Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

«Больше всего нареканий к налоговикам». «ВЗГЛЯД.РУ»

ВЦИОМ составил рейтинг госорганов, которые активнее других мешают работе малого и среднего бизнеса в России

Во вторник ВЦИОМ по результатам опроса 1,2 тыс. владельцев и топ-менеджеров компаний обнародовал рейтинг госорганов, работа которых вызывает больше всего нареканий со стороны бизнеса. На первом месте оказалась налоговая инспекция – ее деятельность мешает работе 65% опрошенных предпринимателей, а второе и третье места поделили между собой Государственная противопожарная служба (50% респондентов) и местные администрации (42%).

Налоговики хуже всех

Во вторник ВЦИОМ представил результаты ежегодного исследования, посвященного проблемам российского бизнеса. В ходе него социологическая служба составила своеобразный рейтинг госорганов, работа которых вызывает больше всего нареканий со стороны предпринимателей.

В ходе исследования были опрошены 1,2 тыс. российских предпринимателей, представляющих три макроотрасли (промышленность и строительство, транспорт и связь, обслуживание и торговля). Опрос производился  в 40 субъектах России.

Исследование показало, что из всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, наибольшие претензии предприниматели предъявляют к налоговой инспекции: ее деятельность мешает 65% опрошенных.

«Заказных» проверок стало больше

На втором месте Государственная противопожарная служба (она вызывает недовольство 50% респондентов). Несколько реже представители бизнеса указывают на препятствия со стороны местной администрации (42%), Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%), лицензирующего органа (38%), региональной администрации (31%).

В наименьшей же степени бизнесу мешает деятельность МВД (24%), Общества по защите права потребителей (22%) и антимонопольных органов (20%).

Предприниматели подчеркнули, что главной проблемой при проведении проверок остается требования избыточного по сравнению с законом пакета документов (33%).

Значительно чаще, нежели в 2008 году, предприниматели стали упоминать намеки на необходимость оплаты услуг (с 16% до 30%), «заказные» проверки (с 18% до 25%), нарушения правил проведения проверок (с 8% до 12%). С 2007 года постепенно растет доля тех, кто указывает на недостаточную компетентность должностных лиц, осуществляющих проверки (с 17% до 24%). Напротив, чуть реже стали говорить об избыточной частоте проверок (с 32% до 29%).

Объективная статистика

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты в целом согласны с приведенными ВЦИОМом данными. «Действительно, больше всего нареканий у бизнесменов к налоговой службе.  По закону все контрольно-надзорные органы должны согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой, но этот закон не распространяется на  фискальные органы, которые могут проводить выездные и камеральные проверки, причем они неограниченны ни по времени, ни по объему. Налоговики могут проводить проверки хоть круглый год и без предупреждения», – комментирует вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев.

«Вполне возможно, что камеральные и выездные проверки сейчас проводятся с пристрастием, так как известно, что бюджет дефицитный, и перед налоговиками негласно поставлена задача: повысить собираемость налогов», – предполагает Владимир Буев.

Пожарные вне игры

Вместе с тем эксперт не согласен с претензиями к службе пожарной безопасности. «Действительно, для предпринимателей пожарники доставляли много хлопот,  но это было 4–5 лет назад. Сейчас ситуация несколько изменилась», – комментирует Владимир Буев.

А вот то, что бизнесмены не так много предъявляют претензий к правоохранительным органам, экспертов не удивляет. Ведь обусловлено это отсутствием у них контрольных функций. «Сейчас идет реформа МВД, и она ощущается. А потом, МВД может вмешиваться, только когда есть подозрения на совершение преступлений», – отмечает Владимир Буев.

Вполне обоснованной выглядит и довольно небольшая доля претензий к антимонопольной службе. «У антимонопольщиков только несколько функций. Они могут осуществлять проверки в случае проведения крупных сделок, наличия ценового сговора, а также в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке», – резюмирует Буев.

Фото: ИТАР-ТАСС

Текст: Полина Спелова

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости