26 мая на углу площади перед памятником Грибоедову на Чистопрудном бульваре стояла обтянутая тканью кабинка с табличкой «Кабинет чиновника». Из кабинки вышел человек лет пятидесяти. На нем был строгий костюм, галстук — и пестрые семейные трусы, надетые поверх брюк. Стоящая вокруг толпа внимательно оглядела человека. «Нет, с костюмом некрасиво, — заявил кто-то. — Снимай», пишет "Новая газета".
Через минуту человек снова показался из кабинки: в рубашке, пиджаке и трусах. Теперь лучше, согласились все. «Ты зачем трусы с триколором надел? Это же уголовная статья!» — возмутился кто-то. «Какой триколор? Они просто полосатые!» — обиделся хозяин. Так представители всероссийского движения «За честный рынок» Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса, а также активисты других общественных организаций предпринимателей готовились начать всероссийскую акцию «Малый бизнес без штанов — россияне без работы».
Как заявляли организаторы, цель акции — протест против политики федеральных и региональных властей в отношении малого предпринимательства. «Митингуя в трусах, мы демонстрируем, что власти раздевают малый бизнес догола, — заявил “Пятнице” член оргкомитета Общественного объединения предпринимателей Николай Хальченя. — Потребительский рынок монополизируется. Нас теснят сетевые супермаркеты, нам поднимают налоги и штрафы, мы вынуждены платить всем, от префектур до пожарных. Торговые палатки сносят, мелких торговцев ставят на грань банкротства. Малый бизнес умирает, и это его похороны. Привлечь внимание к своим проблемам обычным способом нам не удается. Значит, будем заниматься клоунадой».
Развернули лозунги «Не пожалеем для родины последних трусов», «Дайте возможность работать», «Не лишайте нас куска хлеба».
«Чиновники говорят, что сносят палатки, потому что они портят облик города, — стоя в трусах перед памятником Грибоедову, говорил в мегафон Алексей Десятов, глава профсоюза работников малого и среднего бизнеса “Наше право”. — А кому интересен облик жителей этого города? Кого интересует, куда мы пойдем работать, если геноцид мелкорозничной торговли продолжится? Не будем овцами! Если чиновники кошмарят бизнес, давайте кошмарить чиновников!»
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) привел неутешительную статистику. Теневой оборот малого бизнеса сегодня составляет 29,5%. По официальным данным он продолжает сокращаться, однако эксперты не столь радужно смотрят на эти показатели. Скорей всего предприниматели еще больше выталкиваются в теневой сектор экономики.
По словам вице-президента НИСИПП Владимира Буева, теневой оборот состоит из двух компонентов. Первая часть – это безналичный оборот. В последние годы эта цифра была стабильна - порядка 18%. Вторая часть теневого оборота – это производство и реализация продукции официальными фирмами в теневой сфере. В последние пят лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли оборота, которая не отражается в отчетности. Если в 2006 году она составила 17,6%, то сегодня – 13,6%. В денежном выражении исследователи оперируют такими цифрами. В 2008 году малые предприятия в теневом секторе рынка продали продукции на 1,7 трлн. руб., тогда как их официальный оборот превысил 10 трлн. руб.
Характер теневых выплат практически не меняется с годами. «Серые» деньги тратятся на зарплаты в конвертах (это практикуют 56% предприятий), аренду (43,1%), на выплаты поставщикам (41,6%), взятки чиновникам (49,3%), а также выплаты «крышам» (34,7%). В результате сегодня в конвертах выплачивается 30% от общего объема зарплат, 21% расчетов с поставщиками проходит «в темную», а неформальные платежи за аренду оценены в 23,6% от общей арендной платы.
Представители малого бизнеса уверены, что падение малого бизнеса в кризис оказалось более существенным, чем в среднем по экономике. «Малые предприятия столкнулись со значительными проблемами – от фактической невозможности получения кредита до резкого снижения спроса. При этом у малого бизнеса не было такого резерва, как существенное сокращение штата работников», – говорит руководитель отдела экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ России Андрей Шубин. Кроме того, сектор малого бизнеса пострадал от роста тарифов, сокращения спроса, простоев и ужесточения отношения налоговиков к субъектам малого бизнеса. «Налоговики просто не хотели воспринимать тот факт, что компания реально не получала никакой прибыли, так как ее продукцию никто не покупал. Кстати, в рамках нашего мониторинга по влиянию кризиса, недовольство налоговиками с каждым месяцем только увеличивается», – отмечает Шубин.
«Рост числа микропредприятий в кризис связан с государственной поддержкой именно этого сектора частного бизнеса. В регионах в 2009 году наконец-то заработали программы по микрокредитованию. Людям, оставшимся в кризис без работы, предоставлялись кредиты на открытие собственного дела. Суммы очень небольшие (от 58 800 рублей), но для 3–5 безработных людей, создающих свое дело в сельской местности или маленьком городе, даже это было поддержкой», – соглашается эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев.
По мнению экспертов НИСИПП кризис породил целую волну вынужденного предпринимательства, поэтому за показателями сокращения теневой активности малого бизнеса может скрываться выдавливание предпринимателей в полностью ненаблюдаемый сектор экономики. Как ни парадоксально, но уходу в тень способствовало и само государство, ужесточая контроль. Получается, оно действительно рассеивает часть «тени», которую отбрасывают зарегистрированные предприятия, но с другой – загоняет в глухое подполье еще большее число предпринимателей.