Специалисты не могут найти консенсус в оценке бизнес – климата.
По данным Минэкономразвития, количество субъектов малого бизнеса в регионах неуклонно растет: несмотря на кризис, сегодня в России работает около 1,3 миллиона малых предприятий и 4 миллиона индивидуальных предпринимателей. Вице-президент общественной организации малого бизнеса «Опора России» Владислав Корочкин считает, что это происходит благодаря «трансформации сознания и трансформации экономики по отношению к малому бизнесу, которые до кризиса происходили достаточно медленно». К тому же, существенную роль играют меры господдержки: различные субсидии и льготы для желающих создать свое предприятие, снижение административных барьеров, уменьшение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов и т. д.
Картину статистического благолепия несколько портят очередные исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП): если экономика страны в целом демонстрирует признаки оживления, то сектор малого предпринимательства остается на грани спада.
НИСИПП: малый бизнес – аутсайдер экономики
Динамика развития малого предпринимательства является одним из важных индикаторов делового климата регионов. Для оценки ситуации используют такие показатели, как: прирост / сокращение количества зарегистрированных фирм на 100 тыс. населения, увеличение / сокращение среднесписочной численности занятых на них, рост / спад объема оборота и объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. По результатам информационно-аналитического доклада НИСИПП, в 1 квартале 2010 года Пермский край не только не вошел в десятку лидеров, но даже не отмечен среди регионов, где произошел сколько‑нибудь значимый рост показателей.
Эксперты отмечают: в России медленно, но растет объем оборота малых предприятий – в 1 квартале текущего года он на 3,5 % выше прошлогоднего показателя и составляет чуть более 2 миллиардов рублей. Причем прирост отмечается в 49 регионах. Больше всего показатель оживающего потребительского спроса вырос в Тыве (на 70 %) и в Москве (на 69,8 %). Самый сильный спад отмечен в Чукотском АО – более чем в 2 раза. В Пермском крае объем оборота в малом бизнесе сократился на 12,1 %.
Инвестиции в большинстве субъектов РФ либо вообще не направлялись в малый бизнес, либо их объемы оказались невелики. Положительная динамика отмечена только в 38 регионах. В целом же объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил всего 37 миллионов рублей, что на 16,8 % ниже прошлогоднего показателя. На 4,3 % сократилось количество сотрудников МП. В Пермском крае оба этих показателя также «в минусе» – 69,3 % и 9,5 % соответственно (таблицы НИСИПП наглядно демонстрируют, как выглядит пермский регион среди своих собратьев по Приволжскому федеральному округу).
Да, законодатели не сидят, сложа руки: за последние несколько лет приняты федеральные законы, способствующие развитию предпринимательства. Все решения были правильными, однако настоящего прорыва в деле развития малого и среднего предпринимательства добиться не удалось: доля МСП в ВВП России составляет не более 15 %. Для сравнения: в развитых странах она равна 75-80 %. Доля малого инновационного предпринимательства вообще смехотворна – 1,5-3 %. Поэтому подобный рейтинг регионов – это не конкурс красоты, а информация к размышлению, которая должна лечь в основу решений, принимаемых субъектами РФ.
Сами предприниматели также не ощущают существенной поддержки государства. Согласно опросу, проведенному ИА «Альянс Медиа», около половины проблем малого бизнеса при обращении в государственные структуры остались нерешенными – в стране сохраняется приоритет интересов крупного капитала. По-прежнему ощутимо административное давление на бизнес. Не снижается острота вопроса приватизации предпринимателями арендуемых помещений.
Минторг: малому бизнесу – большую заботу!
В краевом министерстве развития предпринимательства и торговли показатели комментируют, основываясь на данных официальных органов статистики: Пермский край, начиная с 2008 года, стабильно остается на пятом месте в Приволжском Федеральном округе по количеству малых и средних предприятий.
Если посмотреть статистику по количеству малых и средних предприятий в первом квартале 2010 года, то можно увидеть снижение среднего значения данного показателя по всем субъектам РФ на 3 % по отношению к первому кварталу 2009 года. Если рассматривать регионы Приволжского Федерального округа, то снижение наблюдается в Оренбургской и Кировской областях – на 3 %, в Пермском крае и Пензенской области – на 4 %, в Саратовской области и Республике Марий Эл – на 6 %.
Однако эти изменения не стоит напрямую связывать с реальным изменением числа предприятий, как в Пермском крае, так и в Российской Федерации. Федеральным законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства» № 209‑ФЗ, с 1 января 2008 года установлены новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства, которые добавляются в методику расчетов поэтапно. В частности, в 2009 году добавился новый критерий по значениям выручки от реализации товаров, работ и услуг на средних, малых и микропредприятиях, в связи с чем произошло «перемещение» ряда предприятий из одной категории в другую.
Если говорить конкретней, то существенно увеличилась в объемах категория микропредприятий (до 76 % от числа малых предприятий), которые не попадают в ежеквартальный подсчет, а досчитываются по итогам года.
Таким образом, данные за первый квартал 2010 года демонстрируют лишь небольшую часть малого и среднего предпринимательства (не более 25 %), на основании которой сложно сделать выводы о генеральной совокупности малых и средних предприятий.
Более показательной является статистика по итогам 2009 года, включающая совокупно средние, малые и микропредприятия. Рост числа малых и средних предприятий в Пермском крае в 2009 году составил до 24 % к уровню 2008 года, численность работников, занятых на них выросла на 8,4 %, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями вырос на 5,5 % к уровню 2008 года.
При улучшении предпринимательского климата, министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края придерживается трех основных принципов. Первый – создание равных условий для всех предпринимателей на территории Пермского края. Принцип равенства и отсутствие преференций отдельным компаниям приводят к уверенности предпринимателей и повышают уровень доверия к власти. Второй принцип – конкурентное развитие – отказ от протекционистских методов. Третий – открытие новых ниш для бизнеса, – заключают специалисты министерства.
Вот такие противоречивые мнения. Кстати, Пермское региональное отделение «Опоры России» от комментариев воздержалось.
Лана Скороход