Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
К 1 января 2012 года все техрегламенты, действующие в РФ, должны быть заменены едиными нормами Таможенного союза (ТС). Как только вступает в действие техрегламент ТС, национальные требования прекращают применяться. Сложно представить, какую неразбериху при явной неподготовленности нашей системы к таким "скачкообразным скачкам" может предъявить нам реальная правоприменительная практика.
Для понимания глубины проблемы приведем пример принятия Таможенного кодекса ТС, который передал на уровень Комиссии ТС до половины полномочий Федеральной таможенной службы России. Действующий в России Таможенный кодекс, как и все принятые в соответствии с ним инструкции, формально противоречит Таможенному кодексу ТС. Снять противоречия должен был закон "О таможенном регулировании". Проект закона внесли в Думу только 14 июня (надо было ввести его в действие 1 июля), рассмотрение его отложено неизвестно на какой срок. В результате появляется письмо ФТС "местным таможням", в котором приведен чудесный перечень, как теперь применять национальный Таможенный кодекс: здесь читать, здесь не читать, тут опять читать. То есть применение кодекса, который как бы уже не действует, сегодня регулируется, по сути, непубличным служебным документом.
Минпромторг обещает с 1 января следующего года сократить количество товаров, подлежащих обязательной сертификации, с 50 до 30%, переведя их в режим декларирования. Заявка красивая и даже в определенной степени "радикальная", если бы не одно "но". Декларация о соответствии в реальных российских условиях изменила свою суть, стала не уведомительной, а разрешительной. Фактически остался все тот же порядок, подразумевающий обязательное привлечение "аффилированных" испытательных центров и лабораторий.
Одновременно предполагается увеличить размер штрафа за нарушения обязательных требований техрегламентов с 50 тыс. до 1 млн рублей. Идея благая и направление выбрано правильное: свести объемы требований к бизнесу до минимально необходимых и одновременно увеличивать ответственность за их нарушения. Именно по такому пути в свое время пошло российское конкурентное ведомство, привязав штрафы за нарушение антимонопольного законодательства к выручке нарушителя. Это существенным образом увеличило масштабы финансовых санкций на крупный бизнес. Однако такие изменения в Кодекс об административных правонарушениях были введены после проведения реальной реформы законодательства о конкуренции. В сфере же техрегулирования предлагается почти в 20 раз увеличить размеры штрафов при том, что вся система до сих пор остается недореформированной, запутанной и крайне противоречивой. Что в таких условиях будет происходить, нетрудно спрогнозировать - рост масштабов коррупционного "рынка".