Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

О возможности бума предпринимательства. Экспертный канал "Открытая экономика"

Ограниченный доступ к услугам естественных монополий и трудности во взаимодействии с местными органами власти — важнейшие препятствия на пути развития малого и среднего бизнеса. Однако этот бизнес все равно растет — как трава через асфальт. Тем более актуальны задачи поддержки этих ростков и выстраивания системы наибольшего благоприятствования для развития МСП, считает исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков

Малый бизнес — это нечто вроде микроорганизмов, которые способны выжить даже после ядерной войны. И в кризис малый бизнес продолжал продуктивно работать, доказывая тем самым, что активность населения не могут остановить никакие потрясения. Ни кризис, ни фактически дестимулирующая система отношений с крупным бизнесом и властью.

Малый бизнес Санкт-Петербурга и его динамика — отличное тому подтверждение. В городе неуклонно растет количество малых предприятий, растет и количество занятых в этой сфере бизнеса, наконец, увеличивается объем налоговых поступлений в городской бюджет. Если рост числа предприятий не всегда объективный показатель, скрывающий большое количество «мертвых душ», то рост занятости в МСП и налоговых отчислений — несомненный показатель того, что бизнес развивается. Налоговые поступления в бюджет города от малого бизнеса составляют около 30%. По сравнению с предыдущими годами этот показатель стабильно растет, и, понимая проблемы малого бизнеса в период финансового кризиса, город многократно увеличивает финансирование программ поддержки, в том числе привлекая средства федерального бюджета. Вот несколько цифр для примера: 2006 год — 254 млн руб.; 2007 год — 415 млн  руб.; 2008 год — 514,1 млн  руб.; 2009 год — 1,23 млрд  руб. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Санкт-Петербург сегодня занимает лидирующие позиции в России по ряду ключевых показателей развития малого предпринимательства:

  • первое место по объему оборота малых предприятий на душу населения;
  • первое место по количество малых предприятий на 100 тыс. жителей;
  • третье место по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых.

Одно из благотворных для малого бизнеса следствий кризиса — большая, чем раньше, доступность квалифицированных кадров с относительно низкими компенсационными требованиями. Собственно этим пока реально благотворное влияние кризиса на развитие малого бизнеса и ограничивается.

Три барьера развитию

С другой стороны, и общение с предпринимателями, и результаты исследований, неопровержимо доказывают, что малый и средний бизнес в своем развитии сталкивается с большим количеством как объективных трудностей так и искусственных барьеров. Один из них — взаимоотношения с органами власти. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация. В высших эшелонах власти — на федеральном и региональном уровне — есть желание развивать малый бизнес и давать ему «зеленый свет» всюду, где это возможно. Однако чем ниже в иерархии уровень государственного служащего, тем сложнее оказывается малому предприятию с ним взаимодействовать. Вот такой парадокс властной вертикали: верхи хотят, низы — не желают или не могут перестроиться. И этот парадокс отчасти объясняется неконкретностью и трудностью реализации властных пожеланий сверху.

Основные препятствия развитию малого и среднего предпринимательства с достаточной полнотой описывают результаты многих опросов и исследований, проведенных за последние десять лет. Более того, они более или менее универсальны и не привязаны к особенностям того или иного региона или муниципального образования. Это три группы барьеров: ограничение доступа к помещениям и земельному участку для ведения деятельности; к финансовым инструментам, прежде всего — к кредитованию; к услугам естественных монополий, прежде всего, ограничения по подключению к электросетям.

Большинство протестных выступлений предпринимателей, от писем первым лицам страны и города с просьбами о спасении и до выхода на улицы и организации митингов, вызваны именно вопросами доступа к помещениям и земельным участкам. Место ведения деятельности — основа малого бизнеса. Малый бизнес не имеет возможности возводить капитальные объекты в связи с отсутствием средств на получение огромного числа согласований и разрешений. Лазейкой оставались временные объекты, возводимые на арендованных у города земельных участках. Больше года предприниматели не разрабатывают новые участки из-за невыгодной и опасной конкурсной процедуры на аренду земли, отсутствия адресной программы размещения объектов и подвешенного состояния ожидания нового городского закона по аренде собственности.

Сейчас разрабатывается три региональных закона и два постановления Правительства СПб, которые, как надеется Союз, снимут остроту проблемы. Наиболее актуален вопрос сохранения действующих объектов. Если не будут созданы условия для приоритетного продления договоров аренды уже устроившим бизнес предпринимателям, то встроенные помещения с развитой деятельностью перейдут новым собственником, временные объекты пойдут под бульдозер, тысячи людей в миг окажутся безработными и цены на ежедневно необходимые товары и услуги будут определяться только крупными участниками рынка. С другой стороны, поскольку в обществе активно распространяется информация о государственной поддержке малого бизнеса, возникают полукомичные ситуации. Например, молодые люди, никогда ранее не занимавшиеся предпринимательской деятельностью, обращаются в Союз с просьбой содействия в старте деятельности и заявляют, что присмотрели земельный участок в коммерчески выгодном месте и хотят в течение нескольких недель арендовать или выкупить его у города, взяв кредит. Сложность системы аренды госсобственности привела к появлению отдельного направления деятельности по получению земельных участков или объектов недвижимости у государства, сбора различных согласований, подготовки пространства для непосредственной предпринимательской деятельности и пересдачи его в субаренду.

Даже после того как, благодаря усилиям предпринимательских объединений, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, Общественного совета при губернаторе, срок подключения к электросетям был значительно уменьшен, он все равно составляет астрономический по международным меркам срок минимум в 174 рабочих дня. Для примера, в Италии он составляет лишь 9 рабочих дней. Раньше было еще хуже: срок подключения составлял от 1,5 до 2 лет, и это при том, что договоры аренды земельного участка под размещение временного объекта, как правило, заключаются на 3 года. Эта система вынуждает малый бизнес пользоваться предпринимательской смекалкой, нелегальным или полулегальным подключением. На этом направлении ни город, ни регион изменить ситуацию не могут. Нужны изменения федеральных нормативно-правовых актов, прежде всего, некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям, а возможно и изменение отдельных элементов электросистемы страны в части технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В плане доступа к кредитным ресурсам в нынешнем году сложилась парадоксальная ситуация. В Союз малых предприятий Санкт-Петербурга весной этого года обратилось не менее 15 банков — и с госучастием, и частных, и иностранных — с предложением презентовать разработанные ими программы кредитования малого бизнеса. При этом к обсуждению проблемы подключаются менеджеры высокого уровня — от начальников кредитных департаментов до вице-президентов и президентов банков. Желающих обсуждать эти проблемы со стороны компаний-членов Союза также немало. Однако в ходе обсуждения предложений и анализа предъявленного спроса оказывается, что малый бизнес не может работать на тех условиях, которые предлагают банки. Вот конкретный пример. Один предприниматель воспользовался правом выкупа арендуемого помещения, предоставленного в рамках  159-ФЗ от 22.07.2008. Выкуп был проведен по рыночной оценке. Выяснилось впоследствии, что это решение оставило его без средств на развитие бизнеса. Переговоры же с банком о получении кредита под залог приобретенной недвижимости показали, что банк оценивает залоговое имущество в размере не более 38% его «рыночной стоимости». Причем на момент переговоров самый острый период кризиса на рынке недвижимости был уже пройден. По специальной программе кредитования выкупа арендованных помещений, разработанной «Северо-Западным банком Сбербанка России» совместно с Правительством Санкт-Петербурга и широко освещаемой в СМИ в качестве реального инструмента поддержки малого бизнеса, более чем за год ее существования был выдан лишь один кредит на приобретение объекта недвижимости.

Отвечая на главный вопрос, возможен ли бум предпринимательской активности в России, можно сказать так: если три главных барьера на пути МСП будут устранены, то взрыв предпринимательской активности просто неизбежен. Однако устранение всех трех главных барьеров на этом пути невозможно без участия государства, и важно, чтобы изменения нормативно-правовой базы происходили с учетом позиции предпринимательского сообщества и в открытом конструктивном диалоге.

Владимир Меньшиков