Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Доклад Губернатора В.Гаевского о результатах деятельности Правительства Ставропольского края в 2009 году на заседании Государственной Думы Ставропольского края. «Официальный веб-сайт Губернатора Ставропольского края»

Уважаемые депутаты! Коллеги!

Сегодня мы с вами присутствуем при зарождении новой политической традиции – отчёте высшего должностного лица субъекта перед законодательным собранием региона. Мы уже дважды слышали, как это происходит на федеральном уровне, когда Премьер держал слово перед Российским парламентом. Теперь эта модель политического диалога получает региональную проекцию, а контрольные полномочия законодательной ветви усиливаются. И это принципиально важный шаг с точки зрения общей модернизации политической системы.

Вместе с тем, на мой взгляд, особо новых ощущений у нас с вами сегодня нет. Достаточно вспомнить нашу продолжительную встречу 17 ноября. С моим отчётом, с подробным анализом ситуации и предметным диалогом. Мы тогда же условились, что эти встречи станут регулярными и что мы открыты друг другу по всему спектру социально-экономической и политической повестки. И я на это рассчитываю.

Со своей стороны, на ближайший час я всецело в вашем распоряжении. Здесь присутствуют практически все члены Правительства края. И я считаю немаловажным отметить, что отчетный период Правительство отработало фактически единым составом. За исключением кадровой замены по краевому минздраву. Но министр Мажаров пришел с вашей половины. И можно считать итоги отрасли здравоохранения сегодня идут в наш общий зачёт.

Мы с вами много и плотно взаимодействовали в течение всего 2009 года, к чему нас подталкивал в том числе фактор глобального кризиса. Сообразно с актуальными задачами выстраивались повестки ваших заседаний. Была заметна и продуктивна позиция депутатов, входивших в краевой антикризисный штаб. Шли интенсивные контакты министерств с профильными думскими комитетами.

И всё это, по моему глубокому убеждению, внесло свою, ощутимую лепту в то, что Ставрополье относительно ровно, без катаклизмов и невозвратных потерь, прошло этот сложный период.

Поэтому я хотел бы с первой же минуты у этой трибуны выразить от лица Правительства края благодарность краевому депутатскому корпусу за проделанную совместную работу, за консолидацию усилий по принципиальным, стратегическим для края вопросам.

Теперь – непосредственно о результатах.

Траектория экономических показателей в 2009 году развивалась по параболе, со значительным спадом в первом квартале года, его замедлением к лету и выходом на растущую динамику к осени. Начав с оборонительной тактики, мы постепенно перешли в наступление по основным проблемам рецессии.

Если в феврале индекс промышленного производства составлял лишь 84% (это крайняя точка падения), к лету уже 96%, по итогам года промышленный показатель вышел на 102%. В среднем по Южному федеральному округу этот процент составляет 90,2%. В Российской Федерации – 89%.

Достигнутая динамика позволила Ставропольскому краю переместиться с 41 на 11 место в рейтинге субъектов страны. Это не произошло само собой. И те из депутатов, кто работал в антикризисном штабе, это подтвердят.

Пришлось фактически в ручном режиме вытаскивать наши промышленные флагманы из проблем. Спасен от банкротства Георгиевский арматурный завод «Арзил» (при жёстком противостоянии с собственником). После почти годичного простоя вновь выпускает продукцию «Стапри».

Решения, принятые антикризисным штабом, способствовали улучшению финансового состояния изобильненских заводов «Атлант» и «Волна», пятигорского завода «Импульс», «Ставропольского инструментального завода», акционерного общества «Югроспродукт» и целого ряда других крупных и средних предприятий.

Принципиально важно, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, многие предприятия промышленности не свернули свои программы техперевооружения и на эти цели в прошлом году направлено 6,2 млрд. рублей инвестиций.

Исключительные меры поддержки с вашей помощью предприняты в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. На соответствующую краевую программу в конкурсном режиме привлечено почти 400 млн. рублей. Реализованы новые механизмы субсидирования по оборотным средствам, инвестиционным кредитам и лизингу. С начала года начал работу краевой гарантийный фонд.

В итоге – сошлюсь на Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, который поставил Ставропольский край на 5 место в рейтинге регионов страны по индексу развития малого бизнеса.

Менее критично складывалась ситуация в ставропольском сельскохозяйственном секторе. Несмотря на сложные погодные условия, мы собрали третий в истории края по валу урожай зерна, второй в истории урожай сахарной свеклы. Причем по отдаче с гектара сейчас лидируем в России.

Прибыльность в растениеводстве уменьшилась в 2 раза, уровень рентабельности снизился до 11%. По общему индексу сельское хозяйство вышло на 90%. Но скажу прямо, было бы иллюзией думать, что кризис и особенно обвал цен на зерновом рынке обойдёт нас стороной. Не обошел.

Вместе с тем, на 2,7% увеличилось производство животноводческой продукции. Впервые свиноводство и птицеводство края перестало быть убыточным. (…)

Что мне кажется принципиальным для сельхозотрасли в отчетный период.

В прошлом году мы взяли на исполнение новые установки федерального Минсельхоза. Просчитаны прогнозные продовольственные балансы – это большой объем работы. Ориентация на арифметику производства и потребления, на расчетные прогнозы экспорта теперь будет определяющими в экономике отрасли.

К сожалению, надежд на спасение госзакупками нет. Это в полной мере показал прошлогодний практически нулевой эффект от интервенций. Работать по старинке не получится, поэтому сегодня органы управления отраслью переориентированы на новую экономическую политику.

Вместе с тем, не могу не отметить, что в 2009 году в целом агропромышленному комплексу края была оказана существенная государственная поддержка – в сумме 4,2 млрд. рублей, что на 12% выше докризисном 2008 году. Животноводство получило на 40% больше поддержки.

В настоящее время реализуется более двух десятков крупных инвестиционных проектов в сельской экономике и у них очень широкая география. В том числе четыре крупных проекта по КРС, три крупных по птице и два по свинине.

В 2008 году, вы знаете, я объехал все районы края, и каждая территория получила установку на формирование собственных долгосрочных стратегий и «точек роста». Эта работа как раз развернулась в прошлом году.

Параллельно с территориальными формировались отраслевые документы. А итогом стала Стратегия социально-экономического развития края до 2020 года. Это свод наших приоритетов.

В их ряду особое место занимает туристско-рекреационный кластер.

Уже давно затвержена тема «Кавказские Минеральные Воды – курортная жемчужина». Но мы все понимаем, что даже жемчуг темнеет, если о нём не заботиться.

В прошлом году Правительство края и администрация Кавказских Минеральных Вод, наряду с отработкой текущего финансирования проблем, занимались их системным решением.

Совместно с Федеральным агентством по имуществу решается вопрос о выделении курортных парков Кавминвод в отдельную структуру, с единым управлением и целевым финансированием. Что позволит решать задачи сохранения и благоустройства парковых территорий городов-курортов. На ближайшие годы только по Кисловодскому парку нам обещано Кудриным 750 млн. рублей. Часть денег уже поступила.

Предприняты другие шаги и меры, в части работы с инвесторами, взаимодействия с профсоюзами, с РАО РЖД и другими структурами, имеющими прямое отношение к облику и комфорту наших курортов.

В целом по прошлому году Кавминводы приняли на отдых и лечение без малого 700 тысяч человек, или 97% к уровню 2008 года. Трехпроцентное снижение. Согласитесь, это не то 30-процентное, которым нас пугали пессимисты в начале 2009 года.

Доходов от санаторно-курортной отрасли получено 11 млрд. 139 млн. рублей, что почти на 10 процентов больше докризисного. Увеличивается планомерно номерной курортный фонд. В настоящее время примерно треть наших здравниц находится в стадии реконструкции, ремонта и возведения новых.

Уважаемые коллеги!

И промышленность, и сельское хозяйство, и курортная сфера, и некоторые другие секторы не просто выстояли, выдержали удары кризиса. Что не менее важно – они сохранили свою инвестиционную привлекательность.

Практически в течение всего кризисного года мы имели плюсовую динамику инвестиций при отрицательных темпах в российской экономике. По итогам года прирост инвестиций в сравнении с 2008 годом составил более чем 8 млрд. рублей. Для справки в первом квартале текущего года – скачок почти на треть.

Что касается госкапвложений, то в отчетный период с использованием бюджета введено в эксплуатацию более ста социальных объектов на сумму более 2,2 млрд. рублей. Правительство края пошло на принятие двух новых важнейших программ – по детским садам и водообеспечению наших сельских населённых пунктов.

В целом мы удовлетворены приростом пусковых строек. Тем не менее, мы помним, что у нас с вами огромный перечень незавершёнки. На сегодняшний день это 433 объекта на сумму 60,2 млрд. рублей. Будем им заниматься в настойчивой форме.

В прошлом году мы довольно продуктивно отработали программу капитального ремонта многоэтажек. В числе первых стали финансироваться из Фонда ЖКХ. За два года получили из Фонда 2,5 млрд. рублей, отремонтировали почти 900 многоквартирных дома и улучшили условия проживания 106 тысяч наших земляков.

В текущем году взяли для себя планку отремонтировать ещё 411 домов, заявились на 1,5 млрд. рублей, и эти деньги уже получаем.

Должен отметить, что при общем 25-процентном спаде в строительстве (это, пожалуй, самая пострадавшая от кризиса отрасль) ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения составил по году 96%. При этом жилья мы с вами ввели площадью 1 млн. 123 тыс. кв. метров, что на 5,5% больше, чем в 2008-м докризисном. А по «квадратуре» жилых новостроек в 2009 году мы вышли на 13-ое место в России. В первом квартале текущего – уже на 6 месте.

В прошлом году наконец-то закрыли жилищную проблему для шестисот семей подтопленцев. Помните большую водную трагедию 2002 года. На следующий год были развалены ещё 400 домов. В прошлом году мы эту тему закрыли, дополнительно привлекли из федерального бюджета 400 млн. рублей. Теперь этот «бородатый вопрос» наконец-то решён.

Широкомасштабная работа была развернута по обеспечению жильём ветеранов Великой Отечественной войны. И эти усилия, понятное дело, ещё более активизированы в юбилейный год Победы. К 1 мая вся «первая очередь», а это 344 ветерана, получили положенные «квадратные метры». Хотя, к сожалению, ветераны уходят. И нам надо торопиться.

Я уже фактически перехожу на социальный блок отчетного доклада. Но если итожить его экономическую часть, то хотел бы в заключение обозначить ещё две позиции.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА», оценивая антикризисную устойчивость российских регионов, назвало Ставропольский край в числе восьми наиболее устойчивых субъектов, занимающих место в группе роста. Итоговая статистика года это подтверждает. Краевая антикризисная программа признана эффективной, чего удостоились немногие регионы.

И второе. По прогнозным оценкам экономистов, валовой региональный продукт края за 2009 год превысит 292 млрд. рублей, что практически соответствует уровню 2008 года. Это при том, что в целом Россия просела - 8%.

Понятно, что в выводах такого рода, даже экспертов, всегда есть доля субъективизма. Поэтому Правительству края принципиально важно получить оценку своих действий со стороны депутатского корпуса, с учетом взаимной ответственности за реализацию антикризисной программы.

Что касается «социального барометра», то он в своих интегральных показателях вполне удовлетворительно характеризует самочувствие Ставрополья в пережитый непростой год.

Естественная убыль населения сократилась на 11% в сравнении с 2008 годом. А если сравнивать с 2007-м, то сокращение почти вдвое. Продолжительность жизни увеличилась до 70,2 лет. Численность населения, с учетом, разумеется, миграционной составляющей, выросла за год на 4,6 тысячи человек.

Напомню вам, уважаемые депутаты, что в консолидированном бюджете края за прошлый год, при среднем росте расходов на 18 процентов, расходы на социалку увеличились на 24 процента.

Вопреки установкам Алексея Леонидовича Кудрина и общему пессимизму по доходной базе, мы всё-таки увеличили на 30% фонд оплаты труда «бюджетников». И только на внедрение новой системы оплаты труда израсходовали 4,3 млрд. рублей. Да, при этом край попал в «чёрный список» в глазах федерального Минфина с некоторыми вытекающими последствиями. Но зато мы поддержали своих бюджетников в трудный период. И хотя потом пришлось-таки затягивать пояса и не индексировать социальные выплаты на 10-й год, это сыграло свою стабилизирующую роль на уровне социальной психологии.

В полтора раза увеличился в 2009 году объем различных социальных выплат, которыми были охвачены 240 тысяч ставропольцев. При неоднократных «секвестрах» расходных статей, мы с вами не допустили урезания этих, социально значимых направлений. И они финансировались в приоритетном порядке.

В здравоохранении отдельным приоритетом стало развитие системы кардиопомощи. Здоровое сердце – всё большая редкость у нас в крае. А сердечно-сосудистые заболевания – причина 37% смертей в трудоспособном возрасте. И это уже не только медицинская, но и серьёзная социальная проблема.

Я полагаю, трудно переоценить значение того, что в крае заработал региональный сосудистый центр, и мы открыли три первичных сосудистых центра в Ставрополе, Невинномысске и Пятигорске. Что мы теперь можем оказывать высокотехнологичную помощь и производить сложные кардиохирургические операции.

За год в сосудистых центрах пролечено 5600 пациентов. Это даже выше плана на четверть. Высокотехнологичных хирургических вмешательств выполнено в 8 раз больше, а в кардиологии – в 5 раз больше чем в 2008 году.

Я был недавно в нашем кардиоцентре. Там заработала новая рентген-операционная стоимостью в 25 млн. рублей. Вторую запускаем. Но что меня поразило больше всего?.. Прежде всего – это длинная, плотная очередь людей, которым нужна помощь. Я там такого наслушался, что можно услышать только от людей, измученных болезнями и ожиданием.

Мы расширяем объемы этой помощи, модернизируем отрасль. Тем не менее, следует откровенной признать – мы отстаём от реальных потребностей. И в кардиослужбе, и в онкологии, и в гемодиализе, и по другим высокотехнологичным видам помощи.

При этом у нас по-прежнему много проблем в лекарственном обеспечении и амбулаторном сегменте.

Сегодня можно и нужно предъявлять справедливые претензии к краевому здравоохранению. Вместе с тем, по моему убеждению, это одна из тех отраслей, которая сделала самый ощутимый рывок за последний год.

Неслучайно по данным социологических опросов, проведенных Федеральной службой охраны, удовлетворенность населения края медицинской помощью за год выросла на 13%. Это самый высокий показатель по всем нашим мониторируемым отраслям.

Образование. Вторая важнейшая сфера, с которой соприкасаются сотни тысяч семей. Порядок в котором, уровень знаний, комфортность среды во многом определяют жизненный успех наших детей. А значит – и завтрашние успехи нашего края.

Неслучайно образование стало одним из приоритетных национальных проектов. Родилась также президентская инициатива «Наша новая школа». А этот год объявлен в стране Годом учителя.

Мы в крае тоже пытаемся сделать образование и качественным, и престижным, и современным. А с учетом состояния наших школьных зданий – ещё и безопасным.

В прошлом году на проведение противоаварийных мероприятий в 39 общеобразовательных учреждениях освоено 367 млн. рублей. Финансирование капремонта муниципальных объектов из местных бюджетов увеличилось вдвое.

Таков избранный приоритет. Я сегодня особо его выделяю, потому что вопросы безаварийности зданий, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности школ – это вопросы жизни наших детей, и первые вопросы, которые я задаю руководителям отрасли.

Конечно, на всё нужны деньги. Доля расходов на образование в общем объеме консолидированного бюджета составила 25%. По сравнению с 2008 годом расходы увеличены на 2 млрд. 656 млн. рублей, или на 17%.

Пока нет удовлетворенности общим состоянием отрасли. Но есть серьезный план мероприятий в рамках реализации президентских инициатив, что, на наш взгляд, поможет подняться на качественно новую ступень в системе нашего образования.

Ну и, разумеется, самым сложным из всех вопросов социально блока в 2009 году, о чем я сегодня не могу не сказать, было напряжение на рынке труда. Первейшее и наиболее острое последствие экономического кризиса

С начала 2009 года волна безработицы захлёстывала. Конечно, была в ней доля побочных факторов и сезонного колебания рынка, и ставшего привлекательным пособия по безработице, которое выросло почти до пяти тысяч рублей. Но доминанта кризиса практически весь год довлела над рынком труда. И его стабилизация стала ключевым направлением антикризисной программы на краевом и местном уровнях.

Синхронизация усилий и выделение существенных бюджетных средств на борьбу с безработицей, а в крае на это потрачено 370 млн. рублей, позволили нам избежать социального коллапса. А вы знаете, что целый ряд регионов, особенно российские моногорода, прошли через протестные акции. У нас этого не было.

За счет мероприятий краевой программы обеспечена занятость около 35 тысяч человек. В муниципальных образованиях организовано почти 6300 временных рабочих мест. Тысяча безработных получила финансовую помощь для открытия собственного дела.

Если брать уже свежие цифры, то в первом квартале текущего года по сравнению с 2009-м численность безработных у нас меньше на 15%. А количество трудоустроенных за этот же период – больше на 10%. Подвижки есть, будем их наращивать.

Уважаемые коллеги!

Отдельно буквально несколько слов хотел бы высказать по такой значимой теме, как общественная безопасность. Это зона ответственности не только и, наверное, не столько исполнительного органа края, но и наша в том числе. Причем в минувшем, 2009 году, я лично сделал особый упор на тех компетенциях и полномочиях Правительства, которые затрагивают эту сферу.

Многое сделано в рамках краевой антитеррористической комиссии. С июля 2009 года стала регулярной практика моих совещаний с руководителями правоохранительных структур, общий диалог по ключевым вопросам.

Мы хорошо понимаем, что финансово-экономические проблемы выступают негативным фактором, влияют на баланс порядка и криминала. Понимаем, что безработица, низкий уровень жизни, коррупция – это «дрожжевая среда» для преступности. Поэтому антикризисная работа имела ещё и важнейший подтекст стабилизации общей ситуации, недопущения криминального взрыва.

К сожалению, в 2009 году отмечена череда заказных покушений и убийств. Была, по сути, попытка криминального давления на власть и бизнес. Но она (совместными усилиями) захлебнулась.

Совместно с правоохранительными органами мы смогли «затушить» и несколько разгоравшихся пожаров в молодежной среде, имевших этническую составляющую. Хотя само по себе «возгорание», да и не одно, для нас тревожный звонок. В этом плане я надеюсь на помощь образованного Духовного управления мусульман Ставропольского края. Буквально недавно встречался с муфтием Мухамадом-хаджи Рахимовым – увидел общность взглядов, и это обнадёживает. Будем работать вместе.

В целом, если сослаться на тот же соцопрос, население края оценивает снижение уровня криминогенности в крае на 7,8%. На 5% выросла удовлетворенность деятельностью органов исполнительной власти по обеспечению безопасности. У нас не было терактов, не было крупных эксцессов и это большой плюс.

Уважаемый Виталий Андреевич!

Уважаемые депутаты!

Я уже достаточно много времени говорю. Но всё-таки, быть в Думе и не отчитаться по бюджету невозможно.

Я должен сказать, что по сравнению с 2008 годом поступление собственных доходов сократилось на 590 млн. рублей – примерно один процентный пункт. Неплохо для напряжённого года. Потому что Минфин России прогнозировал падение для группы регионов, в которую входит Ставропольский край, в размере 18%. Мы опустились на один процент.

По сравнению с прошлым годом увеличилась наша «зависимость» от федерального центра на 4 процента. Но не могу сказать, что это плохо, ведь более трети средств направлено в виде субсидий на конкретные цели. И характеризует, в том числе, способность Правительства края привлекать финансовые ресурсы из вышестоящего бюджета.

Всего, на условиях софинансирования, в край привлечено 5,6 млрд. федеральных рублей для проведения расходов по сорока направлениям.

Мы с вами плотно поработали над выстраиванием бюджетного процесса. Поэтому я не останавливаюсь в подробностях.

В заключение хотел бы донести до вас буквально несколько позиций, которые обозначены перед Правительством края в качестве ключевых приоритетов на 2010 год. На чём будут сделаны управленческие акценты.

Первое. Приток инвестиций.

У нас начата реализация крупных проектов в Буденновске, Невинномысске, заложена платформа под региональные индустриальные парки. В целом динамика инвестиций в уверенном позитиве.

Вместе с тем, накопленный объём ещё явно недостаточен для крупномасштабного обновления основных производственных фондов.

Поэтому не снимается с повестки дня, а где-то даже усиливается задача создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса на территории края.

С умеренным оптимизмом могу обозначить прогнозный рост инвестиций на текущий год – 103%.

Далее. Инновационный рывок. Это вторая составляющая модернизационного процесса, на который нас сориентировал Президент страны.

Перед Правительством края поставлена задача интеграции в Национальную инновационную систему. В институциональном плане – это комфортная правовая база, создание инновационно-технологических центров, технопарков и другой инфраструктуры, поиск и поддержка новаторов, продвижение инновационноёмких проектов – таких, как Региональный фармацевтический кластер или завод по производству солнечных батарей, который мы будем строить в Ставрополе совместно с корпорацией Роснано (…)

Сюда же можно отнести работу по энергоэффективности. Это третья, особо значимая для нас сейчас задача.

Мы вплотную подошли к инновационной, по сути, для нас идеологии: энергию надо экономить. Уже летом на уровне муниципалитетов, а к осени – на краевом уровне будут разработаны программы энергосбережения. Появятся как стимулы энергоэкономного поведения, так и императивные запреты. На те же 100-ватные лампочки с 2011 года.

Вот к чему мы идём, и 2010 год – важнейший подготовительный этап, который надо скрупулезно отработать.

Наконец, два акцента в социальной сфере.

Нам предстоит разработать программу модернизации здравоохранения края с прицелом на масштабное обновление его материально-технической базы, оборудования и технологий, на что Федерация обещает поддержку – 400 млрд. рублей.

Далее. Нам надо усилить работу с детьми и молодежью в рамках подготовки Всекавказского молодежного лагеря, который пройдет на Кавминводах этим летом, в рамках стартовавшего в этом году эксперимента по изучению основ мировых религий в школах. Ну и через возможности, которые предоставляет нам Год учителя.

Наконец, установка, которую я сейчас не только назову, но фактически, прямо в эту минуту, она уже реализуется – об открытости власти.

Считаю принципиально важным, что сегодня отчет Губернатора перед законодательным собранием транслируется в режиме реального времени на моём официальном сайте и на сайте краевой Думы. Тем самым – доступен каждому жителю края.

Мы в декабре запустили краевой портал госуслуг, который сейчас работает неким интегратором информресурсов. Там 217 услуг для населения и 90 – для юридических лиц. Развиваем практику Интернет-приёмных в органах власти.

Информационные технологии повышают прозрачность предоставляемых услуг и снижают уровень коррупции. В более широком смысле позволяют обществу контролировать власть. И мы будем решительно двигаться в этом направлении.

Уважаемые депутаты!

Выражаю надежду, что сегодняшний мой отчет перед Государственной Думой и последующее его обсуждение позволят ветвям власти более точно определиться с пониманием сложившейся социально-экономической ситуации, с динамикой и точками приложения усилий.

Кризис отступил. Но я бы сказал: дверь за ним ещё не захлопнулась. Он оставил достаточно много проблем и трудностей. Но мы не будем на них ссылаться, а будем их преодолевать.

При общем понимании всего того, что пока присутствует у нас в крае со знаком «минус», я не вижу для Правительства и для Думы никаких препятствий, чтобы вместе формулировать цели и задачи, а затем успешно их реализовать.

Благодарю».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости