Реальным способом поддержки малых предпринимателей был бы доступ к заказам госкомпаний и госкорпораций
7 сентября Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект о смягчении требований к малым предпринимателям, претендующим на госзаказ. В проекте предлагается снизить обеспечение заявки на участие в торгах с 5% до 2% от максимальной (или начальной) цены контракта, и, на первый взгляд, это шаг навстречу бизнесу. Но на деле – лишь незначительное послабление.
Надо сказать, что несколько статей закона прорабатывались больше года: российский премьер дал поручение об этом Минэкономразвития, Минфину и ФАС еще 22 апреля 2009 года. Увы, даже спустя год не решены гораздо более насущные проблемы в плане доступа малых предприятий к заказам.
К примеру, нет даже официального порядка подтверждения статуса малого предприятия. Допустим, что в электронном аукционе участвует некое ООО «Ромашка». По количеству сотрудников и по размеру выручки предприятие относится к средним, однако в своей заявке на участие оно заявляет, что принадлежит к малым предприятиям. У заказчика же нет возможности проверить статус «Ромашки» – нет такого права по закону. Но даже если бы оно и было, то малое предприятие не могло бы свой статус подтвердить: налоговые органы не выдают справки о подтверждении статуса малого предприятия, нет даже формы таких справок.
Кстати, по закону квота на размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства – не менее 10% и не более 20%. До 2009 года это требование редко соблюдалось, часто из-за того, что не было никаких санкций: административная ответственность за нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. Проблема здесь в том, что принципы расчета того объема заказа, который заказчик должен разместить среди субъектов малого предпринимательства, определены недостаточно четко, а это затрудняет контроль соблюдения квоты. Действующая система статистического учета (форма отчетности «1-торги») просто не дает адекватных данных об участии субъектов малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе.
Это приводит к возникновению различных подходов и методик расчета доли малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. Например, по мнению отдельных экспертов, доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, не превысила в 2009 году 2,08% (официальной статистики пока нет). При этом федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями не более 1% контрактов в стоимостном выражении, а доля участия малых предприятий в аукционах не превысила 11%. Согласно мониторингу НИСИПП, в отдельных регионах эта доля в 2007–2008 гг. была на уровне 10%, еще в нескольких субъектах РФ превышала 50%. Но в большинстве регионов подобная информация просто отсутствовала.
Доля государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства в общем объеме государственных и муниципальных закупок регионов РФ
Регион | 2007 год, % | 2008 год, % | |
г. Санкт-Петербург | 29,67 | 60,28 | |
Кировская область | 17,59 | 20,13 | |
Костромская область | 9,2 | 7,3 | |
Липецкая область | 6 | 9,2 | |
Магаданская область | 43,0-45,0 | 19,0-21,0 | |
Мурманская область | 10 | 17 | |
Пермский край | 3,9 | 3,7 | |
Республика Адыгея | 32,7 | 14,3 | |
Республика Алтай | 18,7 | 21,5 | |
Республика Башкортостан | 17,33 | 18,23 | |
Республика Дагестан | Нет данных | 30,3 | |
Республика Калмыкия | 85,39 | 82,87 | |
Республика Татарстан | Нет данных | 7,8 | |
Рязанская область | 36,2 | 53,1 | |
Самарская область | Нет данных | 20,0-25,0 | |
Смоленская область | 35,1 | 36,4 | |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | Нет данных | 2,3 | |
Чувашская Республика | Нет данных | 36,7 |
Еще одна проблема – непосредственно госзаказ, в котором могут поучаствовать малые предприятия, составляет около 9% ВВП, при этом законодательство о госзаказе не распространяется на госкомпании и госкорпорации. А между прочим объемы заказов «Газпрома», РЖД и Сбербанка вместе взятых можно оценить в более чем 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций – более 2% ВВП. Если хотя бы отдельные положения федерального закона № 94-ФЗ распространить как минимум на государственные корпорации, то это могло бы расширить сферу потенциального участия малого бизнеса в госзаказе на несколько процентных пунктов ВВП.
Наконец, информация даже о тех государственных и муниципальных закупках, в которых можно поучаствовать, мало доступна предпринимателям. Конечно, сейчас действует официальный сайт о федеральных заказах, в каждом регионе и в большинстве муниципалитетов разработаны собственные сайты. Однако функция поиска информации на таких сайтах не всегда удобна для пользователей. Информация по закупкам с участием малых предприятий на официальном сайте о федеральных заказах доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретному способу размещения заказа. По мнению экспертов, среди 83 субъектов федерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участии субъектов малого предпринимательства в государственном заказе, а 61% региональных сайтов не дают вообще никаких сведений об этом.
Все это снижает эффективность поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов и слабо стимулирует небольшие компании участвовать в торгах.
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства