Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) провел исследование циклов жизненного развития малых предприятий. Они сократили инвестиции в собственное развитие, а число находящихся на стадии упадка увеличилось. При этом большинство предпринимателей считает свое финансовое положение стабильным.
В рамках проекта было проведено анкетирование 300 руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проходил в период май-июль 2009 года.
С момента первого раунда исследования прошло 2 года, что для цикла развития малого предприятия довольно значительный срок (40% «жизни», если обратиться к результатам предыдущих исследований). Это выразилось в том, что ряд предприятий за это время ушел с рынка, преобразовался. Некоторая часть сменила адрес, поиск в общедоступных базах данных нового адреса таких предприятий по их названию не дал существенных результатов.
Исследователями было получено значительное число отказов по предприятиям. В частности, это было обусловлено включением в анкету вопросов, касающихся теневой составляющей деятельности предприятий.
«В целом по выборке увеличилась доля предприятий, находящихся на стадиях спада и кризиса развития, резко уменьшилась доля предприятий, отмечающих, что находятся на стадии роста», – говорится в исследовании института.
Средняя численность работников сохранилась в целом практически на прежнем уровне (с учетом погрешности замера). Но по результатам опроса предприятий, попавших в выборку на раунде 2, можно отметить, что происходит «обмельчание» предприятий: несколько увеличилась доля предприятий с численностью занятых менее 15 человек. Проще говоря, сокращение штата в условиях социально-экономического кризиса затронуло и малые предприятия.
Таблица 1. Динамика оборота
Динамика изменения оборота | Доля | ||
Раунд 1 | Раунд 2 | ||
2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Сокращение оборота или отсутствие изменений | 10,0 | 11,3 | 34,0 |
1–30% прироста | 54,3 | 61,0 | 43,7 |
31–75% прироста | 7,7 | 9,3 | 4,3 |
76–150% прироста | 8,7 | 1,7 | 0,3 |
Более 150% прироста | 1,3 | 1,3 | – |
Затруднились/ отказались ответить | 18,0 | 15,4 | 17,7 |
Отмечается снижение темпов динамики роста оборота и увеличение отрицательной динамики. Группа с отрицательным или нулевым изменением оборота увеличилась в 3 раза.
Можно отметить общее сокращение реинвестиций прибыли в собственное развитие. Наряду с этим уменьшилось и число предприятий, которые вообще занимаются реинвестированием: в 2007 году по результатам 1 раунда реинвестировали прибыль в развитие 48,0% респондентов, в 2009 году доля таких предприятий составила 35,0%.
В среднем по выборке горизонт планирования сократился во 2-м раунде по сравнению с раундом 1 – абсолютное большинство предприятий предпочитают планировать управленческие решения не более, чем на год, а половина – только на полгода.
Ожидаемо, на стадиях стагнации респонденты в меньшей степени склонны считать свой бизнес успешным. Наиболее устойчивым считают свое финансово-экономическое положение представители предприятий, находящихся на стадии зрелости. Но при этом если на стадиях становления и роста большинство предпринимателей считает свое финансово-экономическое относительно устойчивым («средств хватало для поддержания бизнеса, но недоставало для развития»), то на стадиях стагнации больше респондентов, считающих положение своего бизнеса неустойчивым, отмечают недостаток средств для подержания бизнеса.
В среднем по выборке доля предпринимателей, считающих свой бизнес успешным, осталась примерно на том же уровне.
С точки зрения наличия управленческого персонала и планов по его найму предприятия делятся на четыре группы (таблица 8). По результатам 1-го раунда самой многочисленной группой предприятий являлась группа 2.2, т. е. предприятия без наемного управленческого персонала и не планирующая его наем (40,2%). Во 2-м раунде эта группа стала заметно больше.
Вместе с тем по сравнению с 1-м раундом увеличилась доля предприятий, уже имеющих наемный управленческий персонал и планирующих в дальнейшем наем таких сотрудников.
Таблица 2. Основные причины прекращения деятельности малых предприятий
Причины | Раунд 1 | Раунд 2 |
Проблемы, вызванные целевым окружением (потребители, конкуренты, партнеры, инвесторы и т. п.) | 1,7 | 52,0 |
Проблемы в управлении этими предприятиями | 21,3 | 21,7 |
Проблемы, вызванные законодательством, отношения с властями | 19,7 | 13,0 |
Личные причины | 7,7 | 8,3 |
Затруднились/отказались ответить | 11,3 | 5,0 |
Картина важности основных причин прекращения деятельности малых предприятий не сильно изменилась по сравнению с раундом 1. Некоторое сокращение отмечается в отношении проблем, вызванных законодательством и отношениями с властями, но в абсолютном значении по сравнению с выборкой они незначительны.
По мнению опрошенных, в кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться несколько чаще. Возможно, это связано с тем, что предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше делать не на гребне волны». Распространено также мнение, что стало больше «вынужденных предпринимателей», как это происходило в кризис 1998 года, что соответственно увеличивает частоту открытия новых малых предприятий.
Наибольшая доля респондентов для минимизации последствий финансово-экономического кризиса предполагают оптимизировать поставки (26,4%), сократить затраты на персонал (18,6%), более активно использовать рекламу и маркетинг в работе своего предприятия (13,4%), оптимизировать структуру затрат (10,7%).
По сравнению с 1-м раундом исследования заметно повысилась значимость таких факторов, ограничивающих развитие опрошенных предприятий, как наличие сильных конкурентов (кроме стадии спада) и макроэкономическая нестабильность.
Влияние высоких административных барьеров снизилось на стадиях с положительной динамикой, и наоборот – увеличилось на стадиях стагнации.
Значимость жесткости налоговой системы в целом понизилась, но на стадии кризиса и спада она стала более важна, в том числе и в качестве наиболее важного ограничивающего фактора.
Неэффективность государственной политики поддержки предпринимательства также повысила свое влияние на стадиях стагнации, «задев» также стадию возрождения в части оценки важных влияющих факторов.
По мнению опрошенных, важность давления со стороны властей и криминала в целом сохранилась на прежнем уровне, чуть повысившись на одних стадиях и понизившись на других.
Ограниченность доступа к заемным финансовым средствам как фактор, ограничивающий развитие предприятия стала более важна на стадиях роста, кризиса развития, возрождения и спада.
Существует разница в прогнозах в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия: находящиеся на стадиях кризиса и становления наиболее пессимистичны в отношении экономики России в целом, при этом наиболее долгий период «восстановления» собственного предприятия логично ожидают представители предприятий на стадии кризиса и спада.
Оценки опрошенных предпринимателей во 2-м раунде в части вероятности возможности существенного расширения деятельности и вырастания из малого бизнеса в средний резко сместились в сторону низкой и очень низкой. Вместе с тем «оптимизм» сохраняется: такую вероятность как среднюю и высокую оценивают 44% опрошенных.
По сравнению с прошлым годом в целом по выборке ожидания респондентов в отношении роста их бизнеса существенно ослабли: 70% предпринимателей отметили ослабление ожиданий различной степени.
В отношении предприятий, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, можно отметить более оптимистичный взгляд на перспективы роста бизнеса для стадий роста, зрелости и возрождения, менее оптимистичный, вполне очевидно – для стадий кризиса развития и спада.