Поставщики мороженого, кулеров, вентиляторов и других "лекарств от зноя" в жару чувствуют себя более чем комфортно
Бороться с последствиями экономического кризиса России помогает сама природа. Аномальная жара, как выяснилось, сумела вытащить из пост-рецессионной ямы множество отраслей экономики. Сверхприбыли на температурных рекордах не смог заработать только самый ленивый делец.
Впервые за последние годы производители и покупатели в недоумении наблюдают пустые прилавки. Несмотря на подскочившие цены, из аптек, например, мгновенно исчезают средства от укусов насекомых и термальная вода, быстро раскупают солнцезащитный крем и крайне актуальные лекарства от отравлений. Между тем, производители ориентировались на спрос предыдущих лет, в результате чего не всегда могут оперативно заполнить полки отсутствующими товарами. Такое лето у нас впервые, говорят аптекари.
Продажи мороженого только по самым скромным подсчетам выросли на четверть. Этим летом в особом почете у россиян фруктовый лед - такого спроса на него не было уже лет тридцать. Однако самые большие обороты сейчас у производителей воды. Кстати, некоторые не особо успешные пивные заводы перешли с алкоголя на воду - покупают гораздо лучше.
Как ни странно, подорожала и такая скоропортящаяся продукция, как фрукты. А вот мясо, напротив, подешевело, потому что хранить его негде - холодильники к борьбе с температурными рекордами оказались не готовы. Врачи советуют тщательно следить за качеством мяса и хлеба.
Нынешний спрос - это, по сути, спрос не на продукцию, а на решение проблем, которые вызвала жара, отметил «Голосу России» эксперт из Института системного исследования проблем предпринимательства Николай Смирнов:
«Естественно, гражданам хочется расслабиться в тени и сбросить свою температуру тела. Вырос спрос на лекарственные средства, производство и продажа всевозможных электроприборов, которые способствуют снижению температуры воздуха, охлаждению воды, кулеры и прочее. Эти предприниматели могут существенно повысить свои доходы».
«Торговля выиграла сто процентов. Таким образом, жара повысила темп предпринимательства. Тот бизнес, который не приспособился к жаре, он получит ущерб», - считает эксперт.
Довольны положением дел туроператоры, особенно те, которые возят в Центральную и Северную Европу - температурный режим там значительно более демократичный. Турпоток в пляжные страны вырос в два раза - море ассоциируется у людей с прохладой, отметил Николай Смирнов:
«В связи с жарой туризм возрастает, поскольку во всей стране сложилась такая жаркая погода. Терпеть жару в России и так многим надоело, и ехать в ту же самую жару не хочется».
А хочется, например, на дачу или просто за город. Конечно, на машине и со включенным кондиционером. Эксперты оценивают рост потребления бензина в 5-7 процентов - для топливных компаний это не менее 700 тысяч долларов в месяц. Если же на дачу уехать не получается, россияне стараются пересидеть жару в квартирах, ресторанах или кинотеатрах - там прохладно, чего не скажешь о многих офисах.
Фирмы, вся деятельность которых протекает в офисах, терпят небольшие убытки. Дело в том, что Минздравсоцразвития рекомендовал работодателям сократить рабочий день. Ведь согласно санитарным нормам, если в помещении больше 30 градусов, работать в нем можно только 3 часа. Совету мало кто последовал, хотя кое-где смягчили дресс-код и ввели ежечасные перерывы. Сотрудники в долгу не остались - согласно статистике, резко возросло количество внеочередных отпускников, заболевших и тех, кто с работы просто сбегает, надеясь, что начальник тоже человек и все поймет.