По данным экспертов, больше всего желающих обзавестись своим делом в Таиланде, Индонезии и Китае, меньше всего — в Германии, Дании, Швейцарии, Ирландии, Италии и Норвегии.
Только 3,7% среди ищущих работу в США заинтересованы в создании собственного бизнеса. К такому выводу пришли специалисты рекрутинговой корпорации Challenger, Gray & Christmas, замеряющие уровень предпринимательской активности среди ищущих работу американцев с 1986 года. Это самый низкий показатель за все время проведения подобных исследований, утверждают в Challenger. В первой половине 2010 года они опросили 3000 соискателей — «белых воротничков». Годом ранее интерес к созданию собственного бизнеса проявили около 8,5% безработных. Всплеск интереса к предпринимательству был зафиксирован в 1989 году, когда 21,5% ищущих работу готовы были начать собственное дело, и с тех пор неуклонно снижался.
Эксперты из Challenger объясняют этот результат оживлением на рынке труда. Будущих предпринимателей отпугивает нестабильность экономики и ужесточение условий кредитования, отмечают они. К иным выводам пришли специалисты международной рекрутинговой компании Kelly Services, опросившие с октября 2009 года по январь 2010 года 134 тыс. человек в 29 странах мира. Больше всего желающих обзавестись своим делом в Таиланде (55%), Индонезии (54%) и Китае (49%). Меньше всего — в Германии (9%), Дании (11%), Швейцарии (16%), Ирландии, Италии и Норвегии (по 17%). В России в исследовании приняли участие 5,5 тыс. человек, преимущественно «белые воротнички» из городов-миллионников, 80% из которых моложе 35 лет, и 39% опрошенных заявили, что хотели бы открыть свое дело.
«Если в США в малом бизнесе занято около 70% населения, то в России таких не более 25%», — отмечает Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития. Действительно, сейчас интерес к предпринимательству в США снизился. После кризиса просто меньше финансовых возможностей для организации своего дела. Рост интереса к созданию своего бизнеса у россиян Гонтмахер связывает с разрушением в кризис иллюзий о престижности и надежности работы в крупных компаниях. «В кризис именно представители «офисного планктона» массово оставались без работы. И теперь люди, особенно молодые, задумались о том, чтобы попробовать себя в малом бизнесе», — говорит он.
В Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства утверждают, что за кризисный год в России число малых предприятий увеличилось на 9,3%.