Своим мнением о роли малого предпринимательства в переводе экономики Среднего Урала на инновационную модель развития с «Областной газетой» поделился президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, доктор технических наук, профессор Анатолий ФИЛИППЕНКОВ.
— Анатолий Анатольевич, что представляет собой сегодня малый бизнес Свердловской области и насколько важную роль он играет в развитии нашего региона?
— Думаю, что предпринимательство сегодня не нуждается в доказательствах своей значимости. В Свердловской области в сфере малого и среднего бизнеса занято более семисот тысяч человек, а доля объёма оборота этого сектора в экономике региона составляет около 40 процентов. По оценке столичного Национального института системных исследований проблем предпринимательства Свердловская область по уровню развития малого и среднего бизнеса в 2009 году заняла шестое место из 83 регионов России.
— И это в условиях кризиса, который мы пережили в прошлом году?
— Во всём мире малый бизнес считают «подушкой безопасности» национальных экономик во время кризисов и на стадии выхода из них. Этот факт подтверждается сейчас и в России, в частности, в нашем регионе. Мы убедились, что устойчивость экономики во многом зависит от малого и среднего бизнеса именно потому, что они гибче, мобильнее и быстрее находят варианты противодействия кризису. Малый бизнес Свердловской области пострадал от кризиса в два с лишним раза меньше, чем крупный. Полагаю, что кризис даже стал катализатором развития малого бизнеса в нашем регионе. Темпы прироста субъектов малого и среднего бизнеса в Свердловской области в 2009 году были значительно выше, чем в целом по России, и в этом секторе у нас за последний год созданы тысячи новых рабочих мест.
— Видимо, здесь сыграла роль и помощь со стороны руководства области?
— Действительно, в Свердловской области на развитие малого бизнеса за минувший год направлено свыше одного миллиарда рублей. В регионе, например, успешно реализуется наиболее удачная в России программа «Начни своё дело» по микрофинансированию и финансовой поддержке самозанятости населения посредством выдачи гражданам субсидий на открытие собственного дела.
Предпринятая в этом году на региональном уровне реорганизация структур поддержки малого и среднего предпринимательства также даёт свои плоды. Сегодня в регионе создаются новые инструменты поддержки инновационного бизнеса. Особенно интересен для предпринимателей Инновационный центр предпринимательства Свердловской области, представленный на выставке «Иннопром-2010» инфраструктурный хаб, нацеленный на предоставление всего набора сервисов для малого бизнеса.
Не могу не упомянуть и большую роль, которую играет координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главном федеральном инспекторе в Свердловской области. Возглавляет этот совет главный федеральный инспектор по Свердловской области Виктор Александрович Миненко. Он, в частности, очень помогает в работе и нашему союзу.
— А что представляет собой Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области и каковы его цели и задачи?
— В наш cоюз, один из крупнейших в России, сегодня входят свыше 70 предпринимательских объединений из Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Алапаевска, Новоуральска и других городов области. Только за последний год наши ряды пополнили 17 территориальных и отраслевых объединений предпринимателей, более 50 субъектов малого и среднего бизнеса.
Что же касается задач, то если коротко, — это всемерное содействие развитию предпринимательства. В 2010 году предприятия малого и среднего бизнеса завершат выход из кризиса, и сейчас наш cоюз сосредотачивается на задачах, поставленных Президентом России Дмитрием Медведевым. Прежде всего — на технологическом обновлении, внедрении инновационных разработок, модернизации экономики.
— Но ведь это глобальные задачи, касающиеся всех сфер экономики?
— Это так, но для малого и среднего бизнеса они особенно актуальны, потому что здесь накопилось много проблем, сдерживающих дальнейшее развитие. Достаточно сказать, что доля инновационных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса Свердловской области не превышает трёх процентов, а производственных — не более 20 процентов.
Основные причины этого мы видим в несовершенстве законодательной базы по инновациям, отсутствии областной инновационной программы и соответствующих стимулов для производственников, низком спросе на инновационную продукцию.
Так что если в кризисные 2008–2009 годы основной задачей поддержки малого бизнеса было обеспечение занятости населения под девизом «Начни своё дело!», то сегодня вектор смещается на модернизацию предприятий. Доля инновационных проектов и в малом бизнесе должна составлять не менее 20 процентов. А возможно, и более.
Сегодня государство выделяет значительные ресурсы на поддержку малого и среднего инновационного бизнеса. Но эти средства могут уйти в песок без должной отдачи, если не будет организована система сбора и внедрения в производство наиболее перспективных бизнес-идей. И пусть не все из них вырастут до реального производства — мировая практика показывает, что если удачна хотя бы десятая часть проектов, то они сторицей окупают все остальные. Сегодня в российской экономике редкостный период — благоприятный для инноваций. Путь от бизнес-идеи до её практического воплощения в производстве может быть короче, если курс на инновации будет поддержан на всех уровнях, сверху донизу, от федеральной власти до рядового предпринимателя.
Поэтому совместно с министерством промышленности и науки Свердловской области и областным Союзом промышленников и предпринимателей наш Союз принял самое активное участие в разработке проекта областного закона по государственной поддержке субъектов инновационной деятельности.
— Каковы достоинства этого документа и как он может повлиять на уcкорение модернизации экономики?
— Главное, что в нём системно прописаны имущественные, финансовые, налоговые и иные нормы по поддержке и стимулированию развития субъектов инновационной деятельности, содержатся статьи и положения по развитию саморегулирования, государственно-частного партнёрства в инновационной сфере. Предусмотрена возможность выделения малым инновационным предприятиям за счёт средств областного бюджета субсидий и грантов, возмещение до 70 процентов затрат на оплату сертификации инновационной продукции, участия в выставках, при приобретении высокотехнологичного оборудования и уплате лизинговых платежей, предоставление права уплаты по пониженной ставке налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет.
Полагаю, что это весомый комплекс мер, который безусловно послужит сильнейшим стимулом для модернизации малых и средних предприятий.
— Вы говорили о реорганизации структур поддержки малого и среднего предпринимательства. Нельзя ли подробнее об этом?
— Задача предпринимателя — разработать бизнес-проект и развивать свой бизнес в регионе, получая прибыль, создавая рабочие места и платя налоги. Но, занимаясь этим, предпринимателю приходится разбираться в десятках организаций поддержки и источниках финансирования. В их числе сегодня — не только федеральные и областные фонды, но и около сотни институтов развития и различных надбюджетных источников и фондов, в том числе иностранные.
Предпринимателей вдохновила новая концепция поддержки малого бизнеса, разработанная директором департамента министерства экономики области М. Годовых. В соответствии с концепцией сейчас формируется полная база офисных и производственных помещений, земельных участков Екатеринбурга и Свердловской области, а также бизнес-инкубаторов, технопарков и промпарков, которые смогут предоставлять помещения для открытия собственного дела на льготной основе.
Исполняя решения областного правительства, муниципальные образования уже подготовили проекты по созданию инфраструктуры для развития предпринимательства общей площадью более 50 тысяч квадратных метров. В том числе в Екатеринбурге — около 30 тысяч, Нижнем Тагиле — 18 тысяч квадратных метров. Но, по скромным подсчётам, инфраструктура в области должна составить около 100 тысяч квадратных метров в муниципальных бизнес-инкубаторах.
Пока же у нас бизнес-инкубаторы имеют площади 2,85 тысячи квадратных метров, а отдача от них невелика. Считаю, что сегодня надо создавать уже не технопарки, а научно-внедренческие центры. Такие как технопарк «Приборостроение», созданный на базе ФГУП «НПО Автоматики». Он успешно участвует в производстве систем управления космическими полётами, в том числе для космодрома Куру во французской Гвиане.
В нашем регионе действуют Уральское отделение Российской академии наук, целый ряд авторитетных вузов и отраслевых институтов, но лишь два процента научных разработок становятся производственными инновациями. Выигрывает не тот, кто разрабатывает новые технологии, а тот, кто их внедряет! Мешает развитию малого бизнеса и предпринимательская разобщённость. Я надеюсь, что наладить взаимодействие предпринимателей с властью Союзу малого и среднего бизнеса Свердловской области поможет и недавно созданный региональный совет сторонников партии «Единая Россия», возглавляемый депутатом областной думы Виктором Бабенко.
— Чем именно он может помочь?
— Институт сторонников «Единой России» является инструментом для расширения возможностей общения правящей партии с широкими слоями населения, в том числе с малым и средним бизнесом. Поэтому планируется подписать договор между советом сторонников и нашим Союзом о совместной конструктивной работе. В октябре-ноябре 2010 года пройдёт региональный форум промышленно-предпринимательского актива — сторонников партии «Единая Россия» в контексте инновационного развития Свердловской области, там мы намерены выработать конкретный план совместных действий по переводу экономики области на инновационную модель развития. А такая модель немыслима без малого инновационного бизнеса.
Беседовал Леонид ПОЗДЕЕВ