Депутаты продлили срок действия закона, который саботируется чиновниками
Госдума в среду приняла в третьем чтении поправки в законодательство о продлении срока «малой приватизации». Малый и средний бизнес сможет выкупать арендуемые у государства площади еще три года – до 1 июля 2013-го. Депутаты вынуждены были признать: «льготные» условия приобретения помещений подавляющему большинству предпринимателей оказались пока не по силам. Представители бизнеса считают: для того чтобы этот закон заработал в полную силу, необходимо не только продлевать сроки его действия, но и укрощать ценовые аппетиты чиновников.
Суть закона – дать предпринимателям преимущественное право приватизировать помещения, больше двух лет находящиеся у них в аренде, и возможность оплатить покупку недвижимости в рассрочку. Сроки рассрочки устанавливаются законами субъектов РФ. Как пояснил «НИ» вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев, они могут розниться, но по сложившейся в регионах практике это в основном 3–5 лет.
Необходимость внесения в закон поправок объясняется тем, что он вопреки ожиданиям властей за два года так и не заработал в полную силу. Парламентарии признали: за это время арендаторы – предприятия малого и среднего бизнеса – выкупили всего около 8,5 тыс. помещений, что, по весьма обтекаемой формулировке депутатов, «составляет меньшую часть от общего количества арендуемых помещений». «В связи со сложным финансовым положением многих субъектов малого и среднего предпринимательства, вызванным кризисными явлениями в экономике, существует необходимость продления срока действия «малой приватизации» на три года», – отмечается в документе.
Впрочем, в Госдуме признают, что «виноваты» не только финансовые сложности. Недаром в апреле члены комитета по собственности направили в адрес генпрокурора Юрия Чайки письмо, в котором попросили провести проверку реализации закона. Один из авторов послания Алексей Плахотников утверждал, что «на 1 января 2010 года из 5 млн. 192 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса только 0,16% выкупили арендованное имущество». «Принято считать, что в рамках этого закона бизнес приватизировал до 10% имущества, официально включенного в перечень на продажу, но на деле эти цифры еще меньше и не превышают 5–7%», – утверждал он. По информации парламентария, в ряде регионов вообще не было заключено ни одного договора на приватизацию. Речь идет, в частности, об Адыгее, Ингушетии, Мордовии, Якутии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиках, а также Омской области и Москве. «В 26 субъектах заключено до 20 договоров, а примерно в трети регионов страны работа по малой приватизации не видна и, очевидно, не ведется», – посчитали депутаты.
Поможет ли в этой ситуации продление срока действия закона? У специалистов на этот счет разные мнения. Управляющий директор «Деловой России» Николай Остарков считает, что поправки помогут тем, кто уже вложился в реконструкцию помещения: перестроил его под себя, продумал возможность складирования, обустроил офис. Впрочем, признал «НИ» эксперт, закон затронет лишь «около 30% представителей бизнеса».
А вот председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Андрей Спиридонов убежден, что дело не только и не столько в сроках. «Чтобы льготный порядок приватизации недвижимости принес ожидаемые результаты, необходимо не только освободить такие сделки от уплаты налога на добавленную стоимость, но и изменить ценовую политику в отношении недвижимости, – сказал он «НИ» – Особенно в Москве, где этот вопрос стоит острее всего». Также, по мнению г-на Спиридонова, лучше вообще отказаться от каких-либо временных ограничений.
Владимир Буев убежден, что исполнению закона мешает и практика его применения. Сегодня, по его словам, дело обстоит так: муниципалитет нанимает оценщика, который выставляет рыночную стоимость помещения, и ниже ее чиновники планку уже не опускают. В противном случае у них могут возникнуть проблемы при проверках, например, со стороны прокуратуры, которая может заподозрить коррупционную составляющую. И хотя закон не запрещает предпринимателю нанять своего оценщика, независимых экспертов, на практике это происходит очень редко. По мнению г-на Буева, закон не работает во многом из-за того, что ни регионы, ни муниципалитеты никак не мотивированы и не заинтересованы в его реализации, поскольку, по сути, он лишает их собственности и соответственно сужает доходную базу и бюджетов, и самих чиновников. Продать ведь можно только один раз, а сдавать – хоть бесконечно.
Евгения Зубченко
Михаил Златковский, «НИ»