Генпрокуратура накажет рублем тех, кто будет "кошмарить бизнес". Исполняющий обязанности Генерального прокурора Александр Буксман потребовал от прокуроров жестко пресекать действия контролеров, проводящих незаконные проверки предпринимателей, незамедлительно реагировать на выявляемые факты нарушений закона, принимать меры по их реальному устранению и привлечению виновных лиц к административной ответственности.
Теперь нарушившие закон контролеры будут нести ответственность за проведение проверки при отсутствии оснований, за проверку без согласия прокурора, необходимого распоряжения (приказа) руководителя, за непредставление акта о проведенной проверке и т.д. Штраф для подобных нарушителей составит до 5 тыс. руб., а при повторном нарушении - до 10 тыс. руб.
Кроме того, до 4 тыс. руб. увеличен размер штрафа за воспрепятствование осуществлению должностными лицами органов контроля своих служебных обязанностей, в том числе при проведении проверок. Эта правовая норма касается недобросовестных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые злоупотребляют своими правами и всячески уклоняются от проведения в отношении них контрольных мероприятий.
Установление административной ответственности контролеров и субъектов предпринимательства не только упорядочит деятельность в области государственного контроля, но и повысит ответственность должностных лиц и предпринимателей за его ненадлежащее исполнение, отмечается в заявлении Генпрокуратуры.
Бизнес-сообщество отмечает, что мера в отношении контролеров, несмотря на небольшие штрафы, будет очень действенной. "До этого в России с проверками предприятий была полная асимметричность в действиях контролирующих органов, - говорит вице-президент "Деловой России, президент Коллегии оценщиков стоимости бизнеса Александр Галушка. - Если проверяемый что-то нарушил, он отвечал, а вот проверяющему все сходило с рук. Конечно, размер ответственности контролеров пока представляется незначительным, но мы надеемся на то, что движение в этом направлении продолжится, и, исходя уже из реальной практики правоприменения, думаю, в дальнейшем штраф будет увеличен".
"5 тысяч - несерьезная сумма, - соглашается Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства. - Как вариант, можно взыскивать 1-2 процента от квартального оборота предприятия - по аналогии с антимонопольным законодательством, где есть оборотные штрафы, но налагаемые на предприятия".
Во время проверки, по словам г-на Шестоперова, контролирующие органы, как правило, парализуют деятельность компании. Сотрудники вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, вынуждены готовить документы, участвовать в контрольно-надзорных мероприятиях. Несколько дней простоя зачастую приводят к колоссальным убыткам. А если основание этой проверки в итоге было незаконным, этот штраф будет несоразмерен потерям компании.
При этом эксперты отмечают, что для Москвы сумма, возможно, и небольшая, а в регионах для контролеров она будет весьма ощутимым наказанием. "Иногда во время проверок в небольших городах, на рынках, предприятиях, контролеры удовлетворялись примерно такой благодарностью, как эта сумма, - говорит Владислав Корочкин, вице-президент "Опоры России". - С новыми мерами смысла проверять бизнес без надобности не будет. Есть разумный предел того, что контролеры хотят получить - если мелкое нарушение, то много не дадут, а если крупное, то штраф может быть выше, но это уже риски, которые проверяющим не нужны. Умным контролерам стоит над этим задуматься. Будет хоть какая-то ответственность за действия, которые раньше вообще никак не наказывались".
Вообще деятельность контролеров в России эксперты оценивают как избыточную и сомнительную. "Она скорее неэффективна, чем наоборот, - рассуждает г-н Шестоперов. - Почти все опросы, проводимые общественными организациями и Минэкономразвития, показывают, что административные барьеры, кроме проверок, остаются существенным препятствиям для деятельности предприятий. Так было все последние годы. Если из года в год предприниматели называют это как один из факторов, мешающих их деятельности, видимо, об эффективности контроля в данном случае говорить не приходится. Хотя, некие подвижки идут, назначили те же штрафы, подключили прокуратуру к контрольно-надзорной деятельности, будем надеяться, что система в итоге как-то поменяется в лучшую сторону".
Стоит отметить, что система меняется уже более года. С 1 мая 2009 года в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокуратура должна согласовывать внеплановые проверки малого и среднего бизнеса. Кроме того, запрещено контролировать деятельность предпринимателя чаще одного раза в три года. При этом закон не распространяется на оперативно-розыскные мероприятия, производство дознания, проведение предварительного следствия, а также на ведение административного расследования.
По словам г-на Корочкина, проверки предприятий реально сократились по многим направлениям. Но эксперт не исключает, что в отдельных регионах в этом отношении, возможно, стало и жестче: "Я этого не исключаю, страна большая. Но если брать в целом, то по некоторым направлениям их количество упало очень существенно. Это заметно по спаду интереса предпринимателей к общественным организациям, видимо, многие вопросы у них уже решены".
За последний год в защиту предпринимателей, напоминает эксперт, выступил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Со дня вступления в силу нового федерального закона "о проверках" - от 26 декабря 2009 г. 294-ФЗ - ведомство существенно снизило число плановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, территориальные органы ведомства осуществляют свою деятельность строго в соответствии с законом, согласовывая проведение выездных внеплановых с прокуратурой. МВД, по словам эксперта, пошло таким же путем, после того как были внесены изменения в закон о милиции, актуальность проверок предприятий резко упала.
Если говорить об антикризисных мерах в отношении поддержки малого предпринимательства, о которых много за последний год заявлял председатель правительства РФ Владимир Путин на различных общественных форумах, то, как уверяет Алексей Шестоперов, две трети из заявленного были приняты. Другой вопрос, что задачи реализуются очень медленно. Например, год назад в апреле председатель правительства на форуме "Опоры" заявлял, что малым предприятиям необходимо облегчить доступ к государственному заказу. Предложил снизить размер обеспечения заявок на участие с 5% до 2%. Но до сих пор окончательного решения по этому вопросу не принято. Проект закона о государственном заказе в первом чтении был одобрен Думой только в июне этого года, после этого депутаты ушли на каникулы.
Также в начале 2009-го не раз заявлялось о том, что на поддержку малого предпринимательства будет выделено около 30 млрд рублей, реально деньги до предприятий начали доходить только в конце августа, сентябре прошлого года. А опросы свидетельствовали, что многие предприятия вообще не увидели этих средств.
Большие надежды бизнес-сообщество возлагает на недавно созданный департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, который будет заниматься согласованием инициатив чиновников с представителями бизнеса. Департамент был сформирован в июле, но функционировать начал в августе. Все ведомства или министерства теперь обязаны утвердить и согласовать с предпринимателями все нормативные документы, касающиеся коммерческого сектора. Связующим звеном между сторонами по замыслу правительства станет новый департамент. "Мы уже провели несколько совещаний, - рассказал г-н Галушка. - Сейчас готовится подписание соглашения между министерством и "Деловой Россией", которая на регулярной основе будет давать предпринимательскую общественную оценку".
Также эксперт напоминает, что 2-го августа вышло распоряжение премьера Владимира Путина о назначении в правительстве ответственного за инвестиционный климат и за рассмотрение жалоб и обращений предпринимателей Игоря Шувалова, первого вице-премьера. Этим же распоряжением организациям "Деловой России" и "Опоре России" предложено осуществлять мониторинг предпринимательского климата и вносить в правительство предложения по устранению причин и факторов, которые его ухудшают. Эти два события, по мнению эксперта, показывает, что правительство постепенно настраивается на партнерские отношения с предпринимательским сообществом.
Событие | Рейтинг | Прогноз |
---|---|---|
МАКРОЭКОНОМИКА | ||
Общая ситуация на мировых фондовых рынках | С | |
Макроэкономическая ситуация в CША | D | |
Макроэкономическая ситуация в России | С | |
ПОЛИТИКА | ||
Медведев: РФ приложит все усилия для стабильности на Кавказе | D | |
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ | ||
Уровень мировых цен на нефть | C | |
Уровень мировых цен на металлы | C | |
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ | ||
Электропотребление в РФ за неделю выросло на 8,6% | С | |
"Ростелеком" проведет дополнительную проверку заявок акционеров на выкуп акций | C | |
S&P повысило краткосрочный рейтинг "Газпрома" с "А-3" до "А-2", прогноз - "Cтабильный | С |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Наиболее сильное влияние на рынок оказывают события с рейтингом А, события, имеющие рейтинг D по нашей шкале, оказывают слабое влияние.
- В разделах "Макроэкономика" и "Сырьевые рынки" в столбце 2 в скобках может быть указан рейтинг предыдущего дня.
- Стрелка "вниз" в столбце 3 указывает на вероятное негативное влияние на рынок, стрелка "вверх" - положительное/нейтральное.
Инвестиционный фон - умеренно негативный
Костенкова Ольга (Finam.ru)