В Свердловской области за минувший год выросло число малых предприятий. Чиновники радостно сообщают об увеличении оборота, приходящегося на долю малого бизнеса. Эксперты, однако, полагают, что статистика лукавит: сектор малого предпринимательства в 2009 году находился в глубокой депрессии. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", государство тратит деньги на создание новых предприятий, но не отслеживает их дальнейший вклад в экономику. Многие компании существуют лишь на бумаге, поскольку сама система поддержки бизнеса нацелена на освоение бюджетных средств, а не на выращивание инновационных производств.
Губернатор Свердловской области Александр Мишарин на днях собрал представителей малого и среднего бизнеса и обнародовал тенденцию - федеральное правительство из года в год наращивает финансирование малого бизнеса. В 2008 году региону было выделено 155 миллионов рублей, в 2009 году - 331 миллион, а в нынешнем обещано 879 миллионов. С учетом областных источников сумма поддержки малого бизнеса составит около 1,7 миллиардов рублей. Малый бизнес, утверждает губернатор, отреагировал на изменение финансирования ростом числа зарегистрированных предприятий (+ 3,3% по сравнению с 2008 годом) и увеличением оборота.
Сотрудники Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), между тем, говорят, что связи между государственной поддержкой и результатами деятельности малых предприятий фактически нет. Эксперты опасаются, что многие созданные на бюджетные деньги предприятия остались лишь на бумаге. Проведенное ими исследование показало, что сектор малого предпринимательства в 2009 году продолжал оставаться в глубокой депрессии: с учетом индекса потребительских цен его оборот сократился в целом по стране на 17%, а инвестиционная активность - на 32%.
Министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов подтвердил на заседании правительства, что доля оборота малого бизнеса выросла благодаря падению объемов производства на крупных предприятиях региона. Что касается роста: в соседней Тюменской области показатели по новорожденным компаниям схожие, но население значительно меньше, чем в Свердловской.
Губернатор А.Мишарин тоже недоволен состоянием малого предпринимательства в области. По его словам, бизнесмены обращаются к нему с жалобами на отсутствие средств, волокиту при оформлении земельных участков и документов, на произвол банков, которые требуют в залог личные машины, офисы и т.д. Следовательно, предпринимательство превратилось в самый уязвимый социальный слой в России и никак не может стать движущей силой модернизации и диверсификации производства. Подавляющая часть предпринимателей (75%) занята торговлей и предоставлением услуг. Региональный Инновационный центр малого и среднего предпринимательства поддержал всего лишь два производственных проекта.
Последнее обстоятельство сильно задело губернатора, и он потребовал в течение месяца зарегистрировать корпорацию развития Среднего Урала, без которой не двигаются проекты по созданию индустриального парка и свободной экономической зоны в Нижнем Тагиле, трубного кластера в Каменске-Уральском и строительству магниевого завода в Асбесте. В регионе, заявил А.Мишарин, уже более двух лет идут одни разговоры о диверсификации экономики, но создаваемые технопарки на практике почему-то превращаются в самые обыкновенные бизнес-центры.
Почему же так происходит? По словам президента НП "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области" Анатолия Филиппенкова, после создания технопарка на Уралмашзаводе арендная плата сразу повысилась, и дирекция предприятия неплохо на этом заработала. Никакого прорыва в создании новой продукции не произошло и не могло произойти: нет механизма внедрения изобретений, в бизнес-инкубаторах работает непонятно кто. У возглавляемого им Союза отсутствует элементарная информация о том, сколько в регионе инновационных предприятий. А.Филиппенков убежден, что начинать надо с программы поддержки инновационного бизнеса: обнуления ставки налога на землю и имущество, льготного кредитования и предоставления гарантий.
Руководитель Ассоциации малого бизнеса Владимир Лобок полагает, что льготы малому бизнесу не помогут. В России сложилась система отношений, которая не позволяет вести бизнес легально и не стимулирует платить "белую" заработную плату и налоги. Автор этой системы - государство, которое, например, своими требованиями по обеспечению пожарной и технической безопасности способно довести производственный бизнес до разорения. В этих условиях говорить о льготах бессмысленно: предприниматель, соблюдающий законодательство, элементарно не сможет получить кредит на запуск производства. Зато субсидии из бюджета и гранты доступны тем, кто находится в тени и "рисует" правильный бизнес-план. Куда они потом тратят средства, остается загадкой: такой мониторинг в Свердловской области попросту не ведется. Стало быть, чиновникам он не нужен.
Впрочем, как считает предприниматель Дмитрий Головин, мониторинг ничего не изменит. Чиновники, оседлавшие денежные потоки, отчитаются, что деньги потратили по назначению, а у предпринимателей просто ничего не получилось. Они отчасти будут правы, потому что власти пошли по самому простому пути, пытаясь решить проблемы малого бизнеса денежными вливаниями. На практике это выглядит так: чиновники формируют денежный поток, направляют его в нужное русло, тратят, а потом отчитываются. Результат, естественно, нулевой.
Ситуация, по мнению Д.Головина, похожа на стремление некоторых чиновников научить всех россиян играть в футбол на уровне бразильцев, предлагая им большие деньги. Средства, безусловно, осваиваются, а уровень игры остается прежним. Обвинять игроков бессмысленно: они ответят, что стараются, но не получается. Бизнесом тоже не должны заниматься бесталанные люди. Поэтому, убежден предприниматель, идти надо по сложному пути: снижать коррупцию, строить дороги, улучшать администрирование, то есть создавать среду, в которой талантливые люди могли бы успешнее реализовать себя.
В Свердловской области институциональную среду создают весьма своеобразно. Александр Мишарин поинтересовался у министра промышленности региона Александра Петрова, почему доля инновационных предприятий в малом бизнесе всего 2%. Тот сослался на мощные административные барьеры, которые не могут преодолеть инновационные коллективы.
"Барьеры имеют конкретную фамилию, - прервал министра губернатор. - Вот тут находятся члены правительства и мэры. Кто именно создает барьеры?" Повисла пауза...
Владимир Терлецкий