждать: мы уверенно идем по пути демократизации общества. Кстати, не стоит сетовать на некоторое затишье в политической жизни в настоящий момент: известно, что подобные процессы развиваются по принципу синусоиды.
И несколько слов о прессе. Свобода этого важнейшего, на мой взгляд, для развития гражданского общества демократического института пока несколько кривовата. Но суммарный вектор в этой сфере – все же в плюсе. И развитие свободной прессы – принципиальное направление моей политики. Намерен и далее терпеть изо всех сил, несмотря на порой откровенные перегибы. Уверен, вместе с обществом будет развиваться и наша журналистика.
– Но вспомним, что, несмотря на все проблемы, нынче праздник – День края. Что бы вы пожелали землякам?
– От всей души хочу пожелать здоровья, мира и благополучия каждому дому, каждой ставропольской семье. Пусть Ставрополье развивается и процветает, а вместе с ним процветают и все его жители. Пусть все задуманное сбудется! С праздником, дорогие земляки!