Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Отчет Министерства юстиции Мурманской области о результатах деятельности за 2009 год и основных направлениях деятельности на среднесрочный период.

Министерство юстиции Мурманской области (далее – Министерство) осуществляет полномочия в сфере:

  • правового обеспечения и координации законопроектной и нормотворческой деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области;
  • государственного строительства и правового регулирования в области местного самоуправления;
  • содействия в обеспечении прав и законных интересов личности и государства;
  • организационного обеспечения деятельности мировых судей и аппаратов мировых судей Мурманской области;
  • противодействия коррупции в Мурманской области;
  • помилования (в части обеспечения участия Мурманской области и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием).

Министерство осуществляет функции по контролю и надзору в установленных сферах деятельности.

Роль Министерства заключается в обеспечении прав и законных интересов личности на территории Мурманской области, правовом обеспечении развития институтов гражданского общества и рыночной экономики, развития и совершенствования регионального законодательства.

Исходя из этого, Министерством определены следующие цели:

  1. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы, внесение предложений в проекты федеральных законов с учетом интересов Мурманской области.
  2. Обеспечение права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах.
  3. Совершенствование нормативно-правовой базы органов местного самоуправления.
  4. Организационное обеспечение деятельности административных комиссий.
  5. Развитие и укрепление института мировой юстиции в Мурманской области.

Цель 1. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы, внесение предложений в проекты федеральных законов с учетом интересов Мурманской области.

Совершенствование региональной нормативной правовой базы является одной из важнейших целей Мурманской области как субъекта Российской Федерации. Идея сильного правового государства не может быть реализована без эффективной, упорядоченной, непротиворечивой нормативно-правовой базы. Министерство уделяет самое пристальное внимание вопросам повышения качества нормативных правовых актов Мурманской области, усиления их регулятивной роли, обеспечения законности и обоснованности, исключению коррупционных факторов.

Анализ проектов федеральных законов и проектов нормативных правовых актов Мурманской области, направление в федеральные органы власти отзывов к проектам федеральных законов, учитывающих интересы Мурманской области, – инструменты совершенствования федерального и регионального законодательства в целях создания благоприятных правовых условий для социально-экономического развития Мурманской области.

Показатели по данному направлению работы Министерства предусматривают подготовку отзывов на все поступающие в Правительство Мурманской области федеральные законопроекты, затрагивающие интересы Мурманской области, а также недопущение противоречия законодательству нормативных правовых актов, подготовленных или согласованных Министерством.

В 2009 году Министерством, с учетом мнения других исполнительных органов государственной власти Мурманской области, были подготовлены отзывы на все поступившие в Правительство области проекты федеральных законов, затрагивающих интересы Мурманской области. В таком же обязательном порядке рассматриваются, с подготовкой соответствующих отзывов, все без исключения федеральные законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и в текущем году, эта работа будет продолжена и в среднесрочной перспективе.

В отчетный период Министерство обеспечивало и в среднесрочной перспективе планирует обеспечивать соответствие законодательству всех нормативных правовых актов, принимаемых и инициируемых Губернатором и Правительством Мурманской области.

Тактическая задача 1.1. Подготовка отзывов на проекты федеральных законов с учетом интересов Мурманской области.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации направляются для подготовки отзывов в высшие законодательные и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Организацию подготовки отзывов Правительства области на эти законопроекты осуществляет Министерство.

Министерство во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти Мурманской области готовит отзывы на проекты федеральных законов с учетом интересов Мурманской области. Решение тактической задачи направлено на улучшение социально-экономического положения Мурманской области посредством создания благоприятной федеральной нормативной правовой базы. В частности, осуществляется поддержка законопроектов, принятие которых способствует экономическому развитию Мурманской области и повышению уровня жизни ее жителей, вносятся соответствующие предложения о корректировке законопроектов после их принятия в первом чтении, готовятся отрицательные отзывы на законопроекты, реализация которых может привести к негативным последствиям для региона.

Отзывы Правительства Мурманской области направляются в профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для учета мнения Правительства Мурманской области при принятии федеральных законов, а также в Мурманскую областную Думу для формирования согласованной позиции по законопроектам. Всего за 2009 год был подготовлен 431 отзыв на федеральные законопроекты. Все отзывы подготовлены с соблюдением установленных сроков подготовки. Безусловное соблюдение сроков подготовки отзывов планируется и на среднесрочную перспективу.

Кроме подготовки отзывов на федеральные законопроекты Министерство в отчетный период по поручению Губернатора Мурманской области разрабатывало законодательные инициативы с целью последующего внесения в Государственную Думу от имени Мурманской областной Думы.

Тактическая задача 1.2. Повышение качества проектов нормативных правовых актов Мурманской области.

Посредством нормотворчества органов государственной власти Мурманской области на территории области в рамках единой правовой системы России формируется собственная региональная нормативная правовая база, эффективно регулирующая определенные общественные отношения на территории Мурманской области и соответствующая целям и задачам государственной политики.

В ходе реализации тактической задачи Министерство решает различные правовые проблемы: недопущение принятия и введения в действие законов Мурманской области и подзаконных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральным законам, исключение дублирования в региональных законах и подзаконных актах норм федеральных нормативных правовых актов, недопущение противоречий между отдельными нормативными правовыми актами Мурманской области, а также внутренних противоречий, нарушений юридической техники, обеспечение необходимой полноты регулирования неурегулированных федеральным законодательством отношений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по предметам ведения субъектов Российской Федерации и др.

Основной подход Министерства к пониманию качества нормативного правового акта основывается на оценке его законности, а также способности соответствовать экономическим и социальным реалиям, общественным потребностям, способности обеспечивать регулирование общественных отношений соответственно поставленным при издании нормативного правового акта целям. Также критериями качества нормативного правового акта являются простота, краткость, ясность и точность. Министерство уделяет самое пристальное внимание вопросам повышения качества нормативных правовых актов Мурманской области, усиления их регулятивной роли, обеспечения законности и обоснованности.

Опросы общественного мнения, проведенные в нашей области в 2007 году, показали, что одной из основных причин расцвета коррупции граждане считают несовершенство законодательства. В ходе социологического опроса на вопрос о причинах коррупции жители Мурманской области чаще других выбирали ответ: «нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником». Эта оценка совпадает с мнением экспертов по проблеме противодействия коррупции. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своих выступлениях неоднократно отмечал необходимость модернизации законодательства, его совершенствования с точки зрения противодействия коррупции и устранения административных барьеров.

Инструментами, которые позволяют системно решать указанную задачу, являются правовая и антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, проводимые Министерством. В 2009 году в общей сложности было проведено 62 правовые экспертизы проектов законов Мурманской области, 137 правовых экспертиз законов Мурманской области (при подготовке их к подписанию либо отклонению), 855 правовых экспертиз проектов постановлений Губернатора и Правительства Мурманской области, 643 правовые экспертизы распоряжений Губернатора и Правительства области, а также 341 антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов. По результатам антикоррупционных экспертиз в 71 проекте нормативных правовых актов были выявлены и устранены коррупциогенные факторы. По результатам правовых экспертиз в 20 проектах законов и 310 проектах подзаконных актов были внесены изменения, устраняющие несоответствия законодательству Российской Федерации и законодательству Мурманской области, 2 закона Мурманской области, принятых областной Думой без учета мнения Губернатора области, были отклонены. Помимо проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, Министерство само также осуществляет нормотворческую деятельность. За прошедший год было разработано 39 проектов законов Мурманской области и 43 проекта постановлений Губернатора и Правительства области.

Благодаря тщательной отработке правовых вопросов при подготовке Министерством проектов нормативных правовых актов, а также качественно проведенным правовым экспертизам проектов актов, разрабатываемых другими исполнительными органами государственной власти области, ни один из подзаконных нормативных правовых актов, проекты которых были разработаны или согласованы Министерством в 2009 году и в прошедший период 2010 года, не был в судебном порядке признан противоречащим законодательству. Таких решений не было и по законам области, принятым в 2009 – 2010 годах Мурманской областной Думой по инициативе Губернатора области.

Из наиболее значимых мероприятий отчетного периода следует отметить:

  • разработку законопроектов в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.05.2008 № 857 «О преобразовании закрытых административно-территориальных образований – города Полярного, города Скалистого и города Снежногорска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области»: «О внесении изменений в статью 5 Устава Мурманской области», «О внесении изменений в Закон Мурманской области «Об административно-территориальном устройстве Мурманской области», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области в связи с образованием закрытого административно-территориального образования Александровск» и другие. Министерство также принимало участие в разработке законопроектов по данному вопросу, внесенных в Мурманскую областную Думу Мурманским областным судом: «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Мурманской области», «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Мурманской области» (проект федерального закона); Избирательной комиссией Мурманской области: «О внесении изменений в Закон Мурманской области «О размерах месячного денежного вознаграждения и месячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности Мурманской области», и т.д.;
  • разработку законопроектов и проектов постановлений Губернатора и Правительства Мурманской области в целях реализации федеральных законов и указов Президента Российской Федерации по вопросам антикоррупционной политики, организации государственной службы – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Мурманской области в связи с принятием федеральных законов в сфере противодействия коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области» и другие.

Помимо правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Министерство проводит правовую экспертизу проектов соглашений и договоров, заключаемых от имени Мурманской области и Правительства Мурманской области как высшего исполнительного органа государственной власти области, и осуществляет их регистрацию. Только за 2009 год было зарегистрировано 64 таких договоров и соглашений.

В текущем году и среднесрочной перспективе существенно возрастает объем работ Министерства, связанных с реализацией антикоррупционной политики. В связи с принятием Закона Мурманской области от 23.11.2009 № 1154-01-ЗМО «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Мурманской области и о внесении изменений в Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области», Министерство обязано осуществлять антикоррупционную экспертизу всех проектов законов Мурманской области, проектов нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, а также законов Мурманской области, нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области – по поручению Губернатора Мурманской области (в 2009 году Министерство проводило антикоррупционную экспертизу только проектов нормативных правовых актов, причем лишь по отдельным вопросам правового регулирования).

По оценке Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (г.Москва), в 2009 году Мурманская область входила в первую тройку регионов России по наличию и качеству организационно – законодательной базы противодействия коррупции. Чтобы не потерять завоеванные позиции в условиях возрастающего объема работ при неизменном количестве сотрудников, предстоит существенно интенсифицировать их труд, усовершенствовать процедуры антикоррупционной экспертизы.

Полная версия отчета - на Официальном портале органов исполнительной власти Мурманской области

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости