Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Динамичным здесь не место. "Slon.ru"

Российское государство решило поддерживать не быстрорастущие, а высоконаучные компании

Минобрнауки подвело итоги конкурсного отбора на выделение субсидий организациям для развития кооперации с вузами. Отбор вызвал ажиотаж среди предприятий реального сектора и вузов: согласно протоколу вскрытия конвертов было подано более 400 заявок с апреля, когда был объявлен конкурс. Победителями признали только 56 заявок, в том числе таких известных компаний, как «Алроса», «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», «1С», «КамАЗ».

Правительство собирается с помощью этой меры наладить кооперацию между вузовской наукой и реальным сектором по западному образцу. Деньги на это выделяются солидные: борьба идет за субсидии сроком от 1 до 3 лет в размере до 100 млн рублей в год для финансирования высокотехнологичных проектов, реализуемых совместно с вузами. По планам, общий объём бюджетного финансирования за 2010–2012 годы составит 19 млрд рублей.  

Однако недочеты в организации конкурса показывают, что государство не очень понимает, кого и как оно собирается поддерживать. Например, участниками конкурсного отбора могут выступить юридические лица любой организационно-правовой формы, кроме государственных и муниципальных учреждений. Иными словами, в отборе разрешено участвовать государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Получается, что вместо того чтобы более четко определить целевую группу – например, поддерживать сотрудничество вузов и малых инновационных компаний частного сектора: государство решило в очередной раз раздать «всем сестрам по серьгам» и никого не обделять.  

Об отсутствии четких приоритетов говорят и формальные цели конкурсного отбора. Мероприятие направлено и на создание условий для долгосрочного сотрудничества вузов и организаций реального сектора, и на повышение конкурентоспособности научно-исследовательского сектора, и на повышение профессионального уровня преподавателей, и на их привлечение к НИОКР, и на укрепление международных научных связей, и на многое другое.

Однако практика стран, где развиваются схожие меры поддержки, показывает, что все эти меры на самом деле решают только две задачи: обеспечение трансфера технологий в частный сектор и обмен знаниями и информацией. Например, в Великобритании или Сингапуре малым предприятиям выдаются так называемые инновационные ваучеры, которые они могут использовать для расширения сотрудничества с «организациями, производящими знания».

При этом в России поддержка оказывается по отраслевому признаку: в конкурсной документации прямо заявлены приоритетные направления проектов. В итоге, на выбор проектов начинают влиять субъективные факторы. Вдобавок среди критериев отбора есть и такие слабо формализуемые, как «обоснованность цены выполняемых вузом работ по проекту» и «научный (технологический) уровень предлагаемых разработок». Проблему можно решить, если ориентироваться на более очевидные экономические критерии: например, объем продаж за прошедший год, темпы роста оборота предприятия в год. А саму поддержку оказывать не высоконаучным, а быстрорастущим предприятиям.

И самое главное: есть большое опасение, что даже частичных ответов на все эти вопросы в ближайшее время не будет. Ведь вторая очередь конкурсного отбора уже объявлена.

Алексей Шестоперов

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости