Пермский край значительно уступает регионам-конкурентам по уровню развития малого предпринимательства.
Согласно опубликованному недавно информационно-аналитическому докладу «Национального института системных исследований проблем предпринимательства» («НИСИПП»), количество малых предприятий в Прикамье в 2009 году составляло 670 на 100 тыс. жителей. Для сравнения: Башкортостан – 767, Нижегородская область – 932, Татарстан – 1 тыс. 185, Свердловская область – 1 тыс. 456.
Правда, численность занятых в малом бизнесе Западного Урала – по сравнению с 2008 годом – возросла на 9,9%. Впрочем, эта цифра выглядит достаточно скромной по сравнению с аналогичным показателем других регионов страны: Чеченская Республика (показатель вырос на 76%), Смоленская область (на 41%), Республика Тыва (на 37%), Липецкая область (на 34,9%).
Заметное увеличение также наблюдается в Ханты-Мансийском АО (на 29%), Владимирской области (на 28%), республиках Карелия (на 26%) и Кабардино-Балкария (на 25%), Свердловской (на 23%), Сахалинской (на 23%), Белгородской (на 18%), Иркутской (на 18%), Тюменской (на 18,2%) и Московской (на 15,9%) областях. При этом, что интересно, в регионах Приволжского федерального округа наибольшая среднемесячная заработная плата работников малых предприятий (без микропредприятий) составила в республике Татарстан -15 тыс. 835 рублей, в Пензенской области – 14 тыс106 рублей и в республике Башкортостан – 12 тыс. 488 рублей. А самая наименьшая зарплата - в Саратовской области – 8 тыс. 930 рублей, и в Пермском крае – 11 тыс. 299 рублей.
Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации по итогам 2009 года
составил 16 873 млрд. рублей, - это на 17 % ниже показателя 2008 года, с
учетом индекса потребительских цен. В Пермском крае оборот малого бизнеса в 2009 году составил 284 млрд. 688 млн. рублей – 89,7% к уровню 2008 года.
Между тем, в 27 регионах оборот МП вырос – в том числе в Пензенской (на 38%), Ульяновской (13%) и Нижегородской (10%) областях.
Пермский край вошел в группу субъектов федерации, где зафиксировано наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал в малом бизнесе. В Прикамье капиталовложения сократились на 55%. Для сравнения – в Чечне – на 54%, Адыгее – 53%, Карелии – 52%.
Чем объяснить тот факт, что в Пермском крае, как и во многих других регионах, численность малых предприятий «официально» растет, в то время как инвестиции – тают на глазах?
Эксперты из «Национального института системных исследований проблем
предпринимательства» отвечают на этот вопрос так: активнее всего в 2009 году рос микросектор с числом занятых до 15 человек (на 30,6%) и, напротив, сокращалось количество собственно малых предприятий, где работает от 15 до 100 человек (падение почти на 20%).
«Казалось бы, - отмечают специалисты из НИСИПП - численный рост совсем «юных младенцев» улучшает демографию сектора – у сектора появляется будущее (со временем «дети» подрастут и станут полноценными членами предпринимательского сообщества). Объективная статистика всего лишь одного показателя (количества субъектов МСП) даже позволила части руководителям государства и отдельным чиновникам начать делать неверные выводы: якобы, несмотря на кризис, наблюдается рост предпринимательской активности и происходит «миграция» из малого бизнеса в микро- (своеобразное «омоложение» предпринимательства). Кто вкладывает руководству в голову и уста столь, мягко говоря, спорные тезисы? Между тем текущее состояние сектора отнюдь не столь радужно, как представляется на первый взгляд, ибо предпринимательскую активность характеризует не масштабирование пустых «юридических оболочек», а динамика (рост или снижение) тех показателей, которые составляют фактическую финансово-экономическую деятельность бизнеса. А это: занятость в секторе, его обороты (выручка), объемы инвестиций в собственное дело (чем больше вкладываю сегодня в самого себя, тем сильнее уверен в своем развитии завтра). Если российская экономика в целом уже демонстрирует признаки оживления и начала медленного выхода из кризиса, то сектор малого предпринимательства в 2009 году продолжал оставаться в глубокой депрессии, а говоря откровенно – на стадии спада».
И в Пермском крае, судя по прошлогодним данным, ситуация в малом бизнесе – крайне тревожная. Происходит то, что эксперты НИСИПП называют «ботекс»: «Что же касается мифа о «миграции» малого бизнеса в микро-, то мы воспринимаем миграцию как передвижение чего-то живого с одного места или состояния в другое. А когда такая «миграция» заключается в фактическом сужении одного сегмента малого бизнеса (закрытие фирм) и поддерживается искусственным «рождением» нежизнеспособных экономических микроединиц, то назвать это хочется иначе – «ботекс». Искусственная пластика, как известно, улучшает только внешность, да и то ненадолго, а «начинка» может оставаться все такой же больной».
Спад предпринимательской активности легального (зарегистрированного и стоящего на налоговом учете) малого и среднего сектора мог компенсироваться только возможным ростом нелегального. Однако, исследования НИСИПП на данных субъективной статистики (опросы малых предприятий в разных регионах России) свидетельствуют об общем падении теневой активности легальной части МП. Следовательно, имеет право на существование гипотеза о том, что в последние два года кризиса мог идти значительный рост исключительно нелегального сектора экономики. То есть - даже не зарегистрированного и не состоящего на налоговом учете – эта «тень» на сегодня вообще не поддается никаким оценкам.
Рисунок: Алексей Меринов, сайт mk.ru
Олег Устюгов