Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Феномен малого бизнеса. "Деловое Прикамье" - форум-газета предпринимателей Пермского края

Ему все лучше, а его все меньше.

«Именно появление новых компаний является наиболее объективным индикатором реального состояния предпринимательского климата в стране, по которому можно судить, насколько успешными являются наши усилия по устранению избыточных административных барьеров, развитию конкуренции, привлечению инвестиций и стимулированию инноваций…» (председатель правительства Владимир Путин на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России 14 мая 2010 года).

По данным Росстата, прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 9,3 % (с 5126,9 до 5605,8 тыс. единиц). Если говорить о малых и микропредприятиях, то по состоянию на 1 января 2010 г. их было зарегистрировано 1 602,4 тыс., что на 20 % больше, чем годом ранее. Активнее всего рос микросектор – на 30,6 %, при этом сокращалось количество собственно малых предприятий – падение почти на 20 %.

Казалось бы, численный рост «малышей» бизнеса улучшает демографию сектора: со временем они «подрастут» и станут полноценными членами предпринимательского сообщества. Но статистика по всего лишь одному показателю (количество субъектов МСБ) подвела руководство страны и отдельных чиновников к, мягко говоря, неверному выводу: якобы, несмотря на кризис, наблюдается рост предпринимательской деятельности.

Между тем текущее состояние этого сектора не столь радужно, поскольку предпринимательскую активность характеризует не количество пустых «юридических оболочек», а динамика показателей, составляющих фактическую финансово-экономическую деятельность бизнеса: обороты (выручка) и объемы инвестиций в собственное дело. И если к концу 2009 года российская экономика в целом начала медленно выходить из кризиса, то сектор малого предпринимательства продолжал оставаться на стадии спада. Так, легальный предприниматель не только не вбирал высвободившуюся с крупных производств рабочую силу, а еще и сокращал собственную. Объем оборота МП в 2009 году составил 90,3 % от уровня предыдущего года (а с учетом индекса потребительских цен оборот сократился на 17 %, составив 16 873,1 млрд. рублей).

Инвестиции – один из самых ярких показателей предпринимательской активности. В 2009 году они составили всего 73,3 % от уровня предыдущего года. Особенно круто снижение инвестиционной активности произошло в микросекторе.

Как объяснить такое несоответствие: малый бизнес растет, а показатели его деятельности снижаются? Попробуем разобраться.

Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям: это подпрограмма содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных (по линии Минздравсоцразвития) и программа субсидий-грантов на создание собственного бизнеса (по линии Минэкономразвития). В 2009 году по линии Минсоцздравразвития 127,6 тыс. человек организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. рублей (при этом заплатив за «поддержку» 13 % или 7,6 тыс. рублей налога). Общий объем финансирования, выделенного из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субсидий на гранты для создания собственного дела, составил 1 653 722,37 руб. По официальным данным МЭРа, в 2009 году 8 тысяч начинающих предпринимателей благодаря этим грантам должны были начать свой бизнес. Но сколько начало реально – открытых данных нет. В разделе сайта Минэкономразвития «Малый бизнес» практически нет полезной информации для анализа.

Таким образом, если не учитывать малые предприятия (включая микро-) и индивидуальных предпринимателей, начавших свою деятельность в 2009 году за счет бюджетных годовых пособий и грантов-субсидий, общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2009 года составило бы 5470,2 тыс. единиц или 106,7 % от уровня 2008 года (а не 109,3 %). То есть около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных средств. Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще, как бизнес единицы, данных нет. Да и заинтересован ли кто-то в мониторинге реальной практики этого «прироста»? Между тем, исследование, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), показало фактическое отсутствие статистически значимой связи между объемами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий.

Теперь о мифе «миграции» малого бизнеса в микро-. Миграция – это передвижение чего-то живого из одного места или состояния в другое. Но когда такая «миграция» заключается в фактическом сужении одного сегмента малого бизнеса (закрытие фирм) и поддерживается искусственным «рождением» нежизнеспособных экономических микроединиц, то назвать это хочется иначе: «ботокс» (удаление морщин). Искусственная пластика, как известно, улучшает только внешность, да и то ненадолго, а «начинка» может оставаться все такой же больной.

Спад предпринимательской активности зарегистрированного и стоящего на налоговом учете малого и среднего сектора мог компенсироваться только возможным ростом нелегального: так называемой «обналички» теневого выпуска. Однако исследования НИСИПП свидетельствуют об общем падении теневой активности легальной части малого предпринимательства. Следовательно, имеет право на существование гипотеза о том, что в последние 2 года идет значительный рост исключительно нелегального сектора экономики, а он вообще не поддается никаким оценкам.

Что касается рейтинга регионов по уровню развития малого предпринимательства. В первой десятке лидеров, где малое предпринимательство в 2009 году в наибольшей степени «тянуло» весь этот сектор «вверх», – Краснодарский край, Петербург, Москва, Калининградская область и Ставропольский край, Свердловская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский АО, Магаданская и Московская области.

При расчете интегрального индекса развития малого предпринимательства в регионах использовались 4 основных показателя: число малых предприятий на 100 тыс. населения, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых, производительность труда на малых предприятиях (оборот на 1 занятого) и средний объем инвестиций в основной капитал на 1 малом предприятии.

Большая часть показателей демонстрирует сильное отличие регионов друг от друга. Главным образом это произошло не за счет укрепления позиций лидеров, а в силу еще большего ухудшения ситуации в отстающих регионах. Особенно характерно это проявилось применительно к показателю инвестиций: объемы средств, вкладываемых в основные средства, в субъектах-аутсайдерах сократились и приблизились к нулевым значениям.

При этом федеральная политика, по всей видимости, не обращает особого внимания на региональные диспропорции. Так, принцип распределения средств, выделяемых на федеральном уровне регионам на развитие малого и среднего бизнеса, ведет к привилегированному положению тех регионов, в которых сектор МСП и так демонстрирует положительную динамику. Можно говорить о наличии на «рынке» распределения средств феномена улучшающего отбора, что еще больше отдаляет регионы друг от друга, расширяя пропасть между лидерами и аутсайдерами. Кроме того, это ведет к росту иждивенческих настроений в регионах, куда федеральные средства идут в большем объеме: вместо того, чтобы искать новые рынки и ниши, бизнес начинает отвлекать ресурсы на то, чтобы добыть халявный кусочек бюджетного пирога…

При подготовке материала использована информация Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

Лана Скороход

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости