Кризис заставил сибирские регионы более тщательно просчитывать свои доходы и планировать расходы. «Священными» остаются только затраты на социалку
Финансовый кризис 2008–2009 годов с особенной отчетливостью обнажил различия в экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока и обусловил разнообразие подходов к формированию ими своей бюджетной политики. Дотационные территории еще прочнее «сели на иглу» федеральных поступлений. Экономические развитые же стремятся к самодостаточности и финансовой независимости.
2009−й — год потерь…
Одной из первых реакций субъектов Федерации на финансовый кризис 2008–2009 годов стал пересмотр текущих и стратегических планов развития. Региональные бюджеты в прошлом году изначально принимались с существенным сокращением показателей относительно 2008 года, затем по ходу исполнения постоянно корректировались. То в меньшую сторону — вслед за падением налоговых сборов, то в большую — после выделения очередной порции федеральных субсидий и субвенций. В целом сокращение собственных доходов и повышение доли федеральных поступлений в доходной части стало общей чертой региональных бюджетов, характерной для кризисного сезона (диаграммы).
Особенно сильно пострадали такие регионы, как Кузбасс и Красноярский край, где основу налогооблагаемой базы составляют предприятия металлургии (и черной и цветной) и угольной промышленности — отраслей, наиболее сильно «просевших» в кризис. В Кемеровской области собственные доходы по итогам 2009 года сократились почти на треть относительно уровня предыдущего года (с 71,7 млрд до 44,8 млрд рублей), в Красноярском крае — на 15% (с 82 млрд до 69 млрд рублей). Но если Красноярск в 2010 году уже надеется наверстать упущенное и выйти на докризисный уровень собственных доходов, то кемеровчанам последствия кризиса, очевидно, будут «аукаться» еще долго.
Любопытно, что в положение исключения по динамике собственных доходов попали совсем несхожие регионы — высокодотационная Республика Тыва и крепкий «середнячок» Иркутская область. Тыва, в которой крупных производств нет, успехами в пополнении доходов обязана главным образом своему населению: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 58,5% от всех собственных поступлений в республиканский бюджет, еще 26% — акцизы. Превращение НДФЛ в главный доходообразующий налог
В промышленно развитых субъектах источники собственных доходов более диверсифицированы, существенную долю в них составляют налоги на прибыль предприятий и на имущество. В Иркутской области бюджет значительно лучше сбалансирован, нежели в Тыве. Сохранением же положительной динамики собственных доходов регион обязан,
… и жесткой экономии
Сокращение доходов закономерно привело к урезанию расходов. В первую очередь «пострадали» долгосрочные целевые программы и капитальные инвестиции, особенно в проекты, находящиеся на начальной стадии реализации. Бурятия, например, вообще прекратила финансирование собственных проектов, оставив лишь те, которые финансируются на паритетных с федеральным центром условиях. Во многих регионах были приостановлены работы по инфраструктурным объектам. Например, в Омске бюджетные расходы на строительство метро и реконструкцию аэропорта Федоровка были сокращены до нуля. А Новосибирск форсировал работы по строительству развязок на важнейших магистралях и достройке 13−й станции метрополитена лишь после того, как получил гарантии поддержки центра.
В большинстве регионов была пересмотрена и структура расходной части. Так, согласно официальным отчетам администрации Красноярского края, «оптимизация бюджетных расходов» позволила высвободить в 2009 году порядка 24,161 млрд рублей в целях «обеспечения наибольшей эффективности и экономного использования бюджетных средств». Были значительно сокращены (относительно первоначального плана) фонд оплаты труда бюджетников, объем средств на реализацию ряда инвестпроектов, краевых и ведомственных целевых программ. Зато в шесть раз — до 6 млрд рублей — был увеличен объем кредитных ресурсов, предназначенных для финансирования бюджетной сферы муниципальных образований. На 39,1 миллиона — до 1,17 млрд рублей — возросли ассигнования на исполнение госгарантий края.
Кузбасс, одним из первых почувствовавший приближение финансового кризиса и максимально сокративший расходы практически по всем направлениям (кроме «священной» для губернатора Амана Тулеева «социалки»), умудрился в 2009 году открыть несколько новых производств — взамен закрытых или сокративших выработку старых. Номинальное сокращение расходов на национальную экономику в 2009 году здесь не является «показательным» — кемеровский губернатор всегда славился умением договариваться с бизнесом об инвестициях, необходимых региону.
В большинстве субъектов, как видно из графиков, в 2009 году подверглись «оптимизации» также расходы на общегосударственные вопросы — в основном за счет откладывания текущего ремонта региональных администраций и парламентов и сокращения премиальных и командировочных для их сотрудников. Зато на федеральных «дрожжах» в 2009 году заметно увеличились расходы регионов на ЖКХ и социальную политику. Кроме того, средства из центра были направлены на реализацию важных промышленных и инфраструктурных проектов или тех проектов, в жизненной необходимости которых для региона удалось убедить правительство. Так, на «комплексное развитие Нижнего Приангарья» в 2009 году было направлено более 7 млрд рублей, на строительство технопарка в новосибирском Академгородке — около 400 млн рублей. На бюджетные средства было завершено строительство второй
2010−й — переход к посткризисному развитию
В доходах региональных бюджетов 2010 года размер безвозмездных поступлений сокращен практически до предкризисных значений, хотя их доля все еще сохраняется на довольно высоком уровне. Но в этом году новой характерной особенностью стало практически повсеместное планирование бюджетного дефицита. До 2009 года очень многим регионам удавалось обходиться без серьезных заимствований, а годовые бюджеты часто исполнялись с профицитом — выделенные средства просто не успевали осваивать полностью.
Сегодня,
Для всех остальных регионов это знак — контроль за финансовой дисциплиной ужесточается. Поэтому
В целом в бюджетах нынешнего, как принято его называть, «переходного периода», заметно увеличилась доля социальных расходов, которые направляются главным образом на поддержку пенсионеров, молодежи и малообеспеченных граждан (в том числе за счет передачи части социальных обязательств на региональный уровень). «Сжалась» доля расходов на образование и здравоохранение — главным образом за счет сокращения капитальных затрат по этим направлениям и замораживания фондов оплаты труда. Зато расходы на поддержку ЖКХ вернулись практически на докризисный уровень — федеральный центр свои программы потихоньку сворачивает, а регионы, оставив на этом направлении лишь те расходы, которые требуются для обеспечения нормативов софинансирования, освободившиеся средства стараются направить на другие объекты.
Очень многие в этом году начинают наращивать вложения в национальную экономику. Правда, большинство крупных проектов регионального уровня — от новых мостовых переходов через Обь в Новосибирске или Ангару в Иркутске до завода по производству поликристаллического кремния в Омске и строительства обогатительных фабрик в Кузбассе — будут реализовываться на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, на бюджетные кредиты или под государственные гарантии. Тем не менее в перспективе они должны превратиться в мощные катализаторы экономического развития регионов и помочь им уменьшить унизительную зависимость от вливаний из центра.
Зато во многих экономически развитых регионах предусмотрено увеличение так называемого бюджета развития. В частности, в Красноярском крае и Новосибирской области в структуре расходной части была увеличена доля капитальных вложений и мер господдержки, призванных стимулировать развитие региональной экономики более высокими темпами, чем в среднем по России. Например, несмотря на то что в трехлетнем прогнозном плане экономического развития Новосибирской области валовый объем расходов регионального бюджета зафиксирован, вплоть до 2011 года, на уровне 2009−го, финансирование мер поддержки уже в текущем году увеличено относительно 2009 года на 20–25% (более чем на 2,5 млрд рублей). Иркутская область, несмотря на сокращение доходной и расходной частей
Высокие межбюджетные отношения
Еще одной характерной чертой региональных бюджетов 2010 года стало сокращение номинальных, а в большинстве случаев и относительных размеров межбюджетных трансфертов. В результате чего для многих муниципалитетов, даже весьма крупных и экономически развитых, 2010 год является гораздо более напряженным, чем для бюджетов вышестоящего уровня. К примеру, если в бюджете Новосибирской области в текущем году заложен пусть небольшой, но все же подъем экономики (согласно проекту бюджета рост доходов в 2010 году должен составить 1,69% к уровню предыдущего года, а в 2011 году — 6%), то бюджет «столичного» Новосибирска на тот же период предусматривает снижение доходов на 3,75% по сравнению с кризисным сезоном. Доходная часть бюджета Иркутска в 2010 году запланирована в размере 8,5 млрд рублей. Это на 500 млн рублей (6%) меньше, чем в 2009 году, и на 3,1 млрд (27%) меньше, чем в 2008−м. Между тем региональный бюджет в 2010−м если и «похудел» на 7% относительно уровня 2009 года, зато уровень 2008 года превышает почти на 7%.
Примечательно, что в 2010 году региональные власти стараются часть
Антикризисные меры не отменяются
В стандартный антикризисный набор всех регионов без исключения входил финансируемый из центра обязательный комплекс мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, поддержку
Так, в Новосибирской области в 2009 году львиная доля ресурсов господдержки была направлена на реанимацию строительной отрасли, наиболее серьезно пострадавшей в результате кризиса. Большая часть антикризисных мер в этой отрасли (от предоставления госгарантий по кредитам на достройку жилья до льготной ипотеки) сохраняет свое действие и в 2010 году. В сфере поддержки промышленного производства такой мерой стало, провозглашенное губернатором области Виктором Толоконским приоритетом, стимулирование модернизации и повышения эффективности предприятий. Конечно, никуда не деться от необходимости сохранения рабочих мест на традиционных производствах. В прошлом году администрация области была вынуждена сформировать специальный госзаказ на закупку труб для нужд коммунального хозяйства у металлургического завода им. Кузьмина и помогла ЗАО «Сибирский антрацит» продать около 50 тыс. тонн продукции одной из крупных металлургических компаний. Но на систематическую и целенаправленную господдержку в виде налоговых льгот, госгарантий или субсидирования части расходов из областного бюджета могут рассчитывать прежде всего предприятия, осуществляющие инвестиции в основной капитал, закупающие новое оборудование и технологии, а также работающие в стратегически важных для региона отраслях (например, в высокотехнологичном машиностроении или в сфере транспортной и логистической инфраструктуры). В области сформирован пул инвестпроектов, претендующих на господдержку в 2010 году — общий объем инвестиций составляет более 7 млрд рублей.
Отдельным направлением деятельности областные власти выделяют стимулирование инновационного развития. Здесь полным ходом идет строительство технопарка, аккумулирующего основные инвестиционные средства «инновационного направления». В начале лета был сдан в эксплуатацию первый производственный корпус — Центр технологического обеспечения. Рост частных инвестиций в этом году ожидается до 500 млн рублей. Параллельно идет создание инфраструктуры для коммерциализации инновационных разработок. В прошлом году в области был создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций с уставным капиталом в 200 млн рублей.
Томская область в 2009 году основные усилия сосредоточила на сохранении социальной стабильности, ради которой активно использовала административные меры регулирования: ограничение торговых надбавок, замораживание коммунальных тарифов. Другим важнейшим пунктом антикризисной программы региона стал перевод его экономики на инновационные рельсы. В 2009 количество резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ)
Алтайский край в своем развитии делает ставку на сельхозпереработку, горное дело и туризм. Поскольку собственных средств у края немного, упор в их финансировании будет сделан
Красноярский край, сохранив в 2010 году все антикризисные меры поддержки строительной отрасли, лесного и машиностроительного комплексов, серьезно рассчитывает на появление эффекта от крупных инвестиционных проектов на территории региона: запуск Ванкорского месторождения, которое уже в текущем году принесет дополнительные доходы в краевой бюджет, начало