Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый бизнес в 2009 году переживал спад. "Век Вендинга" - тематический вендинг портал

Вендинг в основной своей массе относиться к малому бизнесу и микробизнесу. И именно малый бизнес в 2009 году находился в глубокой депрессии, и переживал спад. Хотя по официальным сводкам Росстата и Минэкономразвития РФ, число малых предприятий в РФ в прошлом году, в кризис, увеличилось. Но специалисты Национального института системных исследований проблем предпринимательства доказывают обратное.

Итак, получается, что по данным Росстата, прирост количества средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей составил в 2009 году по сравнению с 2008 9,3% (с 5126,9 до 5605,8 тыс. единиц). Малых и микропредприй предприятиях по состоянию на 1 января 2010 г. в России было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20% больше, чем в 2008 году.

Активней всего рос микросектор с числом занятых в работе до 15 человек и, напротив, сокращалось количество малых предприятий, где работает от 15 до 100 сотрудников.

Навскидку, кажется, что численный рост микропредприятий улучшает «демографию» сектора. И эта статистика (всего лишь один показатель количества субъектов МСП) и позволила отдельным чиновникам сделать заведомо неверный вывод — вот посмотрите несмотря на кризис, наблюдается рост предпринимательской активности и малый бизнес уходит в микробизнес.

Краеугольный камень

Эксперты НИСИПП оспаривают эти тезисы. Состояние сектора малого и микробизнеса отнюдь не столь благополучно как посчитали чиновники. Ведь на деле, предпринимательскую активность характеризует отнюдь не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика тех показателей, которые и составляют фактическую финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это, прежде всего и занятость в секторе, его обороты (выручка), и объемы инвестиций в собственное дело.

Специалисты НИСИПП утверждают, что сектор малого бизнеса в 2009 году продолжал оставаться в глубокой депрессии и находился на стадии спада, не смотря на то, что российская экономика в целом уже демонстрирует признаки оживления и начала медленно выходить из кризиса. Малый бизнес « не потреблял» высвободившуюся рабочую силу с крупных производств (увольнения в 2008 и 2009 году) и даже сокращал собственную.

Объем оборота малого и микробизнеса в 2009 году составил 90,3% от уровня предыдущего года. Но с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17%, составив 16 873,1 млрд. рублей.

Инвестиции в свой бизнес в 2009 году составили всего 73,3% от уровня предыдущего, а с учетом индекса потребительских цен – всего 67,4%; сокращение – на 32,6%.

Чем может объясняться такой удивительный феномен? По статистике бизнеса становится больше, а реальные его показатели, которые свидетельствуют о предпринимательской активности, падают.

Как поддерживает Государство малый и микробизнес?

Государство поддерживает бизнес-стартапов по двум направлениям:

1. Подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития)

2. Программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития).

В прошлом году 2009 году Минсоцздравразвития 127,6 тыс. предпринимателей создали собственный бизнес, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей и заплатили с этих денег налог 13%.

А общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии МЭРа в виде субсидий на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным, 8 тысяч стартапов должны были на эти гранты начать свой бизнес в 2009 году. Но сколько начало реально – таких данных пока нет. По расчетам НИСИПП, таковых предпринимателей получивших гранты могло быть максимум 23,3 тыс., но не все регионы выдавали гранты-субсидии в максимальном размере. В той же Удмуртии нижняя граница «гранта» была установлена на уровне 100 тыс. рублей.

Вот и получается, что общее количество субъектов малого бизнеса по итогам 2009 года составило бы 5470,2 тыс. единиц или 106,7% от уровня прошлого года, а не 109,3%), это не учитывая предпринимателей начавших свою деятельность в 2009 году за счет бюджетных пособий и грантов-субсидий.

И вывод один — около трети прироста количества субъектов малого бизнеса было обеспеченно за счет бюджетных средств.

Но, какую экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские единицы » в реальности? И заработали ли вообще эти малые предприниматели на реальных рынках? Вот этих данных нет! - утверждают в НИСИПП. И вместо того, чтобы думать о поиске новых направлений, рынков и ниш, малый бизнес начинает вкладывать свои силы в гонку за «бюджетной халявой».

Миф

«Что же касается мифа о «миграции» малого бизнеса в микро-, то мы воспринимаем миграцию как передвижение чего-то живого с одного места или состояния в другое. А когда такая «миграция» заключается в фактическом сужении одного сегмента малого бизнеса (закрытие фирм) и поддерживается искусственным «рождением» нежизнеспособных экономических микроединиц, то назвать это хочется иначе – «ботекс». Искусственная пластика, как известно, улучшает только внешность, да и то ненадолго, а «начинка» может оставаться все такой же больной» — утверждают специалисты НИСИПП.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости